logo
Педиатрия - метода

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте

Цель занятия: 1. Изучить анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. 2. Освоить методику обследования нервно-психического статуса детей. 2. Позна­комиться с семиотикой поражения нервной системы при неко­торых заболеваниях детского возраста.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

1. Анатомо-физиологические особенности центральной и периферической нервной системы у детей: а) морфологиче­ские (микро- и макроскопические) и функциональные особенности головного мозга. 2. Безусловные рефлексы новорож­денных. 3. Развитие анализаторов у детей. 4. Сроки и после­довательность развития условных рефлексов. 5. Развитие ста­тических и моторных функций у детей в связи с особенностя­ми ЦНС. Сроки их становления. 6. Развитие II сигнальной системы (становление речи). Значение воспитания в развитии речи. 7. Режим сна и бодрствования детей на 1-м году жизни и в последующие годы. 8. Оценка психического развития ребенка на 1-м году жизни. 9. Формирование психики в после­дующие годы. 10. Семиотика поражений ЦНС. 11. Семиотика поражений периферической нервной системы. 12. Влияние генетических факторов, неблагоприятных моментов анте-, интра- и постнатального периодов развития и условий воспита­ния на физическое и нервно-психическое развитие детей.

II. Самостоятельная работа в клинике.

А. Необходимо обследовать детей различного возраста: 1–2, 5–6 и 11 –12 месяцев; затем 1,5–3 и 4–6 лет. При обследовании детей наиболее раннего возраста обратить вни­мание на следующие особенности – длительный сон, кратко­временность бодрствования, физиологическое косоглазие и нистагм, атетозоподобные движения рук и ног, гипертонию сгибателей, неспособность держать голову, феномен полза­ния, а также безусловные рефлексы – сосательный, ориенти­ровочный, хватательный. При осмотре других детей 1-го года жизни обратить внимание на их умение держать голову, си­деть, стоять, ходить; оценить их реакцию на знакомые и не­знакомые лица, игрушки и т. п.; обратить внимание на гуле­ние, лепет, слоговых тирад, появление первых слов. При обследовании детей 1,5–3 и 4–6 лет использовать общую схему и методику, из­вестную из клиники нервных болезней. Определить состояние 12 пар черепномозговых нервов, сухожильные и кожные реф­лексы, дермографизм.

Б. В целях знакомства с семиотикой поражения нервной системы обследовать больного с родовой травмой (внутриче­репные кровоизлияния), гипербилирубинемической энцефало­патией на почве ядерной желтухи, хореей. При обследовании больного обратить внимание на гипертонус сгибателей, отставание психического развития и др. патологические симптомы, связанные с внутричерепным кровоизлиянием. Сравнить вы­явленные симптомы с выраженной мышечной гипотонией, чрезмерной подвижностью, эмоциональной неустойчивостью и др. симптомами у больного хореей.