logo
Педиатрия - метода

Курация и разбор больных с неотложными состояниями у детей

Цель занятия: 1. Изучить клиническую картину наиболее распро­страненных неотложных состояний у детей. 2. Освоить основные методы диагностики неотложных состояний. 3. Освоить тактику оказания экстренной и реанимационной помощи детям с угрожающими состояниями.

I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.

I. Этиология и патогенез острой дыхательной (синдром напряжения в грудной клетке (пневмо-, гидро-, гемоторакс), отек легкого, инородные тела, острая обструкция верхних дыхательных путей (ларингоспазм и эпиглотит), острая бронхиальная обструкция и бролнхиальная астма) и острой сердечно-сосудистой недостаточности (синдром малого сердечного выброса, при ВПС, фиброэластоз миокарда, нарушения ритма, токсикоз Кишша). 2. Принципы лечения и тактические решения при осторой дыхательной (ОДН) и острой сердечно-сосудистой недостаточности (ОССН) у детей. 3. Изучить клинику гипертермии (основные повреждающие факторы и этапы патогенеза), судорожного синдрома (гипокальцимия, гипогликемия, инфекционного токсикоза, острых отравлений) у детей, острых аллергических реакций (крапивница, отек Квинке, анафилактический шок) и лечение этих состояний.

II. Самостоятельная работа в клинике.

  1. Работа у постели курируемого больного с ОДН: на ранних этапах развития патологического процесса определить вид дыхательной недостаточности - вентиляционная, шунто-диффузионная или нарушение механики дыхания. Составить алгоритм дифференциально-диагностических причин вентиляционной ОДН, которая м.б. связана с угнетением ЦНС (кома любой этиологии, ЧМТ, менингит или энцефалит, отравления; нарушением нервно-мышечной регуляции дыхания, с обстуктивной ОДН (западение языка, о. эпиглотит, ларингоспазм, инородное тело в гортани и трахее и т.д. Определить степень тяжести ОДН и провести соответствующее лечение при I и II степенях, при III и IY степенях провести реанимационные мероприятия. Познакомиться с ИВЛ (искусственной вентиляцией легких). 2. Объективное обследование больного ОССН. В зависимости от остроты процесса и степени декомпенсации выделить две основные разновидности сердечной недостаточности: а)синдром малого сердечного выброса (СМСВ) одной из причин которого являются сердечные аритмии и застойную сердечную недостаточность. С практической точки зрения студент у постели больного должен уметь выделить три стадии ОСН: I стадия-уменьшение минутного объема, гиперволемия, признаки застоя жидкости в одном или обоих кругах кровообращения; II стадия присоединение общей задержки жидкости с олигурией или анурией, появление периферических отеков, возможен отек легких; III стадия с развитием артериальной гипотензии на фоне перегрузки малого круга кровообращения. Назначить терапию в зависимости от вида ОСН – усиливающую сократительную способность миокарда: сердечные гликозиды, кардиотрофики, мочегонные, сосудорасширяющие и дезагреганты. При острой коронарной недостаточности (токсикоз Киша) – антиаритмическая терапия, ликвидация инфекционного токсикоза, лечение сердечной недостаточности и этиотропная терапия. 3. При курации ребенка с гипертермией определить ее вид (розовая или «бледная» лихорадка) и назначить соответствующее лечение. 4. При курации ребенка с судорожным синдромом провести дифференциальную диагностику судорог и назначить соответствующее лечение.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА.

ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ.

1. Знакомство с работой детской соматической больницы. Физическое развитие детей. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка.

I. Основные принципы организации работы детской сома­тической больницы (противоэпидемический и санитарно-ги­гиенический режимы).

2. Значение анамнеза при обследова­нии здорового и больного ребенка.

3. Основные показатели физического развития детей (рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки) и их динамика на 1-м году жиз­ни и в последующие годы.

4. Дополнительные критерии физи­ческого развития (индексы физического развития – Тура, Эрисмана, Чулицкой) и их значение.

5. Пропорции тела в раз­личные периоды детства.

6. Анатомо-физиологические особенности центральной и периферической нервной системы у детей:

7. Безусловные рефлексы новорож­денных.

8. Развитие анализаторов у детей.

9. Сроки и после­довательность развития условных рефлексов.

10. Развитие ста­тических и моторных функций у детей в связи с особенностя­ми ЦНС. Сроки их становления.

11. Развитие II сигнальной системы (становление речи). Значение воспитания в развитии речи.

12. Режим сна и бодрствования детей на 1-м году жизни и в последующие годы.

13. Оценка психического развития ребенка на 1-м году жизни.

14. Формирование психики в после­дующие годы.

15. Семиотика поражений ЦНС.

16. Семиотика поражений периферической нервной системы.