Практическая работа на комплексе biopac. Время реакции
Основные понятия:
Время реакции – время от начала воздействия раздражителя до начала объективно регистрируемого ответного действия.
Научение – приобретение знания или навыков благодаря опыту и/или инструкциям.
Средняя (арифметическая) – отношение суммы всех значений к их количеству.
Xср. = ∑Xi ∕ n
Размах вариации – разность между наибольшим и наименьшим значениями признака.
Дисперсия – средний квадрат отклонения значений признаков ряда от их средней (σ2).
σ2 = ∑(Xi-Xср.)2 ∕ (n-1)
Стандартное (среднее квадратическое) отклонение – квадратный корень от дисперсии (σ).
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
Пронаблюдать влияние научения и физиологических процессов на время реакции.
Сравнить время реакции в двух случаях: сигналы производятся с постоянными интервалами и с псевдослучайными интервалами.
Вычислить статистические показатели: среднюю, дисперсию, стандартное отклонение.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, кнопка-переключатель дистанционная SS10L, наушники OUT1.
ХОД РАБОТЫ:
Включение.
Включите компьютер. Убедитесь, что основной блок BIOPAC выключен. Подключите оборудование: кнопка-переключатель (SS10L) - канал 1 (СН 1), наушники (OUT1) – задняя панель блока. Включите блок BIOPAC. Запустите программу Biopac Student Lab. Выберите урок 11 (“L11-React-1”) и нажмите OK. Внесите имя файла и нажмите ОК.
Калибровка.
Испытуемый должен подготовиться к проведению калибровки и регистрации, т.е. сидеть в расслабленном состоянии с наушниками и закрытыми глазами, держать кнопку-переключатель в доминантной руке, готовый нажать на кнопку большим пальцем.
Нажмите Calibrate. Прочтите диалоговое окно и нажмите ОК. Услышав щелчок, испытуемый должен быстро нажать на кнопку и отпустить её. Процедура калибровки продлится 8 с и остановится автоматически. Если кнопка Calibrate вновь появится на экране, проверьте подключение и повторите процедуру калибровки.
Регистрация данных.
Сегмент 1: Псевдослучайные интервалы (Опыт 1). Нажмите Record (Запись). Начнётся опыт с псевдослучайной схемой подачи сигналов и автоматически создастся метка добавления с текстом “pseudo-random”. Щелчки будут подаваться с псевдослучайным интервалом (интервалы будут не меньше 1 с и не больше 10 с). Метка события будет вставляться при каждом щелчке. При нажатии кнопки испытуемым на экране будет отображаться восходящий импульс. Запись остановится автоматически после 10 щелчков. Возможные ошибки при регистрации: 1) нет ответных импульсов на некоторые щелчки; 2) ответный импульс находится до метки события; 3) ответный импульс продолжается до следующей метки (испытуемый слишком долго удерживал кнопку в нажатом состоянии). Если регистрация содержит ошибки, нажмите “Redo” (повторно выполнить).
Сегмент 2: Псевдослучайные интервалы (Опыт 2). Нажмите Resume (Продолжить), при этом запись возобновится и автоматически создастся метка добавления с текстом “repeat pseudo-random” (повторный опыт с псевдослучайными интервалами). Запишите 2-й опыт. Если регистрация содержит ошибки, нажмите “Redo” (повторно выполнить).
Сегмент 3: Постоянные интервалы (Опыт 1) . Нажмите Resume (Продолжить). Запись продолжится и автоматически создастся метка добавления с текстом “repeat fixed-interval” (постоянные интервалы). Щелчки будут производиться с постоянным интервалом, каждые 4 с. Запись остановится автоматически после 10 щелчков. Если регистрация содержит ошибки, нажмите “Redo” (повторно выполнить).
Сегмент 4: Постоянные интервалы (Опыт 2). Нажмите Resume (Продолжить). Запись продолжится и автоматически создастся метка добавления с текстом “repeat fixed-interval” (повторный опыт с постоянными интервалами). Записать опыт. Если регистрация содержит ошибки, нажмите “Redo” (повторно выполнить).
Нажмите Done (Готово). Для регистрации данных другого испытуемого выбрать опцию – “Record from another subject”.
Анализ данных.
Войдите в режим просмотра сохранённых данных (Review Saved Data). После нажатия Done программа автоматически рассчитает 10 величин времени реакции и их среднюю и представит их в журнале.
Настройте окно для оптимального отображения 1-й метки событий и первого импульса в 1-м сегменте данных. С помощью I-образного курсора выделите участок от метки события до импульса, запишите величину ΔT и сравните её с величиной, указанной в журнале. Повторите для остальных импульсов. Перенесите данные в отчёт.
ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ Дата:
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
Средняя |
|
|
|
|
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
Средняя |
|
|
|
|
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
Средняя |
|
|
|
|
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
Средняя |
|
|
|
|
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Номер стимула | ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс) | |||
Псевдослучайный | Постоянный интервал | |||
Сегмент 1 (1-й опыт) | Сегмент 2 (2-й опыт) | Сегмент 3 (1-й опыт) | Сегмент 4 (2-й опыт) | |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
Средняя |
|
|
|
|
Сравнение величин времени реакции по мере научения (по ходу эксперимента)
Имя студента | Данные опыта 1 с псевдослучайной схемой (Сегмент 1)
| Данные опыта 1 с постоянной схемой (Сегмент 3) | ||||
Стимул 1 | Стимул 5 | Стимул 10 | Стимул 1 | Стимул 5 | Стимул 10 | |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
Средние: |
|
|
|
|
|
|
Групповые значения
Данные группы Средние для студентов | Опыты с псевдослучайной схемой | Опыты с постоянной схемой
| ||
Первый | Второй | Первый | Второй | |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
средние группы: |
|
|
|
|
Дисперсия и Стандартное отклонение
Вычислите σ2 и σ , используя данные 5 студентов из Сегмента 2: Опыт 2 с псевдослучайными интервалами и из Сегмента 4: Опыт 2 с постоянными интервалами.
Сегмент 2: Данные 2 Опыта с Псевдослучайными интервалами
Студент | ВВЕДИТЕ | ВВЕДИТЕ | ВЫЧИСЛИТЕ | ВЫЧИСЛИТЕ |
Среднее время реакции студента Xj | Групповая средняя Xср. |
Отклонение (Xj - Xср.) |
Отклонение2 (Xj - Xср.)2 | |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
| |
3. |
|
|
| |
4. |
|
|
| |
5. |
|
|
|
σ2= σ =
Сегмент 4: Данные 2 Опыта с Постоянными интервалами
Студент | ВВЕДИТЕ | ВВЕДИТЕ | ВЫЧИСЛИТЕ | ВЫЧИСЛИТЕ |
Среднее время реакции студента Xj | Групповая средняя Xср. |
Отклонение (Xj - Xср.) |
Отклонение2 (Xj - Xср.)2 | |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
| |
3. |
|
|
| |
4. |
|
|
| |
5. |
|
|
|
σ2= σ =
Вопросы:
Опишите, как изменилось среднее время реакции между первым и десятым стимулами:
Для Сегмента 1: Для Сегмента 2:
В каком Сегменте наблюдалось большее изменение средней величины времени реакции?
Определите минимальное время реакции (когда оно становится постоянным):
Какие физиологические процессы происходят между подачей стимула и ответом (нажатием кнопки-переключателя)?
При какой схеме подачи сигналов средняя для группы оказалась ниже?
Какая из схем подачи стимулов отражает меньшие изменения времени реакции (более низкие показатели дисперсии и стандартного отклонения)?
Установите вероятную зависимость между сложностью задачи и статистическими характеристиками времени реакции: средней, дисперсией и стандартным отклонением.
Как различается время реакции и научение для Вашей правой и левой рук?
2-е и 3-е практические занятия. Частная физиология ЦНС.
Роль спинного мозга в регуляции опорнодвигательного аппарата и вегтативных функций организма. Характеристика спинальных рефлексов. Саморегуляция мышечного тонуса (тонуса скелетных мышц).
Физиология ствола мозга. Продолговатый мозг и мост, их участие в саморегуляции функций. Средний мозг, его рефлекторная деятельность. Статические и статокинетические рефлексы. Децеребрационная ригидность. Ретикулярная формация ствола мозга, ее функциональная роль.
Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма. Физиология промежуточного мозга (таламус, гипоталамус).
Лимбическая система мозга, ее функциональное значение. Роль базальных ядер больших полушарий головного мозга.
Кора больших полушарий головного мозга, ее функциональная роль. Цитоархитектоника коры полушарий. Афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры. Современные представления о локализации функций в коре больших полушарий.
Вопросы программированного контроля по теме занятия.
1. Какова роль альфа -, гамма-мотонейронов, тела которых расположены в передних рогах
серого вещества спинного мозга?
2. Какие явления характерны при раздражении и поражении спиноцилиарного центра
(уровень последнего шейного и двух верхних грудных сегментов)?
3. Какие функции регулируют нервные центры спинного мозга?
4. Какие функции обеспечивают вегетативные центры спинного мозга?
5. Центры каких рефлексов находятся в продолговатом мозге?
6. На каком уровне ЦНС находятся центры позно-тонических рефлексов?
7. Какие рефлексы осуществляются на уровне среднего мозга?
8. Какие вегетативные рефлексы осуществляются на уровне нервных центров среднего мозга?
9. Какие рецепторные образования принимают участие в выпрямительных (установочных)
рефлексах среднего мозга?
10. Какова роль красных ядер, черной субстанции, передних и задних бугров четверохолмия,
ядра глазодвигательного нерва в среднем мозге?
11. На каких уровнях ЦНС осуществляется регуляция статических и статокинетических рефлексов?
12. Какова роль таламуса промежуточного мозга?
13. Какие функции осуществляются при участии гипоталамуса?
14. Какие функции регулируются при участии мозжечка?
15. Для какого из проявлений мозжечковой недостаточности применим термин «адиадохокинез»?
16. Каковы функции подкорковых ядер стриопаллидарной системы?
17. Для какого функционального состояния человека характерен бета-ритм
электроэнцефалограммы?
18. Какими параметрами электроэнцефалограммы характеризуется альфа-ритм
электрических колебаний в коре головного мозга.
- Пособие для практических занятий по нормальной физиологии
- Физиология возбудимых тканей
- Практическая работа.
- Практические работы.
- 1. Приготовление нервно-мышечного препарата и препарата изолированной икроножной мышцы лягушки.
- 2. Сравнение возбудимости нерва и скелетной мышцы.
- 3. Зависимость амплитуды мышечных сокращений от силы раздражения.
- Практические работы.
- 1. Тетанус и его разновидности.
- Работы на комплексе biopac. Электромиография
- Электромиография 1
- Электромиография II
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений сердца лягушки по Энгельману.
- 2. Лигатуры Станниуса.
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений икроножной мышцы лягушки до и после блокады нервно-мышечного синапса.
- 2. Определение скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.
- Физиология центральной нервной системы (цнс)
- Практическая работа на комплексе biopac. Время реакции
- Практические работы.
- 1. Исследование сухожильных рефлексов.
- 2. Координационные пробы.
- Работы на комплексе biopac. Электроэнцефалография Типовые частоты и амплитуды ээг
- Электроэнцефалография 1
- Измерения амплитуд ээг
- Частота (Герц) ритмов
- Электроэнцефалография 2
- Практические работы.
- 1. Определение вегетативного индекса Кердо.
- 2. Определение минутного объёма (мо) крови непрямым способом Лилье - Штрандера и Цандера.
- 3. Коэффициент Хильдебранта.
- 4. Проба Даньини-Ашнера (глазосердечный рефлекс).
- 5. Клиностатическая и ортостатическая пробы.
- 6. Пробы Ортнера и Геринга.
- 7. Исследование дермографизма.
- Работы на комплексе biopac. Кожно-гальваническая реакция, полиграфия
- Биологическая обратная связь
- Физиология сенсорных систем (анализаторов)
- Практические работы.
- 1. Исследование остроты зрения.
- 2. Определение границ полей зрения.
- 3. Опыт с разделителем полей зрения.
- 4. Аккомодация глаза.
- 5. Слепое пятно (опыт Мариотта).
- 6. Исследование цветового зрения.
- 7. Исследование бинокулярного зрения и определение ведущего глаза.
- 8. Исследование зрачкового рефлекса у человека.
- Работа на комплексе biopac.
- Практические работы.
- 5. Динамометрия (определение остроты мышечного чувства).
- 6. Исследование тактильной чувствительности (эстезиометрия).
- Физиология высшей нервной деятельности (внд)
- Практические работы.
- 1. Исследование силы и подвижности нервных процессов у человека (исследование переключения внимания).
- 2. Роль динамического стереотипа в поведенческих реакциях человека (Опыт с зеркалом).
- 3. Исследование процессов концентрации внимания по тесту «Перепутанные линии»».
- 4. Исследование индивидуально- психологических свойств личности.
- 5. Определение степени соотношения у человека 1 и 2 сигнальных систем.
- 6. Исследование логического мышления.
- 7. Исследование зависимости характера человека от межполушарных взаимоотношений (тест – шутка).
- Практические работы.
- 1. Организация материала для запоминания (Примеры логической памяти)
- 2. Исследование механической кратковременной памяти
- 3. Определение эмоциональной направленности личности (тест Додонова)
- Физиология крови
- Практические работы.
- 1. Взятие капиллярной крови для исследования.
- 2. Определение гематокритного показателя с помощью центрифуги Шкляра.
- 3. Определение плотности (удельного веса) крови.
- 4. Определение скорости оседания эритроцитов (соэ) методом т.В.Панченкова.
- 5. Гемолиз.
- 6. Определение осмотической устойчивости эритроцитов.
- Практические работы.
- 1. Подсчёт эритроцитов в камере Горяева.
- 2. Определение содержания гемоглобина методом Сали.
- 3. Расчёт цветового показателя.
- 4. Подсчёт лейкоцитов в камере Горяева.
- Практические работы.
- 1. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 перекрёстным методом - стандартных сывороток и стандартных эритроцитов.
- 2. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 методом цоликлонов.
- 3.Определение резус-принадлежности крови методом стандартных цоликлонов.
- 4. Определение индивидуальной совместимости крови донора и реципиента по системе ав0.
- 5. Проведение биологической пробы.
- 6. Определение времени остановки кровотечения.
- 7. Определение времени свертывания крови.
- 8. Определение протромбинового времени.
- 9. Тромбоэластография.
- Физиология кровообращения
- Практические работы на комплексе biopac. Электрокардиограмма (экг) I
- Практическая работа на комплексе biopac. Тоны сердца
- Практическая работа на комплексе biopac. Кровяное давление
- Практическая работа на комплексе biopac. Экг и пульс.
- Физиология дыхания и основной обмен
- Практические работы. Опыт с задержкой дыхания.
- Работа на комплексе biopac. Респираторный цикл
- Практические работы.
- Работы на комплексе biopac. Лёгочная деятельность I
- Лёгочная деятельность II
- Практическая работа на комплексе biopac. Физиология аэробных упражнений
- Практические работы.
- 1. Расчет должного основного обмена по таблицам Гаррис-Бенедикта.
- 2. Определение отклонения от должного основного обмена по формуле Рида.
- 3. Решение задач по расчету основного и рабочего обмена.
- 4. Определение суточных энерготрат хронометражно-табличным способом.
- 5. Оценка состояния обмена веществ и энергии по индексу массы тела человека.
- Физиология пищеварения
- Практические работы.
- 2. Определение скорости слюноотделения.
- 3. Изучение свойств слюны.
- 4. Знакомство с основными принципами метода желудочного зондирования.
- 5. Электрогастрография у человека.
- Практическая работа.