logo search
Педиатрия - метода

Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений

Цель занятия: 1. Ознакомиться с анатомо-физиологическими и гистологическими особенностями сердечно-сосудистой системы у детей.

2. Приобрести практические навыки по методике объективно­го обследования сердечно-сосудистой системы у детей раз­личного возраста. 3. Освоить основные показатели функцио­нального состояния сердечно-сосудистой системы у детей. 4. Освоить семиотику поражений сердечно-сосудистой систе­мы в детском возрасте.

I. Основные вопросы, подлежащие самостоятельному изу­чению.

1. Особенности внутриутробного (плацентарного) крово­обращения. 2. Анатомо-физиологические особенности сердеч­но-сосудистой системы новорожденного (вес сердца, границы относительной сердечной тупости, характер тонов сердца, ча­стота сердечного ритма, особенности иннервации сердца).

3. Особенности сосудистой системы: крупных сосудов (аорты и легочной артерии), системы капилляров микроциркуляторного русла. 4. Возрастные осо­бенности пульса: частота пульса и его характер, клиническая интерпретация изменений частоты и характера пульса. 5. Воз­растные нормативы артериального давления: уровень макси­мального давления; уровень минимального давления, понятие пульсового давления; клиническая интерпретация изменений АД у детей в различные периоды детского возраста. 6. Ос­новные особенности ЭКГ здоровых детей и другие инструмен­тальные методы исследования сердечно-сосудистой системы в детском возрасте. 7. Семиотика основных поражений сер­дечно-сосудистой системы у детей: общие симптомы пораже­ния сердечно-сосудистой системы; частота и генез функцио­нальных шумов у детей; дифференциальная диагностика функциональных и органических шумов. 8. Клинический син­дром «юношеского сердца». 9. Признаки поражения мио-, эндо- и перикарда. 10. Семиотика наиболее частых врожден­ных пороков сердца (врожденные миокардиопатии, врожден­ные пороки сердца). 11. Семиотика приобретенных пороков сердца (в плане дифференциального диагноза). 12. Функци­ональные пробы сердечно-сосудистой системы.

II. Самостоятельная работа в клинике.

Знакомство с методикой исследования сердечно-сосудистой системы: 1. Сбор и оценка анамнеза; выявление факторов, способствующих поражению сердечно-сосудистой системы (особо обратить внимание на 1-й критический период разви­тия плода – период формирования основных отделов сердеч­но-сосудистой системы). 2. Перенесенные заболевания ребен­ка. 3. Оценка общих симптомов поражения сердечно-сосуди­стой системы (наличие деформации над областью сердца, общего цианоза, акроцианоза, пульсации сосудов, отеков и др.). 4. Определить визуально и пальпаторно верхушечный толчок. 5. Наличие систолического дрожания. 6. Перкуссия относительной и абсолютной сердечной тупости. 7. Характе­ристика тонов сердца во всех аускультативных точках (звуч­ность, соотношение тонов, ритм, преобладание I или II тона, акцент, аритмия). 8. Дать оценку и характеристику шума (систолический или диастолический, его интенсивность, тембр, иррадиация, эпицентр шума). Частота пульса (характер, ритм, наполнение и напряжение, сравнить частоту пульса с частотой сердечных сокращений). 9. Подсчитать коэффици­ент соотношения дыхания и пульса. 10. Измерить АД, ис­пользуя возрастные манжетки. 11. Проведение и оценка функциональных проб с дозированной физической нагрузкой. 12. Оценка ЭКГ и ФКГ у курируемого ребенка.