Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
Цель занятия: 1. Изучить анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической, костной и мышечной систем в детском возрасте. 2. Освоить методику исследования этих систем у детей. 3. Познакомиться с семиотикой поражения.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения. 1. Особенности морфологического строения кожи у детей раннего возраста. 2. Особенности функции сальных и потовых желез. 3. Функциональные особенности кожи у детей раннего возраста. 4. Особенности подкожно-жировой клетчатки у детей. 5. Морфологические особенности лимфатических узлов у детей раннего возраста. 6. Основные группы периферических лимфоузлов. 7. Особенности функции лимфатических узлов в зависимости от возраста. 8. Семиотика поражений лимфатического аппарата. 9. Морфологические особенности мышечной системы у детей раннего возраста. 10. Функциональные особенности мышечной системы у детей разного возраста (электровозбудимость, хронаксия, механическая возбудимость и др.). 11. Семиотика поражений мышечной системы у детей. 12. Морфологические особенности костной ткани и надкостницы у детей. 13. Особенности строения костного скелета детей раннего возраста. 14. Особенности роста плоских и трубчатых костей, сроки появления основных ядер окостенения. 15. Сроки появления молочных и постоянных зубов. 16. Семиотика основных поражений костной системы. П. Самостоятельная работа в клинике. 1. Необходимо обследовать здоровых детей разного возраста (1–2 месяца, второго полугодия, 1-го года жизни и более старшего возраста), а также больных с различными заболеваниями этих систем. 2. При обследовании кожи детей раннего возраста обратить внимание на ее тонкость, эластичность, легкую ранимость, богатство кровеносными сосудами, хорошее развитие пушкового волоса (lanugo) и сальных желез, слабое развитие потовых желез. 3. Изучить клинические проявления потницы, опрелостей, экссудативного диатеза, желтухи, пиодермии и др. 4. Сделать заключение о состоянии основных функций кожи у детей раннего возраста. 5. Оценить состояние подкожно-жировой клетчатки у детей раннего возраста (степень се развития, равномерность распределения, толщина складки на различных уровнях тела). Определить тургор тканей. 6. Сделать заключение о состоянии питания ребенка в зависимости от выраженности подкожно-жировой клетчатки (нормотрофия, гипотрофия, паратрофия). 7. Провести пальпацию всех групп периферических лимфоузлов, оценить их величину, эластичность, подвижность, чувствительность и т.д. Сделать заключение. 8. При обследовании мышечной системы у детей раннего возраста обратить внимание на слабое развитие мускулатуры, гипертонус в группе сгибателей верхних и нижних конечностей. 9. При обследовании больных с рахитом обратить внимание на их отставание в физическом развитии, явления мышечной гипотонии, замедленное развитие статических функций, симптомы «перочинного ножа», «дряблых плеч», «лягушачьего живота» и др. 10. При обследовании костной системы у детей раннего возраста обратить внимание на строение черепа – величину и форму большого родничка, сроки его закрытия; преобладание мозговой части черепа над лицевой, сроки и последовательность появления зубов. При осмотре грудной клетки – на горизонтальное расположение ребер, их податливость. Оценить влияние особенностей строения грудной клетки на характер дыхания ребенка. При осмотре позвоночника – на его изгибы и сроки их появления. Обратить внимание на особенности верхних и нижних конечностей. 11. При обследовании больных с рахитом обратить внимание на форму и размеры головы, состояние краев большого родничка; выявить и охарактеризовать изменения в конфигурации черепа (краниотабес, теменные и лобные бугры). Отметить изменения в строении грудной клетки («куриная грудь», «грудь сапожника», «реберные четки», «гаррисонова борозда»); позвоночника – лордоз, кифоз, сколиоз; «рахитические браслеты» и «нити жемчуга» на верхних конечностях, «О» и «Х»-образные искривления нижних конечностей. Отметить характер поражения зубов (позднее и неправильное прорезывание, циркулярный кариес). 12. Сделать заключение о влиянии рахита на организм ребенка.
- Методические рекомендации по педиатрии для самостоятельной работы студентов лечебного факультета
- Методические рекомендации по педиатрии для самостоятельной работы студентов на лечебном факультете
- (Продолжительность каждого занятия – 4 часа)
- Знакомство с работой детской соматической больницы.
- Физическое развитие детей
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте
- Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
- Естественное вскармливание
- Смешанное и искусственное вскармливание.
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит и острый бронхит у детей
- Курация и разбор больных детей с различными формами острой пневмонии
- Курация и разбор больных детей с хроническими неспецифическими заболеваниями легких
- Курация и разбор больных детей с респираторными аллергозами и бронхиальной астмой
- Курация и разбор больных с врожденными пороками сердца у детей
- Курация и разбор больных с приобретенными заболеваниями сердечно-сосудистой системы
- Анемии у детей раннего и старшего возраста
- Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- Курация и разбор больных детей с различными формами гломерулонефрита
- Курация и разбор больных детей с различными формами пиелонефрита
- Общая организационная структура детской инфекционной больницы,
- Отделений различного профиля.
- Острые желудочно-кишечные инфекции (оки)
- У детей (разбор больных с дизентерией, колиинфекцией, сальмонеллезом)
- Разбор больных корью
- Разбор больных Краснухой, эпидемическим паротитом и ветряной оспой
- Разбор больных коклюшем
- Разбор больных скарлатиной и инфекционным мононуклеозом .
- Разбор больных дифтерией.
- Вирусные гепатиты
- Курация и разбор больных с неотложными состояниями у детей
- 2. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- 3. Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений.
- 5. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- 6. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Методы исследования. Семиотика основных поражений. Пилороспазм и пилоростеноз. Естественное вскармливание
- 7. Смешанное и искусственное вскармливание.
- 8. Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- 9. Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит
- 11. Респираторные аллергозы и бронхиальная астма.
- 12. Врожденные пороки сердца у детей.
- 13. Ревматизм и неревматические кардиты.
- 14. Анемии у детей раннего и старшего возраста
- 15. Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- 16. Острый постстрептококковый гломерулонефрит у детей.
- 17. Пиелонефриты у детей.
- 18. Неотложные состояния у детей
- 19. Острые кишечные инфекции (оки) у детей
- 20. Корь, краснуха, ветряная оспа.
- 21. Коклюш
- 22. Скарлатина и инфекционный мононуклеоз.
- 23. Дифтерия.
- 24. Вирусные гепатиты