logo search
ОЗЗ2019

113. Организация медицинской помощи детскому населению.

Детская поликлиника, ее структура и функции.

Детская поликлиника — головное учреждение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям.

По категорийности (мощности) выделяют 5 категорий поликлиник (от 1-ой — 800 посещений в день до 5-ой — 150 посещений в день).

От мощности поликлиники зависит ее структура.

Структура детской поликлиники: 

Особенности структуры детской поликлиники:

1) дополнительный вход к фильтру и боксу; имеются боксы для ОКИ и других инфекций, которые работают круглосуточно

2) в обязанности педиатра входит работа по ЗОЖ, в поликлинике имеется комната здорового ребенка, где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики

3) кабинет профпрививок или отделение иммунопрофилактики

4) социально-правовой кабинет

5) кабинет медицинской помощи организованным детям.

Задачи и разделы работы детской поликлиники:

— профилактическая работа (патронаж, профосмотры, диспансеризация, формирование ЗОЖ)

— санитарно-противоэпидемическая работы (проведение прививок, своевременное выявление инфекционых заболеваний, проведение работы с контактами)

— лечебная помощь детям на дому и в поликлинике

— направление детей в стационары, санатории

— лечебно-профилактическая работа в детских учреждениях и школах

— отбор детей в специализированные дошкольные учреждения, санаторные школы-интернаты

— правовая защита ребенка в пределах установленной компетенции

— освоение и внедрение новых современных форм и методов работы, методик лечебно-диагностического процесса

Основные разделы работы участкового педиатра:

— постоянно связан с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами (особенно из "групп риска");

— посещает на дому новорожденных в первые три дня после выписки из родильного дома и контролирует посещение их на дому участковой медицинской сестрой;

— проводит прием детей в поликлинике, назначает им режим, рациональное питание, специфическую и неспецифическую профилактику рахита, оценивает физическое и нервно-психическое развитие;

— осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям, направляет детей на консультации к другим врачам-специалистам и на необходимые лабораторные исследования;

— планирует (совместно с участковой медицинской сестрой) профилактические прививки, своевременно и обоснованно оформляет медицинские отводы от них;

— осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на диспансерный учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами-специалистами и анализ эффективности диспансеризации;

— организует обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия детям перед поступлением в детские дошкольные учреждения и школы;

— проводит учет и отбор детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном лечении;

— посещает больных детей на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую лечебную помощь с назначением, при показаниях, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры, обеспечивает наблюдение за больным ребенком до выздоровления, госпитализации или разрешения посещать поликлинику, больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно;

— в установленном порядке направляет ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к необходимой госпитализации ребенка;

— информирует руководство поликлиники (отделения) о всех тяжелобольных детях на участке, не госпитализированным по каким-либо причинам;

— в установленном порядке извещает ЦГиЭ о выявлении инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание, проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний;

— систематически повышает свою квалификацию и внедряет в практику работы новейшие методы лечения и предложения по научной организации труда;

— проводит санитарно-просветительную работу по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;

— осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры;

— организует на своем участке санитарный актив из населения и привлекает его к проведению санитарно-профилактических мероприятий.

Связь детской поликлиники с другими ЛПУ:

1) преемственность в работе участкового врача и медсестры осуществляется на приеме и при записи педиатром назначений медсестре в специальный журнал, находящийся в регистратуре

2) связь детской поликлиники и женской консультации производится через передачу информации о беременных, взятых на учет в женской консультации, в регистратуру поликлиники. Особо передается информация о беременных из группы риска. Исходя из полученной информации, участковый педиатр или медсестра осуществляют дородовые патронажи.

3) связь с роддомом идет через "патронажный журнал", находящийся в регистратуре, в который вносится информация о новорожденных, поступающая из роддомов, в журнал, а затем — в журнал записи вызовов участка.

4) связь с детскими стационарами реализуется в:

— правильном оформлении направлений в стационар;

— передаче историй развития ребенка из поликлиники в стационар;

— передаче "активов" в поликлинику после выписки ребенка из стационара;

— передаче эпикризов из стационара в поликлинику.

5) связь с центром гигиены и эпидемиологии реализуется в:

— в подаче экстренных извещений при выявлении инфекционных заболеваний;

— проведении первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекций;

— рганизации наблюдения за очагом инфекционного заболевания (за "контактными") педиатром на основании информации, поступившей из ЦГиЭ

6) связь с детским консультативно-диагностическим центром реализуется в:

— в обследовании и правильном оформлении направления на консультацию ребенка;

— в рекомендациях по ведению данного ребенка участковым врачом.

7) связь со станцией скорой помощи реализуется в в передаче в поликлинику активов на вызова, выполненных накануне бригадой "скорой помощи".

При достижении ребенком 14-летнего возраста оформляется эпикриз, который передается во взрослую поликлинику.