2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
|
|
3. Проанализируйте графические, ситуационные, клинико-фармаколо-гические задачи, отражающие механизмы и особенности действия изучаемых лекарственных средств, показания к их клиническому применению, побочные эффекты:
Задача 1. На схеме эфферентной иннервации укажите (1-7): а) М-холиноблокаторов; б) ганглиоблокаторов; в) курареподобных средств
Задача 2. Укажите основную локализацию действия (1-8) М-холиноблокаторов и ганглиоблокаторов.
Задача 3. Определите, в каком случае (II или III) введен ганглиоблокатор и в каком М-холиноблокатор (I – контроль).
Задача 4. Определить вещества А и Б.
Задача 5. Отметить основные эффекты М-холиноблокаторов, ганглиобло-каторов и курареподобных средств1.
Органы и системы | Параметры | М-холино-блокаторы | Ганглио-блокаторы | Курареподоб-ные средства |
Глаз | Величина зрачка |
|
|
|
Аккомодация2 |
|
|
| |
ВГД (при патологии) |
|
|
| |
Экзокринные железы | Секреция |
|
|
|
Сердце | ЧСС |
|
|
|
ССС |
|
|
| |
АV-проводимость |
|
|
| |
Сосуды | Тонус |
|
|
|
Бронхи | Тонус |
|
|
|
Кишечник | Тонус |
|
|
|
Мочевой пузырь | Тонус |
|
|
|
Матка | Тонус |
|
|
|
Скелетные мышцы | Нервно-мышечная передача |
|
|
|
1Соответствующие эффекты отметить стрелками: ↑ - увеличение, ↓ - уменьшение.
2Соответствующие эффекты указать как «спазм» или «паралич»
Задача 6. К какой группе веществ относится препарат А?
Задача 7. Определить М-холиноблокирующие средства А-В: атропин, скополамин, пирензепин.
Вещества
Эффекты | А | Б | В |
Размеры зрачков глаз | ↑ | - | ↑ |
Тонус бронхов | ↓ | - | ↓ |
Секреция HCl в желудке | ↓ | ↓ | ↓ |
Влияние на ЦНС | стимулирующее | - | угнетающее |
Примечание: ↑ - увеличение, ↓» - уменьшение, «-» - отсутствие эффекта.
Задача 8. Определить М-холиноблокирующие средства А-Г: атропин, скополамин, пирензепин, ипратропий.
Показания к приме- нению
Вещество | Премедика-ция перед наркозом | Язвенная болезнь желудка | Профилак-тика морской и воздушной болезни | Исследо- вание глазного дна | Спазм гладких мышц бронхов | Почечные и печеночные колики |
А | + | + | + | + | + | + |
Б | + | + |
| + | + | + |
В |
| + |
|
|
|
|
Г |
|
|
|
| + |
|
Задача 9.Какой вариант (А или Б) соответствует влиянию М-холинобло-каторов на глаз?
Задача 10. Определить холинергические средства А-В: прозерин, тубокурарин, дитилин*.
*Задачу анализировать последовательно от IкIII.
Задача 11. Определить препараты А и В (регистрация сокращений икроножной мышцы в ответ на стимуляцию седалищного нерва).
Задача 12. К каким группам холиноблокирующих средств относятся препараты А-В?
Показания к приме- нению
Вещество | Спазм гладких мышц внутренних органов | Спазмы периферии-ческих сосудов | Гипертони-ческий криз | Управляе-мая гипотензия | Отек легких | Для расслабления скелетных мышц |
А | + |
|
|
|
|
|
Б |
| + | + | + | + |
|
В |
|
|
|
|
| + |
Задача 13. Определить вещества А и Б.
Параметры | Вещество | |
А | Б | |
Влияние на нервно-мышечную передачу | угнетает | угнетает |
Продолжительность действия | 5-10 мин | 30-40 мин |
Возможные осложнения | мышечные боли после операции | снижение артериального давления, бронхоспазм |
Взаимодействие с антихолинэстеразными средствами | синергизм | антагонизм |
Задача 14. Проанализируйте задачу.
В отделение реанимации поступил ребенок 3 лет в тяжелом состоянии. Он резко возбужден, испуган, на вопросы не отвечает, кричит хриплым голосом. При осмотре ребенка обращают на себя внимание резкое расширение зрачков с утратой реакции на свет, сухость кожи и слизистых оболочек, покраснение кожи лица, шеи, груди, затруднение глотания. Пульс частый, слабый. Дыхание, вначале глубокое, ускоренное, сменилось затрудненным, замедленным. Со стороны других органов изменений не выявлено. Ребенку сделано промывание желудка, в промывных водах обнаружены ягоды. Поставьте диагноз, объясните патогенез и симптомы отравления, предложите меры помощи
- Руководство
- Содержание
- Нейротропные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на периферический отдел нервной системы
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 5. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- 6. Дайте сравнительную характеристику местным анестетикам.
- Занятие 2
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 3
- Классификация лекарственных средств, угнетающих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 4
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреномиметики:
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- I. Животное с сохраненной иннервацией сердца
- I. Животное с пересеченными симпатическими нервами сердца (постганглионарная денервация)
- Занятие 5
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреноблокаторы:
- Классификация лекарственных средств, угнетающих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 6
- Заключительное занятие по теме
- «Лекарственные средства, влияющие
- На периферическую нервную систему»
- 1) Отметить ответы (а-и), соответствующие вопросам (1-8)
- 2) Отметить ответы (а-з), соответствующие вопросам (1-7)
- 3) Отметить ответы (а-ж), соответствующие вопросам (1-6)
- 4) Отметить ответы (а-р), соответствующие вопросам (1-8)
- 5) Укажите правильный ответ
- 6) Оценить правильность утверждений и их логическую связь
- 7) Как изменяется эффект вещества I на фоне действия вещества II*5?
- Особенности применения средств, влияющих
- Основная литература:
- Дополнительная литература: