logo
Педиатрия - метода

Разбор больных скарлатиной и инфекционным мононуклеозом .

Цель занятия: 1. Изучить клинические и патоморфологические проявления скарлатины у детей разного возраста. 2. Изучить особенности этиологии, эпидемиологии, иммуноло­гии и клинического течения скарлатины у детей на современ­ном этапе. 3. Освоить основы своевременной диагностики и дифференциального диагноза скарлатины с дру­гими заболеваниями, протекающими с ангиной и экзантемой. 4. Освоить принципы рациональной терапии скарлатины. 5. Изучить основные принципы профилактики у детей. 6. Изучить клиническую картину, дифференциальную диагностику и лечение инфекционного мононуклеоза.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

А. Скарлатина: 1. Этиология. 2. Эпидемиология. 3. Патогенез. 4. Патоморфология. 5. Классификация клинических форм. 6. Клиника. 7. Осложнения. 8. Лечение. 9. Профилактика (роль и задачи санитарно-эпидемиологической службы в организации профи­лактических мероприятий). .В. Инфекционный мононуклеоз: этиопатогенез, эпидемиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика.

II. Самостоятельная работа в клинике.

А. В отделении больных скарлатиной: 1. Знакомство с ос­новными организационными принципами работы боксированного отделения. Современные принципы раздельной госпита­лизации больных, соблюдение инфекционного режима отде­ления (маски, дополнительные халаты в разных по профилю палатах, мытье рук и т. д.). 2. Эпидемиологический анамнез. 3. Анамнез болезни: начальные симптомы скарлатины – ост­рое начало, гипертермия, рвота, боль в горле при глотании и т. д. 4. Анамнез жизни: особенности преморбидного фона. 5. Объективное обследование больного: оценка общего со­стояния, осмотр кожи (характер сыпи, ее локализация, фон кожи, дермографизм, сухость и «пагреневость» кожи и др. кожные проявления), осмотр слизистых оболочек (энантема, ангина, малиновый язык). Исследование лимфатических уз­лов (увеличение, болезненность), исследование сердечно-со­судистой системы и органов дыхания. Исследование пищева­рительной, мочевыделительной и нервной системы (общемоз­говые явления, изменения со стороны ВНС). 6. Данные лабо­раторного (анализ крови, мочи, результаты бактериологиче­ского исследования) и функциональных методов исследова­ния (ЭКГ, ФКГ). 7. Обоснование клинического диагноза. 8. Дифференциальный диагноз (с различными формами диф­терии зева, корью, краснухой, псевдотуберкулезном, потницей, ветряной оспой, медикаментозной или сывороточной бо­лезнью) . 9. Особенности клинического течения скарлатины у данного больного. Возможные (ранние и поздние) осложнения. 10. Обоснова­ние комплексной рациональной терапии: санитарно-гигиени­ческий режим, режим дня, режим питания, медикаментозная терапия (этиотропная, симптоматическая, витаминотерапия), физиотерапия, серотерапия. 11. Прогноз и сроки выписки из стационара (сроки изоляции). 12. Меры профилактики: пас­сивная иммунизация гамма-глобулином; мероприятия по лик­видации эпидемического очага. 13. Решение задач.

Б. В диагностическом отделении (самостоятельная курация больных с инфекционным мононуклеозом, лакунарной ангиной, ангиной Симановского, грибковой ангиной, со сте­нозом гортани, здоровых носителей дифтерийных бактерий и, возможно, больных с различными формами дифтерии): 1. Зна­комство с основными организационными принципами и струк­турой диагностического отделения. 2. Эпидемиологический анамнез. 3. Анамнез болезни. 4. Анамнез жизни. 5. Объектив­ное обследование больного: общее состояние, осмотр кожи, осмотр слизистых оболочек зева, пальпация лимфатических узлов, печени и селезенки. Исследование сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и мочевыделительной системы. Исследование нервной системы (черепно-мозговая и периферическая иннерва­ция). 6. Формулировка предварительного диагноза. 7. Дан­ные лабораторного (анализ крови, мочи), бактериологиче­ского и функционального исследования. 8. Обоснование кли­нического диагноза. 9. Дифференциальный диагноз. 10. Обо­снование комплексной рациональной терапии: санитарно-ги­гиенический режим, уход, диета, медикаментозная терапия (этиотропная, симптоматическая, витаминотерапия); физио­терапия. 11. Прогноз и сроки выписки из стационара. 12. Меры профилактики.