Курация и разбор больных с врожденными пороками сердца у детей
Цель занятия: 1. Познакомиться с наиболее распространенными врожденными пороками сердца у детей (без цианоза и с цианозом). 2. Познакомиться с особенностями их клинического течения у детей раннего и старшего детского возраста. 3. Освоить основные методы диагностики врожденных пороков сердца.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
I. Причины и патогенез врожденных пороков сердца (ВПС). 2. Классификация ВПС по Мардеру. 3. Общая симптоматология и принципы распознавания ВПС. 4. Особенности клинического течения ВПС у детей раннего и старшего возраста. 5. Клиника наиболее часто встречающихся анатомических вариантов ВПС-дефекта межжелудочковой перегородки, открытого артериального протока, коарктацин аорты, тетрады Фалло. 6. Клинические особенности сердечно-сосудистой недостаточности у детей при ВПС. 7. Принципы лечения сердечно-сосудистой недостаточности при ВПС у детей. 8. Прогноз при ВПС у детей.
II. Самостоятельная работа в клинике.
Работа у постели курируемого больного с ВПС: а) сбор анамнеза жизни проводится по схеме кафедры (выявить неблагоприятные факторы внутриутробного периода, фиксировать внимание на первом критическом периоде развития плода – токсикозы беременности, профессиональные вредности, заболевания беременной); б) оценить показатели физического развития ребенка. 2. Объективное обследование больного: общее состояние больного, наличие цианоза, одышки в покое или при физической нагрузке, деформации грудной клетки – «сердечный гроб», эпигастральной пульсации, визуально и пальпаторно определить верхушечный и сердечный толчок, наличие систолического дрожания, определить границы относительной и абсолютной сердечной тупости. При аускультации дать характеристику тонам сердца; охарактеризовать шумы сердца (грубый, дующий, продолжительный, иррадиирующий за пределы сердца, систолодиастолический). Частота пульса, его оценка. Частота дыхания. Коэффициент отношения частоты дыхания и пульса. Измерить АД на верхних и нижних конечностях. Выявить симптомы нарушения кровообращения (одышка, тахикардия, кардиомегалия, застойные явления в легких, увеличение печени, пастозность, отеки). 3. Провести анализ лабораторных и других методов исследования (особое внимание обратить на ЭКГ, ФКГ и рентгенологические изменения со стороны сердца). 4. Обосновать клинический диагноз с учетом анамнеза, объективных данных и результатов дополнительных методов исследования. При формулировке диагноза ВПС выделить синдромную принадлежность порока в зависимости от нарушения гемодинамики по малому кругу кровообращения, наличие или отсутствие цианоза, от фазы течения ВПС и степени нарушения кровообращения н, по возможности, установить топический диагноз. Указать осложнения и сопутствующие заболевания. 5. Назначить лечение в зависимости от степени нарушения кровообращения (сердечные гликозиды, глюкоза, оротат калия, витамины, кокарбоксилаза, диуретики), симптоматические средства, при наличии пневмонии – антибиотики. Обсуждение прогноза и возможной хирургической коррекции ВПС.
- Методические рекомендации по педиатрии для самостоятельной работы студентов лечебного факультета
- Методические рекомендации по педиатрии для самостоятельной работы студентов на лечебном факультете
- (Продолжительность каждого занятия – 4 часа)
- Знакомство с работой детской соматической больницы.
- Физическое развитие детей
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте
- Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
- Естественное вскармливание
- Смешанное и искусственное вскармливание.
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит и острый бронхит у детей
- Курация и разбор больных детей с различными формами острой пневмонии
- Курация и разбор больных детей с хроническими неспецифическими заболеваниями легких
- Курация и разбор больных детей с респираторными аллергозами и бронхиальной астмой
- Курация и разбор больных с врожденными пороками сердца у детей
- Курация и разбор больных с приобретенными заболеваниями сердечно-сосудистой системы
- Анемии у детей раннего и старшего возраста
- Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- Курация и разбор больных детей с различными формами гломерулонефрита
- Курация и разбор больных детей с различными формами пиелонефрита
- Общая организационная структура детской инфекционной больницы,
- Отделений различного профиля.
- Острые желудочно-кишечные инфекции (оки)
- У детей (разбор больных с дизентерией, колиинфекцией, сальмонеллезом)
- Разбор больных корью
- Разбор больных Краснухой, эпидемическим паротитом и ветряной оспой
- Разбор больных коклюшем
- Разбор больных скарлатиной и инфекционным мононуклеозом .
- Разбор больных дифтерией.
- Вирусные гепатиты
- Курация и разбор больных с неотложными состояниями у детей
- 2. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- 3. Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений.
- 5. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- 6. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Методы исследования. Семиотика основных поражений. Пилороспазм и пилоростеноз. Естественное вскармливание
- 7. Смешанное и искусственное вскармливание.
- 8. Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- 9. Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит
- 11. Респираторные аллергозы и бронхиальная астма.
- 12. Врожденные пороки сердца у детей.
- 13. Ревматизм и неревматические кардиты.
- 14. Анемии у детей раннего и старшего возраста
- 15. Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- 16. Острый постстрептококковый гломерулонефрит у детей.
- 17. Пиелонефриты у детей.
- 18. Неотложные состояния у детей
- 19. Острые кишечные инфекции (оки) у детей
- 20. Корь, краснуха, ветряная оспа.
- 21. Коклюш
- 22. Скарлатина и инфекционный мононуклеоз.
- 23. Дифтерия.
- 24. Вирусные гепатиты