Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине опд.Ф. «Основы социальной медицины»
1.Концептуальные подходы к определению «здоровье». Факторы, формирующие здоровье.
Учение о здоровье человека имеет глобальное значение. По своей практической значимости эта проблема считается одной из сложнейших проблем современной науки. При всей важности понятия «здоровье» не так просто дать ему исчерпывающее определение. Г.С. Никифоров, опираясь на ряд научных исследований, в которых была сделана попытка определить сущностные элементы здоровья, выделил несколько концептуальных подходов к определению этого понятия.
1. Здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. Нормальное функционирование организма является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма вычисляются среднестатистические показатели нормы. Отклонение от нормы рассматривается как развитие болезни. Граница между нормой и болезнью расплывчата и в достаточной степени индивидуальна, поэтому в науке введено понятие «предболезнь» - переходное состояние от здоровья к болезни, которое имеет патологические признаки, но не нарушает здоровья.
2. Здоровье - это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Пифагор признак равновесие определял здоровье как гармонию, Гиппократ считал здоровым человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела. Спенсер определяет здоровье – результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним.
3. Здоровье - это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. Акцент на адаптацию.
4. Здоровье - это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений. Логика: здоровы те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи.
5. Здоровье - это способность к полноценному выполнению основных социальных функций и указывает на важность участия человека в социальной деятельности.
6. Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. Этот признак созвучен с определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. и которым принято пользоваться до сих пор.
ВОЗ здоровье это «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие».
Анализ сущностных характеристик здоровья позволил выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную. Медицинская - определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Биомедицинская рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Биосоциальная в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам. Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.
Анализируя эти подходы специалисты склоняются к тому, что здоровье является динамическим процессом сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Факторы, формирующие здоровье гигиеническая наука выделяет: наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания - гемофилию, дальтонизм); эндемические (обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводящие к возникновению эндемических заболеваний - кариес зубов, эндемический зоб, рахит); природно-климатические (характерные для определенных климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний в зоне холодного климата и кожных заболеваний); эпидемиологические (региональные особенности местности, приводящие, в частности, к возникновению природно-очаговых инфекций - гепатит, холера); профессиональные (факторы производственного процесса, способные привести к развитию профессиональных заболеваний); социальные (питание, образ жизни, социальное благополучие), психоэмоциональные (обусловленные воздействием на человека столь частых в последние годы экстремальных ситуаций) и экологические (рост частоты патологии беременности; увеличение частоты нарушений внутриутробного развития плода, рост общей и детской заболеваемости).
- Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине опд.Ф. «Основы социальной медицины»
- 2.Факторы риска для здоровья.
- 3.Понятия «здоровье», «болезнь», «пограничное (третье) состояние». Их взаимосвязь.
- 4.Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия.
- 5.Социальное благополучие как составляющая здоровья. Характеристика социальных факторов, влияющих на индивидуальное и общественное здоровье.
- 6.Комплексная оценка состояния здоровья населения. Отличительные особенности комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья и их краткая характеристика.
- 8.Охрана здоровья граждан как совокупность комплексных мер. Основные принципы охраны здоровья граждан. Основные положения Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- 10.Медицинское страхование как форма социальной защиты граждан в охране здоровья. Основные положения Закона Российской Федерации «о медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
- 11.Образ жизни и здоровье. Понятие и сущность здорового образа жизни. Категории образа жизни: качество жизни, стиль жизни, уклад жизни.
- 12.Питание и здоровье. Понятие о рациональном питании. Признаки нарушения питания.
- 13.Двигательная активность и здоровье. Проблема гиподинамии в современном обществе и ее роль в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний.
- 14.Характеристика основных направлений деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. Работа центров санитарно-эпидемиологического надзора.
- 15.Роль жилища в обеспечении комфортных условий жизни человека. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к жилищу.
- 16.Влияние условий и характера труда на здоровье работающих. Опасные и вредные производственные факторы. Понятие о профессиональных вредностях и профессиональных болезнях.
- 17.Причины и признаки пищевых отравлений. Их профилактика. Контроль общественного питания. Контроль качества пищевого сырья, хранения, сроков реализации, качества продуктов и пищи.
- 18.Международная классификация болезней. Понятие заболеваемости, болезненности, патологической пораженности. Структура заболеваемости. Расчет статистических показателей.
- 19.Профилактика. Виды профилактики, их сущность. Роль социального работника в профилактике социально-значимых болезней.
- Роль социального работника в профилактике социально-значимых болезней.
- 20.Ишемическая болезнь сердца (ибс): понятие, причины и факторы риска ее возникновения. Профилактика.
- 21.Инфекционные заболевания. Понятие об эпидемиологическом процессе. Профилактические мероприятия. Иммунопрофилактика.
- 23.Формы туберкулеза, их краткая характеристика. Туберкулинодиагностика, флюорография и их роль в раннем выявлении туберкулеза.
- Социально-медицинские факторы планирования семьи
- 25.Аборт как социально-медицинская проблема. Классификация абортов. Социальные и медицинские показания к искусственному аборту. Социальные и медицинские последствия аборта.
- 26.Медико-социальные проблемы алкоголизма. Роль социального работника в профилактике распространения алкоголизма среди подростков и молодежи.
- 27.Медико-социальные проблемы наркоманий и токсикоманий. Роль социального работника в их профилактике.
- 28.Определение понятия «инвалид». Инвалидность. Причины инвалидности у детей и подростков. Профилактика инвалидности.
- 29.Основания для признания гражданина инвалидом. Критерии установления группы инвалидности. Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
- 30.Социальная реабилитация инвалидов. Определение. Виды. Основные средства компенсации и замещения. Роль социального работника в ее проведении.
- 31.Медицинская реабилитация инвалидов. Определение. Виды. Этапы. Роль социального работника в ее проведении.
- 32.Профессиональная реабилитация инвалидов. Определение. Компоненты реабилитационного процесса. Роль социального работника в ее проведении.
- Реабилитация включает в себя следующие аспекты:
- 33.Острые и неотложные состояния. Их краткая характеристика. Общие принципы оказания первой доврачебной помощи.
- Доврачебная при острых состояниях
- Первичная обработка раневой поверхности
- 37.Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Причины. Признаки. Техника непрямого массажа сердца. Совместное проведение искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
- 38.Электротравма. Воздействие электрического тока на организм. Тактика оказания первой помощи.
- 39.Термические ожоги. Причины. Характеристика степеней ожога. Неотложная помощь.
- 40.Острые отравления. Причины. Признаки. Неотложная помощь.