logo
Экзамен

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине опд.Ф. «Основы социальной медицины»

1.Концептуальные подходы к определению «здоровье». Факторы, формирующие здоровье.

Учение о здоровье человека имеет глобальное значение. По своей практической значимости эта проблема считается одной из сложнейших проблем современной науки. При всей важности понятия «здоровье» не так просто дать ему исчерпывающее определение. Г.С. Никифоров, опираясь на ряд научных исследований, в которых была сделана попытка определить сущностные элементы здоровья, выделил несколько концептуальных подходов к определению этого понятия.

1. Здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. Нормальное функционирование организма является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма вычисляются среднестатистические показатели нормы. Отклонение от нормы рассматривается как развитие болезни. Граница между нормой и болезнью расплывчата и в достаточной степени индивидуальна, поэтому в науке введено понятие «предболезнь» - переходное состояние от здоровья к болезни, которое имеет патологические признаки, но не нарушает здоровья.

2. Здоровье - это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Пифагор признак равновесие определял здоровье как гармонию, Гиппократ считал здоровым человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела. Спенсер определяет здоровье – результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним.

3. Здоровье - это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. Акцент на адаптацию.

4. Здоровье - это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений. Логика: здоровы те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи.

5. Здоровье - это способность к полноценному выполнению основных социальных функций и указывает на важность участия человека в социальной деятельности.

6. Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. Этот признак созвучен с определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. и которым принято пользоваться до сих пор.

ВОЗ здоровье это «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие».

Анализ сущностных характеристик здоровья позволил выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную. Медицинская - определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Биомедицинская рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Биосоциальная в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам. Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.

Анализируя эти подходы специалисты склоняются к тому, что здоровье является динамическим процессом сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Факторы, формирующие здоровье гигиеническая наука выделяет: наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания - гемофилию, дальтонизм); эндемические (обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводящие к возникновению эндемических заболеваний - кариес зубов, эндемический зоб, рахит); природно-климатические (характерные для определенных климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний в зоне холодного климата и кожных заболеваний); эпидемиологические (региональные особенности местности, приводящие, в частности, к возникновению природно-очаговых инфекций - гепатит, холера); профессиональные (факторы производственного процесса, способные привести к развитию профессиональных заболеваний); социальные (питание, образ жизни, социальное благополучие), психоэмоциональные (обусловленные воздействием на человека столь частых в последние годы экстремальных ситуаций) и экологические (рост частоты патологии беременности; увеличение частоты нарушений внутриутробного развития плода, рост общей и детской заболеваемости).