2. Основные медицинские специальности
2.1 Терапевт
Терапевта называют «царем врачей», ведь именно он первым осматривает больного и направляет его к узкому специалисту. Терапевты, работающие в стационарах, Сегодня редко являются врачами общего профиля. Исключение составляют работники сельских, районных и участковых больниц. В городах терапевтические отделения чаще всего специализированы: пульмонология (лечение болезней легких), кардиология (болезни сердца), гастроэнтерология (болезни желудка и кишечника), нефрология(болезни почек). Терапевт может стать специалистом в самой узкой области медицинских знаний - аллергологии с иммунологией, гематологии (лечение нарушений свертывания крови), ревматологии (лечение ревматизма и других болезней суставов). Разделами терапии являются лечение инфекционных болезней, профессиональных заболеваний.
Из клиники внутренних болезней (терапии) вышла и такая специальность, как психиатрия. Это очень интересный, но в то же время и очень сложный раздел медицины. Врач-психиатр должен быть эрудированным человеком, иначе он не найдет контакт со своими пациентами. Разделом психиатрии является лечение алкоголизма и наркомании. Наркологам, помимо специальных знаний, требуются незаурядные терпение и сила духа.
Врачи, работающие со спортсменами, - это тоже терапевты. Их задача оценить степень тренированности, переутомления, выбрать оптимальные нагрузки, посоветовать нужную диету, правильно подобрать тонизирующие средства и витамины.
2.2 Семейный врач
Семейный врач - не просто участковый терапевт. Он не только диагностирует больного, но и сам лечит пациентов в тех случаях, когда течение болезни благоприятное. Именно он решает, когда необходимо поместить больного в стационар, пригласить на консультацию узкого специалиста. Семейный врач должен быть эрудированным человеком, следить за достижениями современной медицинской науки и применять их на практике, уметь оказать неотложную помощь, в том числе и как врач-реаниматолог.
2.3 Педиатр
Педиатр - это врач общего профиля для детей. Он должен знать не только детскую терапию, но и хирургию, ЛОР-болезни, детские инфекции, неврологию, психиатрию и даже наркологию. Педиатрия - «это вся медицина, сдвинутая в детский возраст». В ней существуют специализированные направления. Есть врачи, которые занимаются лечением новорожденных в родильных домах. В детских поликлиниках и больницах трудятся врачи-педиатры, работа которых состоит в том, чтобы предупреждать болезни и лечить детей от рождения до 14 лет. Кроме того, выделились и развиваются как самостоятельные такие направления, как детская хирургия, детскаяпульмонология, детская невропатология, детская офтальмология, детская оториноларингология и другие.
Педиатр должен быть, прежде всего, добрым человеком. Ведь детей трудно обмануть показной вежливостью и притворной внимательностью - они очень чутко воспринимают любую фальшь. Он должен уметь успокоить и расспросить ребенка, дать советы родителям по уходу за малышом, по его питанию и режиму.
Профессия педиатра требует от человека полной отдачи. Если чувствуете в себе силы жить детьми и для детей - идите в педиатры, если нет выбирайте другие профессии, ведь их так много.
2.4 Хирург
Эта специальность - одна из наиболее ярких в медицине. В ряде случаев именно хирург может наиболее эффективно помочь больному, но с другой стороны, именно хирургическая операция представляет наибольший риск. Работа этих специалистов связана с серьезными нервными и физическими перегрузками. Профессиональными болезнями хирургов являются остеохондроз (радикулит), варикозное расширение вен нижних конечностей, воспаление суставов, воспалительные заболевания мочевыводящих путей и почек.
Чтобы стать хирургом, следует поступить на лечебно профилактический или педиатрический (если вы хотите стать детским хирургом) факультет. В течение пяти лет подготовка врачей по всем специальностям проводится по единой программе. На шестом курсе для желающих проводится годичная первичная специализация - субординатура. Субординатор - это не просто студент, а помощник врача. Обучение хирурга с этого только начинается. После получения диплома врача он должен пройти еще одну годовую специализацию по хирургии - интернатуру. Интерн - это младший врач. Обучение интернов проводится в хирургических отделениях крупных городских и сельских больниц. По окончании интернатуры врач сдает экзамен по специальности, после чего он может быть направлен на работу хирургом общего профиля.
Если хирург хочет совершенствоваться в своей работе или стать специалистом в каком-то определенном разделе хирургии. Он поступает в двухгодичную очную клиническую ординатуру, т.е. проходит еще один курс обучения при клинике хирургии медицинского института. Имеющие склонность к научной работе могут поступить в трехгодичную очную или в четырехгодичную заочную аспирантуру.
Современная хирургия делится на следующие специальности: общая хирургия; урология (операции на почках и мочевыводящих путях); проктология (операции на прямой кишке); онкология (операции при опухолях - доброкачественных и злокачественных); нейрохирургия (операции на головном и спинном мозге, а также на периферических нервах); сосудистая хирургия, или ангиохирургия (операции на артериях и венах); кардиохирургия (операции на сердце); торакальная хирургия (операции на легких, пищеводе); офтальмохирургия (операции на глазах); ЛОР-хирургия (операции на ухе, горле и носе); косметическая эндохирургия («хирургия без разреза»).
Каковы перспективы профессионального роста хирурга? Через несколько лет работы специалист сможет получить вторую, затем первую и, наконец, высшую категорию. Это отражается на зарплате - присваивается очередной разряд в тарифной сетке. Хирурги, имеющие опыт организаторской работы, могут стать заведующими отделениями, заместителями главных врачей больниц по хирургии (главными хирургами). При этом собственно медицинской работе они уделяют меньше времени, а занимаются в основном организационными, финансовыми, бытовыми и многими другими вопросами.
Каждые пять лет хирург, как и врач любой другой специальности, должен проходить курс усовершенствования, т.е. цикл теоретических и практических занятий, направленных на повышение или поддержание квалификации. Такие циклы проводят при факультетах усовершенствования врачей при мединститутах или в специальных институтах усовершенствования врачей.
2.5 Акушер-гинеколог
Кроме «хирургических» аспектов, в работе акушера есть и «терапевтические». Он должен быть предельно внимательным при обследовании беременной женщины, чтобы не пропустить начинающиеся осложнения беременности и вовремя начать лечение. Акушер должен всегда помнить что от его умелых и грамотных действий зависит не одна, а две жизни - матери и будущего ребенка.
Это специалист должен обладать знаниями в таких областях, как эндокринология и нефрология, гематология и пульмонология, кардиология и микропедиатрия. В его работе есть особенности, с которыми не встречаются ни хирург, ни терапевт. Акушер-гинеколог постоянно подвергается повышенному риску заражения многими заболеваниями.
Другая сторона этой специальности - гинеколог. Врач, который лечит специфические женские болезни, должен быть не только грамотным и умелым. Но и очень чутким и тактичным человеком, желательно, чтобы владел методами психотерапии. Гинекологу по роду своей деятельности нередко приходится выступать в роли судебно-медицинского эксперта, дерматолога-венеролога, онколога и т.д. Акушеры-гинекологи, так же как и дерматологи-венерологи, стоматологи, считаются наиболее обеспеченными врачами.
2.6 Анестезиолог-реаниматолог
Анестезиология и реаниматология - разделы медицины, в которых апробируются все современные достижения теоретической медицины. Анестезиолог-реаниматолог должен быть и терапевтом, и патофизиологом, и биологом, и невропатологом, и педиатром, и даже хирургом. Немаловажное значение имеет и навык работы с техникой: иногда просто не хватает времени, чтобы пригласить специалиста для ремонта, например, наркозного аппарата, аппарата для искусственной вентиляции легких, - неисправность должна быть устранена как можно быстрее.
Анестезиологи и реаниматологи имеют дело с больными, находящимися в самом тяжелом состоянии. При внезапных осложнениях, угрожающих жизни пациента, он вместе с хирургом должен быть готов оказать необходимую помощь, а при отсутствии хирурга и сам выполнить неотложную операцию. На врачей этой специальности возложена ответственная задача по введению наркоза - общего обезболивания во время операций. Пока хирург находится в операционной, анестезиолог работает рядом с ним; однако его работа начинается задолго до начала операции и заканчивается намного позже.
2.7 Дантист
Стоматология имеет разные специализации, Если вы терпеливы и упорны - идите в терапевты или ортодонты (последние лечат заболевания десен). Решительным и физически сильным - прямая дорога в хирурги: удалять то, что лечению уже не поддается, а также делать операции на челюстях. Особой скрупулезностью должны обладать ортопеды, исправляющие неправильный прикус, дефекты роста зубов и челюстей. Твердая рука и верный глаз нужны протезисту.
Но, возможно, через некоторое время стоматологам предстоит распрощаться с узкой специализацией. Уже сейчас есть много специалистов, работающих по принципу «лечу, удаляю, протезирую».
Для того, чтобы пациенты остались довольны, у врача-стоматолога должны быть золотые руки, а для этого нужна хорошая практика. Для большинства стоматологовкарьерный рост - это рост профессионализма: больше мастерства - больше клиентов - большие гонорары. Чем солиднее знания и опыт, тем выше ценится специалист и его работа.
У стоматологов часты заболевания легких и бронхов (из-за вдыхания зубной пыли), более других врачей они подвержены эпидемии гриппа и ОРВИ, у них довольно высок риск заражения вирусным гепатитом и даже СПИДом. Однако, несмотря на это, стоматология стала в последнее время одной из самых престижных медицинских специальностей.
2.8 Косметолог
На Западе косметологи завоевали себе место в «ближнем кругу» - рядом с личным врачом, адвокатом и психологом. И в России популярность профессии растет в геометрической прогрессии.
По поводу того, отстали наши косметологи от Запада или нет, мнения расходятся. Одни считают, что такой аппаратуры, на которой работают западные коллеги, у нас еще долго не будет. Другие утверждают, что российская косметология безвреднее.
В советской России к чеховскому утверждению, что в человеке все, в частности лицо. Должно быть прекрасно, подходили серьезно. Наши институт пластической хирургии и косметологии и Институт красоты - это мощные лечебно-научные объединения. Это самая настоящая косметологическая индустрия, аналогов которой в мире нет. При этом официально профессии «косметолог» в России нет. Тех, кого мы так называем, именуют врачами-дерматокосметологами и медицинскими сестрами по косметическим процедурам. Правда последним нравится называть себя на западный манер зстетистами.
Конечно же, элита - пластические хирурги. Они исправляют ошибки природы (кривые или слишком короткие носы, некрасивые фигуры и т.д.).
Дерматокосметологи определяют тип кожи, подбирают средства для ухода, лечат проблемную кожу, убирают родинки и бородавки.
Карьера в косметологии - это не руководящая должность, и имя. Имя, на которое клиенты летят как мотыльки на лампочку. Сначала название салона или лечебницы работает на косметолога, а потом уж косметолог на фирму. Имя косметолога должно стать известно в узких кругах специалистов и широких кругах желающих выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Если вы преуспели и клиенты записываются к вам за неделю вперед - можно задуматься о своей фирме.
Несмотря на всю поэзию профессии, путь в косметологию тернист и прозаичен. Сразу выучиться на косметолога невозможно. По сути, это вторая профессия. Сначала требуется получить высшее или среднее медицинское образование. Затем два года отработать по специальности. И только после этого вас примут на курсыкосметологов. Но и этого недостаточно. К работе допускают только косметологов, прошедших обязательную аккредитацию в специальной комиссии при лицензионном комитете.
Коммерческих курсов (образование всегда платное) множество. Но будьте бдительны: большинство из них не выдает государственный сертификат.
2.9 Военный врач
Военный врач может быть и хирургом, и терапевтом, и невропатологом специализации в военной медицине такие же, как и в гражданской. Если вы решили стать военным врачом, то должны быть готовы не только к работе в «горячих точках», но и в отдаленном гарнизоне.
Военно-медицинская академия в Санкт-Петербурге - ведущее, но не единственное учебное заведение такого рода. Чтобы стать военным врачом, первые четыре года можно учиться в обычном медицинском вузе, а по окончании четвертого курса - подать заявление о переводе в то учебное заведение, где имеется военно-медицинский факультет.
2.10 Медсестра
Академическая медсестра имеет высшее сестринское образование и работает помощником врача. Она должна иметь необходимые знания и навыки, чтобы принять решение в отсутствие врача. Кроме того, академическая медсестра должна знать специфику лекарственного обеспечения, ведь именно старшие сестры в больницах и поликлиниках занимаются закупкой лекарственных препаратов.
Медсестры должны владеть несколькими школами и видами массажа (пластическим, косметическим, лечебным, вибрационным, расславляющим), уметь делать чистку лица, проводить несложные процедуры.
Обычно массаж лица и антицеллюлитный массаж тела делают разные специалисты. Антицеллюлитный массаж - очень сильный и глубокий. А для лица «натруженные» руки не годятся. Движения должны быть легкими, нежными, ведь лицевые мышцы очень маленькие. К тому же сам косметический массаж больше воздействует на кожу, а не на мышцы.
На факультете академических медсестер (специальность «сестринское дело») принимают, как правило, лиц, имеющих среднее медицинское образование. Срок обучения на этих факультетах меньше, чем на других. Однако следует помнить, что академическая медсестра - это не врач, а помощник врача.
Профессию медсестры можно получить в медицинском училище. Курс обучения построен таким образом, чтобы дать будущим специалистам представление обо всех направлениях медицины (терапия, детские болезни, оперативная хирургия и т.д.).
По окончании училище медсестру ждет двухмесячный испытательный срок в том учреждении, куда ее взяли на работу.
В основном медсестра должна:
- уметь сделать антропометрию (то есть измерить рост, вес, окружность головы, окружность груди и т.д.);
- знать правила асептики (как не допустить заражения) и антисептики (как обеззаразить уже зараженное);
- знать, чем и как простерилизовать инструменты, если под рукой нет одноразовых;
- уметь заполнять документацию, характерную для того учреждения, где она работает;
- квалифицированно проводить процедуры, назначенные врачом;
- уметь четко сформулировать задачу санитаркам.
Высший разряд - анестезистка и операционная сестра. Их квалификации настолько высоки, что их возьмут везде. Сложнее с детскими медсестрами - им каждые пять лет надо или повышать квалификацию, или подтверждать свою категорию. Кроме того, существуют следующие специализации медсестер: перевязочные (в хирургии), процедурные, на посту (в больнице), на приеме (в поликлинике), прививочные, по массажу, в роддоме (по работе с грудничками).
Медсестры нужны везде - в больницах, поликлиниках, школах, детских садах, на предприятиях, в летних лагерях отдыха. Медсестрой можно оставаться всю жизнь. Но эта профессия может стать и стартовой площадкой для дальнейшего обучения в медицинском институте.
2.11 Фармацевт
Работа фармацевта (провизора аптеки) заключается в приготовлении и продаже лекарств. Разумеется, фармацевт должен хорошо знать все существующие лекарства, их аналоги, возможные заменители, а также побочные эффекты каждого препарата и противопоказания к его применению.
В обязанности этого специалиста входят проведение химического анализа поступающих лекарств, определение их качества и пригодности, поэтому большое значение для него имеют знания в области химии. Фармацевт постоянно находится в «атмосфере» лекарств, значит, у него довольно высок риск развития аллергии. В то же время хороший фармацевт - незаменимый помощник терапевта, хирурга, врача любой другой специальности. Для этого сейчас во многих поликлиниках существуют кабинеты фармацевтической информации.
2.12 Медицинский менеджмент
Эта специальность появилась недавно, уже в наше, рыночное время и называется «Организация и экономика здравоохранения». Медицинский менеджер - это не врач. Он может стать главным врачом (директором) больницы или заместителем главного врача по экономике, может работать в страховой компании, быть дестрибьютером фирмы, производящей медицинскую технику или лекарства. Короче говоря, это человек с высшим экономическим образованием, включающим определенные знания из области медицины. О медицине как науке о болезнях и здоровье менеджер должен иметь общее представление, а в ее экономических и юридических аспектах быть профессионалом.
2.13 Врач-невропатолог
Неврология - это медицинская наука о болезнях центральной (головной и спинной мозг) и периферической (нервные волокна) нервных систем и методах их диагностики и лечения.
Современное название врача этой специальности: врач-невролог (невропатолог - устаревшее). Невропатолог (невролог) -- врач, получивший высшее медицинское образование и прошедший специализацию по неврологии. Невропатолог занимается лечением и диагностикой болезней, не связанных с изменениями в психической области. Это заболевания периферической и центральной нервной системы. Многие из этих заболеваний сопровождаются нарушением психики и поведения, в таком случае к лечению таких пациентов привлекаются психиатры и, иногда, психотерапевты.
Наиболее частой причиной обращения к врачу не только в неврологической, но и во всей медицинской практике, является головная боль. Периодически ее испытывает более 75% населения Земли, при этом большинство людей принимает анальгетики, даже не попытавшись разобраться в её причинах. Периодически повторяющаяся и хроническая головная боль может быть следствием сосудистых изменений, тревожности, гормональных нарушений, депрессии, стресса, атеросклероза, а также заболеваний опорно-двигательного аппарата. Головная боль может быть ведущим, а иногда и единственным симптомом примерно 50 различных заболеваний, поэтому так важно найти причины её возникновения.
Одной из актуальных проблем невропатологии являются нарушения вегетативной нервной системы. Как показали эпидемиологические исследования в условиях современного города, различные вегетативные нарушения разной степени тяжести встречаются у 65% населения. Они выражаются такими симптомами, как:
1. Непереносимость нагрузок
2. Хроническая усталость
3. Пониженное артериальное давление
4. Нарушения сердечного ритма
5. Боли в левой половине груди
6. Частая головная боль
7. Неустойчивость артериального давления
8. Снижение концентрации внимания
9. Гипервентиляционные расстройства (непереносимость духоты)
10. Нарушения сна, тревожность
11. Снижение настроения, раздражительность
12. Обмороки и предобморочные состояния, головокружения, «шум в ушах», «шум в голове»
13. Расстройства потоотделения (гипергидроз)
Также к врачу - невропатологу наиболее часто обращаются по поводу таких болезней как: вегето-сосудистая дистония, мигрень, бессонница, остеохондроз, головная боль, ишиас, люмбалгия, люмбаго, лечение радикулита, невралгия, головокружение, грыжа межпозвонкового диска, головокружения, последствия черепно - мозговых травм (посттравматическая энцефалопатия), невралгия тройничного нерва, шум в ушах, нарушения памяти, гипертоническая энцефалопатия, синдром хронической усталости, лицевые боли (невралгия тройничного нерва и др.) нарушения сна, защемление седалищного нерва, хроническая недостаточность мозгового кровообращения (дисциркуляторная энцефалопатия), боли в спине различного происхождения, невропатия лицевого нерва, инсульты и другие нарушения кровообращения головного мозга, приступы эпилепсииневрологические осложнения остеохондроза позвоночника, энцефалиты, различные полиневропатии, опухоли головного и спинного мозга, нарушения ходьбы, падения, невриты.
- 2. Медицинская статистика, ее разделы, значение для оценки
- 3. Организация и этапы статистического исследования.
- 4. План статистического исследования, его содержание.
- 5. Программа статистического исследования, ее содержание.
- 6. Статистическая совокупность, ее групповые свойства, виды.
- 7. Основные операции сбора статистического материала.
- 8. Регистрационный бланк, его виды, требования к составлению.
- 9. Основные операции разработки статистического материала.
- 10. Внедрение результатов статистического исследования в
- 11. Графические изображения результатов статистического
- 12. Статистические таблицы, их виды и требования, предъявляемые к
- 13. Абсолютные и относительные величины, их применение в
- 14. Вариационные ряды, их виды, значение.
- 4.По расположению варианты:
- 15. Средние величины, их виды и применение в здравоохранении.
- 16. Ошибка средних и относительных величин, методика их
- 17. Оценка достоверности различий результатов статистического
- 18. Метод стандартизации, его сущность и значение.
- 19. Динамические ряды, методика анализа и применение в медицине.
- 20. Понятие о корреляционном анализе.
- 21. Понятие о непараметрических методах оценки. Критерий соответствия.
- 23. Предмет и разделы демографии, ее значение в практике
- 1. Механическое
- 2.Естественное механическое движение
- 24. Статика населения. Использование результатов переписи
- 25. Возрастно-половая структура населения, типы, социальное значение.
- 26. Воспроизводство населения, типы, показатели.
- Показатели плодовитости:
- 30. Рождаемость, уровни, методика расчета, анализ и медико-
- 31. Общий и возрастные показатели смертности, уровни, методика
- 32. Младенческая смертность, причины, возрастные особенности,
- 33. Перинатальная смертность, структура, уровни, причины,
- 34. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни. Таблицы
- Классификация таблиц смертности[править | править вики-текст]
- 35. Заболеваемость (первичная, общая), методы изучения.
- 38. Специальный учет отдельных видов заболеваний.
- 39. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности,
- 1. Число случаев временной утраты трудоспособности на 100 работающих в год:
- 2. Число дней временной утраты трудоспособности на 100 работающих в год:
- 40. Госпитализированная заболеваемость, показатели, медико-социальное значение.
- 41. Инфекционная заболеваемость, показатели, медико-социальное значение.
- 42. Физическое развитие, изучение и значение его в оценке
- 43. Инвалидность, медицинские причины, показатели.
- 44. Болезни системы кровообращения, их медико-социальная
- 45. Злокачественные новообразования, их медико-социальная
- 46. Травматизм, его виды, медико-социальная значимость и
- 47. Болезни органов дыхания, их медико-социальная значимость и
- 48. Туберкулез, его медико-социальная значимость и
- 49. Психические расстройства, их медико-социальная значимость и
- 50. Алкоголизм и наркомания, их медико-социальная значимость и
- 51. Понятие о типах медицинских должностей и специальностей.
- 2. Основные медицинские специальности
- 52. Принципы государственной политики Республики Беларусь в
- 53. Лечебно-профилактическая помощь: принципы, организационная структура и значение.
- Организация и структура первичной медицинской помощи населению
- Организация амбулаторно-поликлинической помощи
- 54. Профилактика – важнейшая направленность здравоохранения, ее формы и уровни.
- 55. Диспансерный метод, его содержание и медико-социальное
- 56. Показатели организации и эффективности диспансеризации.
- 57. Диспансеры, их виды, основные функции.
- 58. Районные организации здравоохранения, структура, задачи.
- 59. Первичная медицинская помощь: принципы, организационная структура, значение, перспективы развития.
- 60. Поликлиника, ее типы, структура и значение.
- 61. Регистратура, ее функции. Формы записи на прием к врачу.
- 62. Отделение профилактики, его структура и организация работы.
- 63. Участковый принцип медицинского обслуживания населения.
- Организация работы участкового терапевта.
- 64. Врач общей практики, подготовка, содержание работы,
- 65. Санитарно-противоэпидемическая работа поликлиники.
- 66. Основная медицинская документация поликлиники.
- 67. Качественные показатели работы поликлиники.
- 68. Скорая медицинская помощь, структура, задачи.
- 69. Бригады скорой (неотложной) медицинской помощи, виды,
- 68. Скорая медицинская помощь, структура, задачи.
- 70. Стационар замещающие технологии, виды, принципы работы, значение.
- 71. Стационарная медицинская помощь: организационная структура,
- Стационарная медицинская помощь
- 72. Стационар, его типы, структура, организация работы. Задачи приемного отделения.
- 73. Основная медицинская документация стационара.
- 74. Качественные показатели работы стационара.
- 75. Показатели коечного фонда, значение, оценка.
- 76. Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, органы управления, структура доходов и расходов.
- 77. Нетрудоспособность, ее виды.
- 78. Экспертиза временной нетрудоспособности, основные медико-
- 79. Лица и организации, имеющие право на выдачу листков
- 80. Лица и организации, не имеющие права выдачи листков
- 81. Врачебно-консультационная комиссия, ее состав и функции.
- 82. Документация при оформлении временной нетрудоспособности.
- 83. Выдача справок при временной нетрудоспособности.
- 84. Экспертиза временной нетрудоспособности при амбулаторном
- 85. Временная нетрудоспособность при стационарном лечении и
- 86. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за
- 87. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при болезни матери
- 88. Временная нетрудоспособность при беременности, родах, усыновлении.
- 89. Временная нетрудоспособность при карантине, протезировании.
- 90. Временная нетрудоспособность при алкогольном и
- 91. Временная нетрудоспособность при искусственном
- 92. Временная нетрудоспособность иностранных граждан в рб,
- 93. Случаи выдачи листка нетрудоспособности «задним» числом.
- 77. Нетрудоспособность, ее виды.
- 78. Экспертиза временной нетрудоспособности, основные медико-социальные факторы, влияющие на ее организацию и проведение.
- 79. Лица и организации, имеющие право на выдачу листков
- 80. Лица и организации, не имеющие права выдачи листков нетрудоспособности.
- 81. Врачебно-консультационная комиссия, ее состав и функции.
- 82. Документация при оформлении временной нетрудоспособности.
- 83. Выдача справок при временной нетрудоспособности.
- 84. Экспертиза временной нетрудоспособности при амбулаторном
- 85. Временная нетрудоспособность при стационарном лечении и выписке из стационара.
- 86. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больными детьми и взрослыми.
- 87. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при болезни матери по уходу за здоровым ребенком.
- 88. Временная нетрудоспособность при беременности, родах, усыновлении.
- 89. Временная нетрудоспособность при карантине, протезировании.
- 90. Временная нетрудоспособность при алкогольном и наркотическом опьянении.
- 91. Временная нетрудоспособность при искусственном оплодотворении, аборте, стерилизации.
- 92. Временная нетрудоспособность иностранных граждан в рб,
- 93. Случаи выдачи листка нетрудоспособности «задним» числом.
- 94. Инвалидность, порядок установления причин и групп, документы
- 95. Медико-реабилитационная экспертная комиссия, ее состав и функции.
- 96. Медицинская, социальная и трудовая реабилитация инвалидов.
- 97. Медицинская реабилитация: потребность, этапы, организационные формы.
- 98. Организация медицинской помощи сельскому населению,
- 99. Организация первичной медицинской помощи сельскому населению.
- II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
- III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
- 100. Районные организации здравоохранения, их роль в оказании
- 101. Областные организации здравоохранения их роль в обеспечении
- 102. Организация медицинской помощи работающим на промышленных предприятиях. Функции цехового терапевта.
- Основные функции цехового терапевта
- 103. Медицинские осмотры, виды, порядок проведения.
- В) целевой внеочередные медосмотры - проводится с целью раннего выявления больных отдельными заболеваниями (туберкулезом, злокачественными новообразованиями, венерическими болезнями и т.Д.)
- 104. Полицевой учет заболеваемости.
- 105. Единый комплексный план оздоровительных мероприятий на промышленных предприятиях и его значение.
- 106. Содержание работы санитарно-эпидемиологической службы.
- 107. Отрасли санитарной деятельности. Предупредительный и
- Отрасли санитарной и эпидемиологической деятельности
- Жилищно-коммунальная санитария.
- Пищевая санитария.
- Промышленная санитария.
- Школьная санитария.
- Текущий санитарный надзор предполагает:
- 108. Центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, его
- Основные задачи и функции:
- 109. Здоровый образ жизни, его компоненты. Факторы риска.
- 110. Формирование здорового образа жизни, его направления и задачи.
- 111. Методы и средства медико-гигиенического обучения и
- Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.
- 112. Охрана материнства и детства, ее социальное значение.
- 113. Организация медицинской помощи детскому населению.
- 114. Принципы и порядок проведения диспансеризации детей.
- 115. Качественные показатели работы детской поликлиники.
- 116. Основная медицинская документация детской поликлиники и
- 117. Детская больница, особенности госпитализации, структуры, организация работы.
- 118. Качественные показатели работы детской больницы.
- 119. Женская консультация, ее структура и функции. Задачи
- 3. Экспертиза нетрудоспособности.
- 120. Основная медицинская документация и показатели работы
- 121. Родильный дом: организация работы, особенности структуры.
- 122. Основная медицинская документация и показатели работы
- 123. Медико-социальные проблемы заболеваемости детей.
- 124. Материнская смертность как медико-социальная проблема.
- 125. Понятие об организации уровней перинатальной помощи.
- 126. Понятие об организации медико-гигиенического консультирования.
- 127. Аборт, как медико-социальная проблема.
- 128. Медико-социальные проблемы репродуктивного здоровья женщин.
- 129. Медико-социальные проблемы врожденной и наследственной
- 130. Гинекологическая заболеваемость как медико-социальная
- 131. Экономика здравоохранения. Понятие об экономической, социальной,
- 132. Основные аспекты экономики здравоохранения.
- 133. Экономический ущерб в связи с заболеваемостью.
- 134. Социальные стандарты в здравоохранении.
- 135. Стандартизация в здравоохранении, медицинские стандарты.
- 136. Планирование здравоохранения: задачи, методы, виды планов.
- 137. Методика расчета потребности населения в амбулаторно- поликлинической помощи.
- 138. Методика расчета потребности населения в стационарной помощи. Методика планирования стационарной помощи населению
- 139. Сущность, уровни и субъекты управления. Органы управления
- 140. Планирование и организация как функции управления.
- 141. Мотивация и контроль как функции управления.
- 142. Основы информатизации здравоохранения.
- 143. Маркетинг здравоохранения, его виды.
- 144. Основные формы финансирования здравоохранения.
- 145. Смета организаций здравоохранения.
- 146. Формы оплаты труда медицинского персонала.
- 147. Биоэтика: исторические модели, аспекты, актуальные проблемы.
- 148. Воз: история создания, деятельность, цели, задачи, участие рб.
- 149. Понятие о доказательной медицине.
- 150. Медицинское страхование. Добровольное и обязательное
- 151. Система контроля за качеством медицинской помощи. Понятие
- 152. Качество медицинской помощи: определение, характеристики,
- 153. Основы законодательства Республики Беларусь о здравоохранении.
- 154. Территориальная программа государственных гарантий по обеспечению медицинского обслуживания населения.