Реабилитация включает в себя следующие аспекты:
- Медицинская реабилитация состоящая из реконструктивной хирургии, протезирования, санаторно-курортного лечения;
- Профессиональная реабилитация состоит из профессионального ориентирования, профессионального обучения и образования, содействие в трудоустройстве, производственной адаптации;
- Социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-культурную реабилитацию, социально-бытавую адаптацию;
- Физическую культуру и спорт;
Компоненты проф.реабилитац.процесса инвалидов:
Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги: профессиональную ориентацию; психологическую коррекцию; обучение; создание специального рабочего места инвалида; профессионально-производственную адаптацию.
Профессиональная ориентация - это система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, а также для прогнозирования возможных мер содействия в его будущей профессии.
Цель: оказать содействие человеку в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с потребностями работодателей, рынка труда, личными интересами, способностями и возможностями путем профессионального консультирования, информации и психологической поддержки.
Задачи: информирование и консультирование инвалидов с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения;
ориентирование инвалидов в мире профессий (профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональная диагностика, психологическая поддержка); предоставление услуг по профессиональной информации инвалидам, включая инвалидов из числа учащейся молодежи, по психологической поддержке инвалидов, занятых трудовой деятельностью в период профессиональной адаптации.
Необходимой составляющей профориентационной работы является обеспечение выбора профессии в соответствии с его собственными интересами, склонностями и способностями.
— Психологическую коррекцию, включающую целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве препятствий для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.
— Обучение: персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками такими видами деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами;
Социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания;
Социальному общению, которое включает обеспечение реализации возможности инвалида посещать друзей, кино, театры; социальной независимости, которое должно быть направлено на возможность самостоятельного проживания, возможность распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности;
Оказание помощи в решении личных проблем, которое включает обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового воспитания, воспитания детей;
Консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать правовую помощь инвалиду в области социальной защиты и реабилитации;
Обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.
— Создание специального рабочего места инвалида должна обеспечивать безопасность труда, исключать возможность ухудшения здоровья и травматизма.
Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, вида инвалидности, степени функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы. На специальных рабочих местах для инвалидов должны быть обеспечены оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды, работа с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками.
1 и 2 класс согласно «Гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденных Госкомсанэпидемнадзором России
— Профессионально-производственную адаптацию это система и процесс определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, с приспособлением к ним инвалидов.
Рациональное трудовое устройство - это система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспечение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей.
Роль социального работника в ее проведении. Участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников. Использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу. Оказывает помощь в трудоустройстве инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях. При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.
- Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине опд.Ф. «Основы социальной медицины»
- 2.Факторы риска для здоровья.
- 3.Понятия «здоровье», «болезнь», «пограничное (третье) состояние». Их взаимосвязь.
- 4.Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия.
- 5.Социальное благополучие как составляющая здоровья. Характеристика социальных факторов, влияющих на индивидуальное и общественное здоровье.
- 6.Комплексная оценка состояния здоровья населения. Отличительные особенности комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья и их краткая характеристика.
- 8.Охрана здоровья граждан как совокупность комплексных мер. Основные принципы охраны здоровья граждан. Основные положения Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- 10.Медицинское страхование как форма социальной защиты граждан в охране здоровья. Основные положения Закона Российской Федерации «о медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
- 11.Образ жизни и здоровье. Понятие и сущность здорового образа жизни. Категории образа жизни: качество жизни, стиль жизни, уклад жизни.
- 12.Питание и здоровье. Понятие о рациональном питании. Признаки нарушения питания.
- 13.Двигательная активность и здоровье. Проблема гиподинамии в современном обществе и ее роль в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний.
- 14.Характеристика основных направлений деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. Работа центров санитарно-эпидемиологического надзора.
- 15.Роль жилища в обеспечении комфортных условий жизни человека. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к жилищу.
- 16.Влияние условий и характера труда на здоровье работающих. Опасные и вредные производственные факторы. Понятие о профессиональных вредностях и профессиональных болезнях.
- 17.Причины и признаки пищевых отравлений. Их профилактика. Контроль общественного питания. Контроль качества пищевого сырья, хранения, сроков реализации, качества продуктов и пищи.
- 18.Международная классификация болезней. Понятие заболеваемости, болезненности, патологической пораженности. Структура заболеваемости. Расчет статистических показателей.
- 19.Профилактика. Виды профилактики, их сущность. Роль социального работника в профилактике социально-значимых болезней.
- Роль социального работника в профилактике социально-значимых болезней.
- 20.Ишемическая болезнь сердца (ибс): понятие, причины и факторы риска ее возникновения. Профилактика.
- 21.Инфекционные заболевания. Понятие об эпидемиологическом процессе. Профилактические мероприятия. Иммунопрофилактика.
- 23.Формы туберкулеза, их краткая характеристика. Туберкулинодиагностика, флюорография и их роль в раннем выявлении туберкулеза.
- Социально-медицинские факторы планирования семьи
- 25.Аборт как социально-медицинская проблема. Классификация абортов. Социальные и медицинские показания к искусственному аборту. Социальные и медицинские последствия аборта.
- 26.Медико-социальные проблемы алкоголизма. Роль социального работника в профилактике распространения алкоголизма среди подростков и молодежи.
- 27.Медико-социальные проблемы наркоманий и токсикоманий. Роль социального работника в их профилактике.
- 28.Определение понятия «инвалид». Инвалидность. Причины инвалидности у детей и подростков. Профилактика инвалидности.
- 29.Основания для признания гражданина инвалидом. Критерии установления группы инвалидности. Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
- 30.Социальная реабилитация инвалидов. Определение. Виды. Основные средства компенсации и замещения. Роль социального работника в ее проведении.
- 31.Медицинская реабилитация инвалидов. Определение. Виды. Этапы. Роль социального работника в ее проведении.
- 32.Профессиональная реабилитация инвалидов. Определение. Компоненты реабилитационного процесса. Роль социального работника в ее проведении.
- Реабилитация включает в себя следующие аспекты:
- 33.Острые и неотложные состояния. Их краткая характеристика. Общие принципы оказания первой доврачебной помощи.
- Доврачебная при острых состояниях
- Первичная обработка раневой поверхности
- 37.Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Причины. Признаки. Техника непрямого массажа сердца. Совместное проведение искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
- 38.Электротравма. Воздействие электрического тока на организм. Тактика оказания первой помощи.
- 39.Термические ожоги. Причины. Характеристика степеней ожога. Неотложная помощь.
- 40.Острые отравления. Причины. Признаки. Неотложная помощь.