Занятие 3
Лекарственные средства,
влияющие на эфферентную иннервацию
Холиноблокаторы:
М-холиноблокаторы, Н-холиноблокаторы (ганглиоблокаторы, периферические миорелаксанты),
М, Н-холиноблокаторы
Цель занятия: Изучить классификации, механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению холиноблокаторов; острое отравление атропином, меры помощи. Научиться прописывать лекарственные средства в рецептах при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики.
Актуальность темы
Холиноблокаторы широко применяют в медицинской практике качестве конкурентных антагонистов ацетилхолина и холиномиметиков, для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта (гиперацидные гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), гипертонической болезни, бронхиальной астмы, в анестезиологии (для премедикации), глазной практике (для осмотра глазного дна, иммобилизации радужки при травмах глаза) и др. ЛС используются также как средства скорой помощи при коликах, отравлениях инсектицидами и холиномиметиками.
М, Н-холиноблокаторы центрального действия применяются в невро-логии (при спастических параличах, болезни Паркинсона), реже при спазмах сосудов, гладкой мускулатуры внутренних органов.
Вещества, блокирующие Н-холинорецепторы ганглиев, применяют для купирования гипертонических кризов, профилактики вегетативных рефлексов и создания управляемой гипотонии во время хирургических операций, лечения заболеваний, связанных с нарушением нервной регуляции функции органов (язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, эндартериит и др.).
Миорелаксанты применяют, главным образом, для расслабления скелетной мускулатуры во время хирургических операций.
Кроме того, в стоматологии М-холиноблокаторы применяются для снижения секреции слюнных желез.
Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса физиологии – локализацию адрено-, М- и Н-холинорецепторов и их подтипов, медиацию возбуждения в холинергических синапсах, эффекты возбуждения и эффекты блокады М- и Н-холинорецепторов; из курса биохимии – синтез и инактивация ацетилхолина; из курса общей фармакологии – особенности всасывания, транспорта и метаболизма третичных и четвертичных аминов, виды действия ЛС и виды антагонизма.
Блок заданий для внеаудиторной работы
А. Вопросы для самоподготовки к занятию:
М-холиноблокаторы: происхождение, химическое строение, механизмы действия, классификация.
Характер и механизмы действия на глаз М-холиноблокаторов. Особенности действия атропина, скополамина, платифиллина, гоматропина и тропикамида по силе и длительности. Показания и противопоказания к использованию М-холиноблокаторов в офтальмологии.
Резорбтивное действие М-холиноблокаторов: влияние на ЦНС, сердечно-сосудистую систему, органы с гладкой мускулатурой, железы. Фармакокинетика. Применение, побочные эффекты, противопоказания к назначению.
Острые отравления атропином: источники и причины интоксикации, стадии, патогенез, клиническая картина, меры помощи.
Ганглиоблокаторы: механизмы и локализация действия, связь химического строения с фармакологическим действием, эффекты блокады симпатических и парасимпатических ганглиев.
Классификация, особенности действия и применение ганглиоблокаторов.
Побочные эффекты и противопоказания к применению ганглио-блокаторов.
Периферические миорелаксанты (курареподобные средства): история создания, механизмы и локализация действия, связь химического строения с фармакологическим действием, классификация (антидеполяризующие, деполяризующие).
Антидеполяризующие миорелаксанты (пахикураре): механизмы и особенности действия, последовательность расслабления скелетных мышц, синергисты и антагонисты, классификация.
Деполяризующие миорелаксанты (лептокураре): механизмы и особенности действия, последовательность расслабления скелетные мышц.
Фармакокинетика миорелаксантов. Применение, широта миопарали-тического действия.
Миорелаксанты, нарушающие выделение ацетилхолина пресинаптическими окончаниями: механизмы и особенности действия: ботулинический токсин типа А (ботокс, диспорт).
Осложнения при введении миорелаксантов. Противопоказания к применению.
Дополнительные вопросы для студентов педиатрического факультета
Особенности терапевтических эффектов атропина и скополамина в детском возрасте.
Особенности клинической картины острого отравления атропином у детей.
Дополнительные вопросы для студентов стоматологического факультета
Охарактеризуйте применение холиноблокаторов в стоматологии.
- Руководство
- Содержание
- Нейротропные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на периферический отдел нервной системы
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 5. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- 6. Дайте сравнительную характеристику местным анестетикам.
- Занятие 2
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 3
- Классификация лекарственных средств, угнетающих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 4
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреномиметики:
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- I. Животное с сохраненной иннервацией сердца
- I. Животное с пересеченными симпатическими нервами сердца (постганглионарная денервация)
- Занятие 5
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреноблокаторы:
- Классификация лекарственных средств, угнетающих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 6
- Заключительное занятие по теме
- «Лекарственные средства, влияющие
- На периферическую нервную систему»
- 1) Отметить ответы (а-и), соответствующие вопросам (1-8)
- 2) Отметить ответы (а-з), соответствующие вопросам (1-7)
- 3) Отметить ответы (а-ж), соответствующие вопросам (1-6)
- 4) Отметить ответы (а-р), соответствующие вопросам (1-8)
- 5) Укажите правильный ответ
- 6) Оценить правильность утверждений и их логическую связь
- 7) Как изменяется эффект вещества I на фоне действия вещества II*5?
- Особенности применения средств, влияющих
- Основная литература:
- Дополнительная литература: