Адреномиметики:
-адреномиметики, -адреномиметики,
, -адреномиметики, симпатомиметики
Цель занятия: Изучить классификации, механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению адреномиметиков. Научиться прописывать лекарственные средства в рецептах при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики.
Актуальность темы
Знание препаратов данной группы наиболее важно для кардиологической, пульмонологической, акушерской практики, так как адреномиметические средства широко применяются для лечения острой сердечно-сосудистой недостаточности, гипертонической болезни, бронхиальной астмы, угрозе прерывания беременности и др.
Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса физиологии – локализацию и разные виды адренорецепторов, эффекты со стороны органов при их возбуждении; из курса биохимии – основные этапы синтеза и биотрансформации катехоламинов.
Блок заданий для внеаудиторной работы
А. Вопросы для самоподготовки к занятию:
Адренергические синапсы: локализация, строение; синтез, депонирование, выделение и пути инактивации норадреналина. Метаболизм и функции адреналина.
Адренорецепторы: типы (, ; пресинаптические, постсинаптические, внесинаптические), механизмы сопряжения возбуждения с функцией клеток, локализация, функциональное значение.
Адреномиметики: механизмы действия, связь химического строения с фармакологическим действием, классификация.
Местное действие эпинефрина, фенилэфрина, ксилометазолина, нафазолина, эфедрина на глаз, сосуды кожи и слизистых оболочек. Применение местных эффектов адреномиметиков.
Резорбтивное действие адреномиметиков на ЦНС, сердечно-сосудистую систему, органы с гладкой мускулатурой и метаболические процессы. Фармакокинетика.
Применение резорбтивных эффектов адреномиметиков. Осложнения при лечении адреномиметиками, противопоказания к применению.
Допамин: зависимость фармакологических эффектов от дозы, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению.
Дополнительные вопросы для студентов педиатрического факультета
Особенности синтеза и инактивации катехоламинов у новорожденных детей и детей первых лет жизни.
Причины высокой чувствительности детского организма к адреноми-метикам прямого действия.
Выбор адреномиметиков для лечения острой артериальной гипотензии у детей.
Выбор адреномиметиков для лечения бронхоспазма у детей. Применение сальбутамола для купирования приступов кашля при коклюше.
Дополнительные вопросы для студентов стоматологического факультета
Охарактеризуйте применение адреномиметиков в стоматологии.
- Руководство
- Содержание
- Нейротропные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на периферический отдел нервной системы
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 5. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- 6. Дайте сравнительную характеристику местным анестетикам.
- Занятие 2
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 3
- Классификация лекарственных средств, угнетающих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 4
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреномиметики:
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- I. Животное с сохраненной иннервацией сердца
- I. Животное с пересеченными симпатическими нервами сердца (постганглионарная денервация)
- Занятие 5
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреноблокаторы:
- Классификация лекарственных средств, угнетающих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 6
- Заключительное занятие по теме
- «Лекарственные средства, влияющие
- На периферическую нервную систему»
- 1) Отметить ответы (а-и), соответствующие вопросам (1-8)
- 2) Отметить ответы (а-з), соответствующие вопросам (1-7)
- 3) Отметить ответы (а-ж), соответствующие вопросам (1-6)
- 4) Отметить ответы (а-р), соответствующие вопросам (1-8)
- 5) Укажите правильный ответ
- 6) Оценить правильность утверждений и их логическую связь
- 7) Как изменяется эффект вещества I на фоне действия вещества II*5?
- Особенности применения средств, влияющих
- Основная литература:
- Дополнительная литература: