logo
Учпособие периферия фарм

2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):

  • ганглиоблокирующие средства

  • кураре

  • курареподобные средства

  • миорелаксанты

  • резорбтивное действие

  • холинонегативные средства

3. Проанализируйте графические, ситуационные, клинико-фармаколо-гические задачи, отражающие механизмы и особенности действия изучаемых лекарственных средств, показания к их клиническому применению, побочные эффекты:

Задача 1. На схеме эфферентной иннервации укажите (1-7): а) М-холиноблокаторов; б) ганглиоблокаторов; в) курареподобных средств

Задача 2. Укажите основную локализацию действия (1-8) М-холиноблокаторов и ганглиоблокаторов.

Задача 3. Определите, в каком случае (II или III) введен ганглиоблокатор и в каком М-холиноблокатор (I – контроль).

Задача 4. Определить вещества А и Б.

Задача 5. Отметить основные эффекты М-холиноблокаторов, ганглиобло-каторов и курареподобных средств1.

Органы и системы

Параметры

М-холино-блокаторы

Ганглио-блокаторы

Курареподоб-ные средства

Глаз

Величина зрачка

Аккомодация2

ВГД (при патологии)

Экзокринные железы

Секреция

Сердце

ЧСС

ССС

АV-проводимость

Сосуды

Тонус

Бронхи

Тонус

Кишечник

Тонус

Мочевой пузырь

Тонус

Матка

Тонус

Скелетные мышцы

Нервно-мышечная передача

1Соответствующие эффекты отметить стрелками: ↑ - увеличение, ↓ - уменьшение.

2Соответствующие эффекты указать как «спазм» или «паралич»

Задача 6. К какой группе веществ относится препарат А?

Задача 7. Определить М-холиноблокирующие средства А-В: атропин, скополамин, пирензепин.

Вещества

Эффекты

А

Б

В

Размеры зрачков глаз

-

Тонус бронхов

-

Секреция HCl в желудке

Влияние на ЦНС

стимулирующее

-

угнетающее

Примечание: ↑ - увеличение, ↓» - уменьшение, «-» - отсутствие эффекта.

Задача 8. Определить М-холиноблокирующие средства А-Г: атропин, скополамин, пирензепин, ипратропий.

Показания

к приме-

нению

Вещество

Премедика-ция перед наркозом

Язвенная болезнь желудка

Профилак-тика морской и воздушной болезни

Исследо-

вание глазного дна

Спазм гладких мышц бронхов

Почечные и печеночные колики

А

+

+

+

+

+

+

Б

+

+

+

+

+

В

+

Г

+

Задача 9.Какой вариант (А или Б) соответствует влиянию М-холинобло-каторов на глаз?

Задача 10. Определить холинергические средства А-В: прозерин, тубокурарин, дитилин*.

*Задачу анализировать последовательно от IкIII.

Задача 11. Определить препараты А и В (регистрация сокращений икроножной мышцы в ответ на стимуляцию седалищного нерва).

Задача 12. К каким группам холиноблокирующих средств относятся препараты А-В?

Показания

к приме-

нению

Вещество

Спазм гладких мышц внутренних органов

Спазмы периферии-ческих сосудов

Гипертони-ческий криз

Управляе-мая гипотензия

Отек легких

Для расслабления скелетных мышц

А

+

Б

+

+

+

+

В

+

Задача 13. Определить вещества А и Б.

Параметры

Вещество

А

Б

Влияние на нервно-мышечную передачу

угнетает

угнетает

Продолжительность действия

5-10 мин

30-40 мин

Возможные осложнения

мышечные боли после операции

снижение артериального давления, бронхоспазм

Взаимодействие с антихолинэстеразными средствами

синергизм

антагонизм

Задача 14. Проанализируйте задачу.

В отделение реанимации поступил ребенок 3 лет в тяжелом состоянии. Он резко возбужден, испуган, на вопросы не отвечает, кричит хриплым голосом. При осмотре ребенка обращают на себя внимание резкое расширение зрачков с утратой реакции на свет, сухость кожи и слизистых оболочек, покраснение кожи лица, шеи, груди, затруднение глотания. Пульс частый, слабый. Дыхание, вначале глубокое, ускоренное, сменилось затрудненным, замедленным. Со стороны других органов изменений не выявлено. Ребенку сделано промывание желудка, в промывных водах обнаружены ягоды. Поставьте диагноз, объясните патогенез и симптомы отравления, предложите меры помощи