Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте
Цель занятия: 1. Изучить анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. 2. Освоить методику обследования нервно-психического статуса детей. 2. Познакомиться с семиотикой поражения нервной системы при некоторых заболеваниях детского возраста.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
1. Анатомо-физиологические особенности центральной и периферической нервной системы у детей: а) морфологические (микро- и макроскопические) и функциональные особенности головного мозга. 2. Безусловные рефлексы новорожденных. 3. Развитие анализаторов у детей. 4. Сроки и последовательность развития условных рефлексов. 5. Развитие статических и моторных функций у детей в связи с особенностями ЦНС. Сроки их становления. 6. Развитие II сигнальной системы (становление речи). Значение воспитания в развитии речи. 7. Режим сна и бодрствования детей на 1-м году жизни и в последующие годы. 8. Оценка психического развития ребенка на 1-м году жизни. 9. Формирование психики в последующие годы. 10. Семиотика поражений ЦНС. 11. Семиотика поражений периферической нервной системы. 12. Влияние генетических факторов, неблагоприятных моментов анте-, интра- и постнатального периодов развития и условий воспитания на физическое и нервно-психическое развитие детей.
II. Самостоятельная работа в клинике.
А. Необходимо обследовать детей различного возраста: 1–2, 5–6 и 11 –12 месяцев; затем 1,5–3 и 4–6 лет. При обследовании детей наиболее раннего возраста обратить внимание на следующие особенности – длительный сон, кратковременность бодрствования, физиологическое косоглазие и нистагм, атетозоподобные движения рук и ног, гипертонию сгибателей, неспособность держать голову, феномен ползания, а также безусловные рефлексы – сосательный, ориентировочный, хватательный. При осмотре других детей 1-го года жизни обратить внимание на их умение держать голову, сидеть, стоять, ходить; оценить их реакцию на знакомые и незнакомые лица, игрушки и т. п.; обратить внимание на гуление, лепет, слоговых тирад, появление первых слов. При обследовании детей 1,5–3 и 4–6 лет использовать общую схему и методику, известную из клиники нервных болезней. Определить состояние 12 пар черепномозговых нервов, сухожильные и кожные рефлексы, дермографизм.
Б. В целях знакомства с семиотикой поражения нервной системы обследовать больного с родовой травмой (внутричерепные кровоизлияния), гипербилирубинемической энцефалопатией на почве ядерной желтухи, хореей. При обследовании больного обратить внимание на гипертонус сгибателей, отставание психического развития и др. патологические симптомы, связанные с внутричерепным кровоизлиянием. Сравнить выявленные симптомы с выраженной мышечной гипотонией, чрезмерной подвижностью, эмоциональной неустойчивостью и др. симптомами у больного хореей.
- Методические рекомендации по педиатрии для самостоятельной работы студентов лечебного факультета
- Методические рекомендации по педиатрии для самостоятельной работы студентов на лечебном факультете
- (Продолжительность каждого занятия – 4 часа)
- Знакомство с работой детской соматической больницы.
- Физическое развитие детей
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте
- Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
- Естественное вскармливание
- Смешанное и искусственное вскармливание.
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит и острый бронхит у детей
- Курация и разбор больных детей с различными формами острой пневмонии
- Курация и разбор больных детей с хроническими неспецифическими заболеваниями легких
- Курация и разбор больных детей с респираторными аллергозами и бронхиальной астмой
- Курация и разбор больных с врожденными пороками сердца у детей
- Курация и разбор больных с приобретенными заболеваниями сердечно-сосудистой системы
- Анемии у детей раннего и старшего возраста
- Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- Курация и разбор больных детей с различными формами гломерулонефрита
- Курация и разбор больных детей с различными формами пиелонефрита
- Общая организационная структура детской инфекционной больницы,
- Отделений различного профиля.
- Острые желудочно-кишечные инфекции (оки)
- У детей (разбор больных с дизентерией, колиинфекцией, сальмонеллезом)
- Разбор больных корью
- Разбор больных Краснухой, эпидемическим паротитом и ветряной оспой
- Разбор больных коклюшем
- Разбор больных скарлатиной и инфекционным мононуклеозом .
- Разбор больных дифтерией.
- Вирусные гепатиты
- Курация и разбор больных с неотложными состояниями у детей
- 2. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- 3. Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений.
- 5. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- 6. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Методы исследования. Семиотика основных поражений. Пилороспазм и пилоростеноз. Естественное вскармливание
- 7. Смешанное и искусственное вскармливание.
- 8. Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- 9. Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит
- 11. Респираторные аллергозы и бронхиальная астма.
- 12. Врожденные пороки сердца у детей.
- 13. Ревматизм и неревматические кардиты.
- 14. Анемии у детей раннего и старшего возраста
- 15. Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- 16. Острый постстрептококковый гломерулонефрит у детей.
- 17. Пиелонефриты у детей.
- 18. Неотложные состояния у детей
- 19. Острые кишечные инфекции (оки) у детей
- 20. Корь, краснуха, ветряная оспа.
- 21. Коклюш
- 22. Скарлатина и инфекционный мононуклеоз.
- 23. Дифтерия.
- 24. Вирусные гепатиты