Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
Цель занятия: 1. Ознакомиться с анатомо-физиологическими и гистологическими особенностями сердечно-сосудистой системы у детей.
2. Приобрести практические навыки по методике объективного обследования сердечно-сосудистой системы у детей различного возраста. 3. Освоить основные показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей. 4. Освоить семиотику поражений сердечно-сосудистой системы в детском возрасте.
I. Основные вопросы, подлежащие самостоятельному изучению.
1. Особенности внутриутробного (плацентарного) кровообращения. 2. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы новорожденного (вес сердца, границы относительной сердечной тупости, характер тонов сердца, частота сердечного ритма, особенности иннервации сердца).
3. Особенности сосудистой системы: крупных сосудов (аорты и легочной артерии), системы капилляров микроциркуляторного русла. 4. Возрастные особенности пульса: частота пульса и его характер, клиническая интерпретация изменений частоты и характера пульса. 5. Возрастные нормативы артериального давления: уровень максимального давления; уровень минимального давления, понятие пульсового давления; клиническая интерпретация изменений АД у детей в различные периоды детского возраста. 6. Основные особенности ЭКГ здоровых детей и другие инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы в детском возрасте. 7. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы у детей: общие симптомы поражения сердечно-сосудистой системы; частота и генез функциональных шумов у детей; дифференциальная диагностика функциональных и органических шумов. 8. Клинический синдром «юношеского сердца». 9. Признаки поражения мио-, эндо- и перикарда. 10. Семиотика наиболее частых врожденных пороков сердца (врожденные миокардиопатии, врожденные пороки сердца). 11. Семиотика приобретенных пороков сердца (в плане дифференциального диагноза). 12. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы.
II. Самостоятельная работа в клинике.
Знакомство с методикой исследования сердечно-сосудистой системы: 1. Сбор и оценка анамнеза; выявление факторов, способствующих поражению сердечно-сосудистой системы (особо обратить внимание на 1-й критический период развития плода – период формирования основных отделов сердечно-сосудистой системы). 2. Перенесенные заболевания ребенка. 3. Оценка общих симптомов поражения сердечно-сосудистой системы (наличие деформации над областью сердца, общего цианоза, акроцианоза, пульсации сосудов, отеков и др.). 4. Определить визуально и пальпаторно верхушечный толчок. 5. Наличие систолического дрожания. 6. Перкуссия относительной и абсолютной сердечной тупости. 7. Характеристика тонов сердца во всех аускультативных точках (звучность, соотношение тонов, ритм, преобладание I или II тона, акцент, аритмия). 8. Дать оценку и характеристику шума (систолический или диастолический, его интенсивность, тембр, иррадиация, эпицентр шума). Частота пульса (характер, ритм, наполнение и напряжение, сравнить частоту пульса с частотой сердечных сокращений). 9. Подсчитать коэффициент соотношения дыхания и пульса. 10. Измерить АД, используя возрастные манжетки. 11. Проведение и оценка функциональных проб с дозированной физической нагрузкой. 12. Оценка ЭКГ и ФКГ у курируемого ребенка.
- Методические рекомендации по педиатрии для самостоятельной работы студентов лечебного факультета
- Методические рекомендации по педиатрии для самостоятельной работы студентов на лечебном факультете
- (Продолжительность каждого занятия – 4 часа)
- Знакомство с работой детской соматической больницы.
- Физическое развитие детей
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте
- Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
- Естественное вскармливание
- Смешанное и искусственное вскармливание.
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит и острый бронхит у детей
- Курация и разбор больных детей с различными формами острой пневмонии
- Курация и разбор больных детей с хроническими неспецифическими заболеваниями легких
- Курация и разбор больных детей с респираторными аллергозами и бронхиальной астмой
- Курация и разбор больных с врожденными пороками сердца у детей
- Курация и разбор больных с приобретенными заболеваниями сердечно-сосудистой системы
- Анемии у детей раннего и старшего возраста
- Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- Курация и разбор больных детей с различными формами гломерулонефрита
- Курация и разбор больных детей с различными формами пиелонефрита
- Общая организационная структура детской инфекционной больницы,
- Отделений различного профиля.
- Острые желудочно-кишечные инфекции (оки)
- У детей (разбор больных с дизентерией, колиинфекцией, сальмонеллезом)
- Разбор больных корью
- Разбор больных Краснухой, эпидемическим паротитом и ветряной оспой
- Разбор больных коклюшем
- Разбор больных скарлатиной и инфекционным мононуклеозом .
- Разбор больных дифтерией.
- Вирусные гепатиты
- Курация и разбор больных с неотложными состояниями у детей
- 2. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- 3. Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений.
- 5. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- 6. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Методы исследования. Семиотика основных поражений. Пилороспазм и пилоростеноз. Естественное вскармливание
- 7. Смешанное и искусственное вскармливание.
- 8. Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- 9. Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит
- 11. Респираторные аллергозы и бронхиальная астма.
- 12. Врожденные пороки сердца у детей.
- 13. Ревматизм и неревматические кардиты.
- 14. Анемии у детей раннего и старшего возраста
- 15. Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- 16. Острый постстрептококковый гломерулонефрит у детей.
- 17. Пиелонефриты у детей.
- 18. Неотложные состояния у детей
- 19. Острые кишечные инфекции (оки) у детей
- 20. Корь, краснуха, ветряная оспа.
- 21. Коклюш
- 22. Скарлатина и инфекционный мононуклеоз.
- 23. Дифтерия.
- 24. Вирусные гепатиты