4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
а) Агонисты холинорецепторов и антихолинэстеразных средств: армин, ацеклидин, ацетилхолин хлорид, карбахолин, прозерин, пилокарпин.
Возбуждают Н-холинорецепторы: | Возбуждают М-холинорецепторы: |
Не эффективны в условиях денервации: | Холиномиметики, эффекты которых полностью устраняются атропином: |
Применяется при миастении: | Применяется при атонии кишечника: |
IV. Экспериментальная работа и оформление протокола.
Опыт 1. Влияние пилокарпина гидрохлорида на перистальтику кишечника лягушки.
У обездвиженной лягушки, прикрепленной к дощечке спинкой книзу вскрыть брюшную полость, на кишечник нанести 1-2 капли 1% раствора пилокарпина гидрохлорида. Наблюдать за перистальтикой. Дать объяснение полученным изменениям.
Опыт 2. Влияние пилокарпина и прозерина на ширину зрачка.
У кролика измерить диаметр зрачков (при одинаковом освещении). В конъюнктивальный мешок одного глаза ввести 2 капли 2% раствора пилокарпина, в конъюнктивальный мешок другого глаза – 2 капли 1% раствора прозерина. Через 30 мин после введения веществ повторить измерение диаметра зрачков (при таком же освещении, как и в первом случае). Объяснить разницу в механизме действия прозерина и пилокарпина.
Опыт 3. Усиление действия ацетилхолина прозерином.
Двух лягушек с разрушенным спинным мозгом приколоть к пробковым пластинкам, обнажить сердце, убрать перикард. Подсчитать число сердечных сокращений. Одной из них внутрибрюшинно ввести 0,15-0,2 мл 0,01% раствора прозерина. Через 10-20 мин вновь подсчитать число сердечных сокращений. На оба сердца нанести по 1-2 капли 0,025% раствора ацетилхолина. Отметить и объяснить разницу эффекта ацетилхолина у обеих лягушек.
Опыт 4. Действие карбахолина и атропина на работу сердца лягушки.
Лягушку с разрушенной ЦНС приколоть к пробковой пластинке спинкой вниз. Сердце обнажить и освободить от перикарда. Подсчитать число сердечных сокращений в минуту. Затем на сердце нанести 2 капли 0,1% раствора карбахолина. Сразу после остановки нанести на сердце 5 капель 0,1% раствора атропина. После восстановления работы сердца вновь подействовать тем же раствором карбахолина. Сделать выводы о действии на сердце карбахолина и атропина, о характере антагонизма между ними.
V. Выходной контроль.
VI. Заключение.
- Руководство
- Содержание
- Нейротропные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на периферический отдел нервной системы
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 5. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- 6. Дайте сравнительную характеристику местным анестетикам.
- Занятие 2
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 3
- Классификация лекарственных средств, угнетающих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 4
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреномиметики:
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- I. Животное с сохраненной иннервацией сердца
- I. Животное с пересеченными симпатическими нервами сердца (постганглионарная денервация)
- Занятие 5
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреноблокаторы:
- Классификация лекарственных средств, угнетающих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 6
- Заключительное занятие по теме
- «Лекарственные средства, влияющие
- На периферическую нервную систему»
- 1) Отметить ответы (а-и), соответствующие вопросам (1-8)
- 2) Отметить ответы (а-з), соответствующие вопросам (1-7)
- 3) Отметить ответы (а-ж), соответствующие вопросам (1-6)
- 4) Отметить ответы (а-р), соответствующие вопросам (1-8)
- 5) Укажите правильный ответ
- 6) Оценить правильность утверждений и их логическую связь
- 7) Как изменяется эффект вещества I на фоне действия вещества II*5?
- Особенности применения средств, влияющих
- Основная литература:
- Дополнительная литература: