Глава 3
бы действия личности и ее поведения могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или слабых внешних и внутренних побуждениях. Различия в протекании проявления свойств характера называются его динамическими особенностями. Как раз они и зависят от свойств темперамента. Характер проявляется в деятельности человека, которая зависит от направленности личности.
Направленность — это свойства личности, характеризующие ее влечения, желания, интересы, склонности, которые определяют избирательность активности человека, а также базирующиеся на них убеждения, идеалы и мировоззрение.
Влечения, желания, интересы и склонности образуют мо-тивационную сферу. Мотив — сила, побуждающая личность к поступкам и деятельности в целом. Знание мотивов поведения позволяет правильно оценивать человека как личность. Влечения — мотивы, связанные с недостаточным осознанием своих потребностей (к виду деятельности, общению с конкретным человеком, и т. п.). Желания — мотивы, возникающие при осознании личностью возникших возможностей и потребностей. Активная форма желания — хотение. Необоснованное желание — каприз. Интересы — мотивы, побуждающие личность направлять свою деятельность к знакомству с предметом, имеющим для нее особенное, осознанное значение (посещение театра, спортивных состязаний, и т. п.). Склонности — направленность личности не только на знакомство с осознанно значимым предметом, как это происходит при интересе, но и на соответствующую предметную деятельность, удовлетворяющую эту потребность (участие в художественной самодеятельности, спортивных состязаниях, и т. д.).
Избирательная направленность мотивов и связанной с ними активности человека определяет так называемые ценностные ориентации личности, в которых проявляется ее сущность. В соответствии с содержанием мотивационной сферы, цен-
Психопатологические синдромы
225
ностными ориентациями выделяют различные уровни направленности личности.
Направленность личности самым тесным образом связана с ее мировоззрением — системой взглядов на окружающую человека объективную реальность: природу, общество, человеческое мышление как результат отражения действительности. Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношений к различным сторонам общественной жизни. Оно отражает общественное бытие.
Все компоненты личности раскрываются в деятельности, которая протекает в группах, Группа является объектом изучения социальной психологии. Это люди, объединенные реальными отношениями. Группы бывают формальными, в частности, созданные в соответствии со штатным расписанием, и неформальные, возникающие на основе общности мотивов поведения, направленности, взглядов, интересов, чувстве симпатии, и т. п.
В процессе взаимодействия с группой личность выступает в различных ролях. Роль— форма проявления социальной активности личности в условиях конкретной группы. Это шаблон, стереотип специфического поведения личности в конкретной ситуации общения или деятельности. Обязательными условиями ролевого поведения являются: искренность исполнения роли, знание формы и содержания поведенческого стереотипа как личностью, так и группой, в которой роль исполняется. Последнее связано с тем, что исполнение роли должно оправдать и удовлетворить экспектации (ожидания) группы, всех остальных ее членов. Участие личности в группе обусловлено ценностными ориентациями человека, а ролевое поведение — межличностными отношениями. В исполнении роли раскрываются все составные компоненты личности, начиная с задатков и кончая мировоззрением (см. рис, 25).
Как правило, каждая личность входит не в одну, а в несколько групп — формальных (служебная, учебная и пр.) и неформальных (по хобби). Это определяет набор исполняемых ро-
8. Зяк 21 1
228
- 2 Психопатологические симптомы (психиатрическая семиотика) .........................52
- 3 Психопатологические синдромы ...................141
- 5 Общая наркология (а. С. Андреев).............................................................282
- 6 Аспекты патологии психической деятельности
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.2. Основные положен!»
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.3. Психотический и непсихотический уровень психических расстройств
- Глава 1
- 1. Позитивные синдромы:
- 2.1. Симптомы
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.2. Симптомы патологии памяти
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.3. Симптомы патологии
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.4. Симптомы патологии эмоций
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.5. Симптомы патологии
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 3 Психопатологические синдромы
- 3.1. Позитивные психопатологические синдромы
- 3.1.1. Астеннчгскнй синдром
- Глава 3
- 8.1.2. Синдромы аффективных расстройств
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.3 Невротические и неврозоподобные синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.4. Паранойяльные синдромы, Галлюцинозы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.5. Аффективно-параноидные, параноидные, парафренные, люцидные кататонические синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.6. Синдромы нарушенного сознания
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.7. Парамнестнческие синдромы
- Глава 3
- 3.1.9. Судорожные синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.9. Психоорганический синдром
- Глава 3
- 8.2. Личность н основные формы ее патологии
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.2.1 Астеническая форма
- 3.2.2. Психастеническая форма
- Глава 3
- 3.2.3. Гшотнмическая форма
- 3.2.4. Гипертимическая форма
- Глава 3
- 3.2.5. Истерическая форма
- Глава 3
- 3.2.6. Возбудимая (эпилеитоидная) форма
- 3.2.7. Паранойяльная форма
- Глава 3
- 3.2.8. Шизоидная форма
- 3.2.9. Аутизм
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 8.8. Синдромы негативных
- Глава 3
- 3.3.1. Врожденный психический дефект (олигофрения)
- 3.3.1.1. Дебильность
- 3.3.1.2. Имбецильность
- 3.3Л*3. Идиотия
- Глава 3
- 3.3.2. Приобретенный психический дефект
- Глава 3
- 3»3»2»2» Субъективно осознаваемая измененность «я»
- Глава 3
- 3.3.2.3. Объективно определяемые изменения личности
- Глава 3
- 3*3*2*4* Дисгармония личности (включая шизоидизацию)
- 3.3.2«5. Снижение энергетического потенциала
- Глава 3
- 3.3.2*6* Снижение уровня личности
- 3.3.2.7* Регресс личности
- Глава 3
- 3.3,2*3. Амнестические расстройства
- 3.3,2*9. Тотальное слабоумие (глобарная деменция)
- Глава 3
- 3.3.2Л о. Психический маразм
- Глава 3
- 4 Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста
- Глава 4
- 4.1. Синдром невропатии
- 4.2. Синдром детского аутизма
- Глава 4
- Глава 4
- 4.3. Гипердинамический синдром
- 270 Глава 4
- 4.4. Синдром детских
- 4& Синдром дисморфомании
- Глава 4
- 4.6. Синдром нервной анорексни
- Глава 4
- Глава 4
- 4.7. Синдром психического инфантилизма
- Глава 4
- 4.8. Синдрогл гебоидности
- Глава 4
- 5.1. Наркологические симптомы, симптомокомплексы и состояния
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- 5.2. Наркологические синдромы
- 5.2.1. Опьянение
- Глава 5
- Глава 5
- 5.2Л *2. Соматоневрологический компонент опьянения
- Глава 5
- 5,2Ф1.3ф Алкогольное опьянение
- Глава 5
- 5.2.2. Большой наркоманический синдром
- 5.2*2.2. Синдром зависимости
- Глава 5
- Глава 5
- 6.2.8 Последствия хронической интоксикации алкоголем и другими психоактивными веществами
- 5.2,3.1. Расстройства психической сферы
- Глава 5
- 5Е2.3.2 Соматоневрологические нарушения
- 8.1. Функциональная асимметрия головного мозга и общая психопатология
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- 35В_____________________________________ Приложение
- 2. О порядке допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности
- 1. Общие положения
- 2. Квалификационные комиссии
- 3. Порядок проведения квалификационного экзамена (рис, 28)
- 1. Общие положения
- 2. Обязанности врача-стажера
- 4. Права врача (провнзора)-стажера
- 5. Ответственность врача (провнзора)-стажера
- 2 Сертификационного экзамена по психиатрии (раздел z. Общая психопатология)
- 029. Дереализация характеризуется всем перечисленным, кроме:
- 030. Дереализационные расстройства проявляются всем перечисленным, кроме:
- 031. Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме:
- 032. Ипохондрический синдром проявляется всем перечисленным, исключая: