logo search
психопатология

Глава 3

наковость использования знаков-слов, что требует, чтобы партнеры по общению принимали в расчет «смысловые поля» друг друга.

6. Вербальное общение предполагает пользование единым и понятным всем языком. Использование языка, неизвестного партнеру по общению (например, китайского в русскоязычной аудитории, мертвого языка в бытовой вербальной коммуникации), сводит общение к нулю.

7. Вербальная коммуникация диалогична и имеет два вида:

• интерперсональная, или внешнее общение — общение со вторыми или третьими лицами, конкретное или анонимное, устное или письменное;

• интраперсональная, или внутреннее общение — внутренняя речь, обращенная к самому себе.

8. Коммуникация всегда предполагает обратную связь (личностный и межличностный смысл), она всегда диалогична. Диалогичность речи требует речевых ответов, что связано с потребностью в том, чтобы партнер распознал и понял посылаемую ему информацию, осмыслил ее, дал речевой или невербальный ответ, в котором информировал бы о степени успешности распознания речевого посыла, отношении к нему, привел бы свои доводы или контрдоводы, а также проявил степень своей заинтересованности в поддержании подобного диалога.

9. Речь имеет свои собственные законы. Важнейшим из них является наличие логики. Логика — отражение реально существующих в природе и обществе связей с помощью речевых построений, интимно связанных с мышлением, его качествами, процессами.

10. Свои законы имеет и язык. Это законы филологии, в соответствии с которыми и строятся языковые конструкции. Одним из важнейших требований к языку является наличие промежутков (временных или полиграфических) между словами, которые отделяют их друг от друга.

11. Речь должна быть продуктивна.

Психопатологические синдромы

241

12. Речь может быть устная и письменная, жестовая (язык глухонемых), экспрессивная (направленная вовне) и импрес-сивная (направленная внутрь), диалогическая и монологическая, внутренняя, в виде проговаривания про себя, средства мышления или внутреннего программирования, а также эгоцентрическая, свойственная онтогенетическому этапу развития психики ребенка, когда происходит переход от внешней речи к внутренней и ребенок как бы разговаривает сам с собой.

Невербальная коммуникация (выразительные комплексы)

Имеет следующие виды и характеристики:

1. Мимика — произвольные, координированные движения мышц лица, выражающие специфические эмоциональные ситуации, реакции, состояния, настроение и т. п.

2. Жестикуляция (пантомимика) и позы — выразительные произвольные координированные движения рук и тела, выражающие и сопровождающие соответствующие эмоции.

3. Система прикосновений (такесика).

4. Экспрессия (паралингвизмы) — темп, сила (громкость), напряженность голоса, его интонации, тембр, членораздельность.

5. Общий стиль поведения и отдельные конкретные поступки.

6. Внешний вид.

7. Условные обозначения — татуировка, траур, звездочка на погонах, и т. п.

Аутизм как психопатологический синдром

Аутизм— синдром патологии личности, главным (существенным) проявлением которого является отсутствие или угасание (различной степени выраженности) потребности в общении.

Его проявления — различной степени прогрессирующее исчезновение или отсутствие потребности в вербальном

242