2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
|
|
3. Проанализируйте графические, ситуационные, клинико-фармаколо-гические задачи, отражающие механизмы и особенности действия изучаемых лекарственных средств, показания к их клиническому применению, побочные эффекты:
Задача 1. На схеме эфферентной иннервации укажите: А) локализацию (1-7) М- и Н-холинорецепторов; Б) локализацию действия (1-7) М-холиномиметиков, М, Н-холиномиметиков, Н-холиномиметиков.
Задача 2. На схеме холинергического синапса указать субстраты (1-4), с которыми взаимодействуют: А) холиномиметики, Б) антихолинэстеразные средства.
Задача 3. В каком случае (I или II) слюнная железа денервирована на постганглионарном уровне?
Задача 4. Определить препарат А.
Задача 5. Определить средства А и В.
Задача 6. Отметить основные эффекты холиномиметиков и антихолинэс-теразных средств1.
Органы и системы | Параметры | М-холино- миметики | М, Н-холино-миметики | Антихолин-эстеразные средства |
Глаз | Величина зрачка |
|
|
|
Аккомодация2 |
|
|
| |
ВГД (при патологии) |
|
|
| |
Экзокринные железы | Секреция |
|
|
|
Сердце | ЧСС |
|
|
|
ССС |
|
|
| |
АV-проводимость |
|
|
| |
Сосуды | Тонус |
|
|
|
Бронхи | Тонус |
|
|
|
Кишечник | Тонус |
|
|
|
Мочевой пузырь | Тонус |
|
|
|
Матка | Тонус |
|
|
|
Скелетные мышцы | Нервно-мышечная передача |
|
|
|
1Соответствующие эффекты отметить стрелками: ↑ - увеличение, ↓ - уменьшение.
2Соответствующие эффекты указать как «спазм» или «паралич»
Задача 7. Какой вариант (А или Б) соответствует влиянию М-холиноми-метиков на глаз?
Задача 8. Определить средства А-В, влияющие на передачу возбуждения в холинергических синапсах (прозерин, карбахолин, ацеклидин)*.
*Задачу анализировать последовательно от IкII.
Задача 9. К какой группе средств, стимулирующих холинергические синапсы, относятся вещества А-Г?
Показания к приме- нению
Вещество | Глаукома | Атония кишечника | Атония мочевого пузыря | Миастения | Асфиксия новорож-денных | Облегчение отвыкания от курения |
А | + |
|
|
|
|
|
Б | + | + | + |
|
|
|
В | + | + | + | + |
|
|
Г |
|
|
|
| + | + |
Задача 10. Проанализируйте задачу.
Больному миастенией было назначено лекарственное средство для повышения тонуса скелетных мышц. Состояние больного улучшилось, но появились жалобы на гиперсаливацию, потливость, усиленную перистальтику кишечника. Какой препарат был назначен. Каков механизм осложнений? Какими лекарственными средствам можно предупредить их развитие?
Задача 11. Проанализируйте задачу.
В больницу доставлен ребенок в тяжелом состоянии. У ребенка повторная рвота, обильный водянистый понос. Сознание спутано, пульс – 65 ударов в минуту, дыхание – 28 в минуту, поверхностное с затрудненным выдохом. При осмотре ребенка обращают на себя внимание точечные зрачки, слезотечение, обильное слюноотделение, проливной пот. При опросе родителей установлено, что они вместе с ребенком 2 часа тому назад вернулись из леса. Поставьте диагноз, объясните патогенез и симптомы отравления, предложите меры помощи.
- Руководство
- Содержание
- Нейротропные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на периферический отдел нервной системы
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 5. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- 6. Дайте сравнительную характеристику местным анестетикам.
- Занятие 2
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 3
- Классификация лекарственных средств, угнетающих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 4
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреномиметики:
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- I. Животное с сохраненной иннервацией сердца
- I. Животное с пересеченными симпатическими нервами сердца (постганглионарная денервация)
- Занятие 5
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреноблокаторы:
- Классификация лекарственных средств, угнетающих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 6
- Заключительное занятие по теме
- «Лекарственные средства, влияющие
- На периферическую нервную систему»
- 1) Отметить ответы (а-и), соответствующие вопросам (1-8)
- 2) Отметить ответы (а-з), соответствующие вопросам (1-7)
- 3) Отметить ответы (а-ж), соответствующие вопросам (1-6)
- 4) Отметить ответы (а-р), соответствующие вопросам (1-8)
- 5) Укажите правильный ответ
- 6) Оценить правильность утверждений и их логическую связь
- 7) Как изменяется эффект вещества I на фоне действия вещества II*5?
- Особенности применения средств, влияющих
- Основная литература:
- Дополнительная литература: