logo
ОЗЗ2019

144. Основные формы финансирования здравоохранения.

Финансирование здравоохранения может быть 

Система частного финансирования здравоохранения.

 Источниками средств для оплаты медицинской помощи служат индивидуальные доходы граждан и средства работодателей. Полисы добровольного медицинского страхования дают возможность их владельцам получать в случае заболевания медицинскую помощь, за которую они либо уже ничего не платят, либо делают небольшие соплатежи.

Страховки могут приобретаться индивидуально или коллективно – обычно лицами, работающими в одной организации. Коллективные страховые программы могут оплачиваться полностью или частично за счет средств работодателя.

Добровольное медицинское страхование осуществляют частные страховые организации, действующие на коммерческой основе.

предлагаются различные виды страховых программ, имеющих разную стоимость и разные условия оказания медицинской помощи. Виды и объемы медицинских услуг, которые могут получить застрахованные, зависят от того, сколько они или их работодатели заплатили за частную страховку. Страховые программы могут также различаться и по возможностям выбора врачей и медицинских организаций, которые они предоставляют застрахованным.

Системы государственного финансирования здравоохранения. Выделив два основных типа государственных систем финансирования:

Система обязательного медицинского страхования. Источниками финансирования медицинской помощи населению являются страховые взносы, которые в обязательном порядке уплачивают определенные категории страхователей.

Страхователями работающего населения выступают сами работающие и/или их работодатели. Государство обязывает их производить взносы на обязательное медицинское страхование, устанавливаемые обычно в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда.

Страхование неработающего населения может производиться двумя способами. 

Один состоит в том, что вместе с работающими страхуются неработающие члены их семей, и соответственно суммы, уплачиваемые работающими или работодателями, выступают страховыми взносами за работающих и за членов их семей.

 Второй способ заключается в том, что страховые взносы за неработающее население выплачиваются из средств государственного бюджета или внебюджетных фондов. Система бюджетного финансирования здравоохранения. Финансирование медицинской помощи населению осуществляется из средств государственного бюджета, формируемых за счет общего налогообложения.

В системе бюджетного финансирования распорядителями средств выступают государственные органы управления здравоохранением. Они оплачивают медицинскую помощь, оказываемую гражданам частнопрактикующими врачами и медицинскими организациями, которые в основном являются государственными.

Система бюджетного финансирования и система обязательного медицинского страхования являются альтернативными способами организации государственного финансирования здравоохранения.

Важнейшее отличие этих систем от системы частного финансирования здравоохранения – независимость объема медицинской помощи, получаемой заболевшим, от его платежеспособности.

Преимуществом бюджетной системы по сравнению со страховой является меньший уровень расходов на содержание органов управления здравоохранением. Недостатком бюджетной системы является большая зависимость финансирования здравоохранения от меняющихся политических приоритетов. Каждый год размеры бюджетных ассигнований на здравоохранение определяются в борьбе с конкурирующими направлениями бюджетных расходов.

Система ОМС имеет более узкую финансовую базу – страховые взносы устанавливаются в процентном отношении к фонду оплаты труда наемных работников.