Глава 6
При грубых формах нарушения затруднена идентификация речи по полу, возрасту, знакомости.
Акустико-мнестическая афазия. Возникает при поражении медиобазальных отделов коры левой височной области, вне ядерной зоны звукового анализатора, поле 21 и частично 37. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, но для понимания смысла всего высказывания необходимо удержать в памяти весь акустический ряд. Больной неспособен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие нарушения слухоречевой памяти. Объем ее резко сужается до двух-трех элементов при семи (+две) в норме. В результате возникает вторичное, из-за слабости слу-хоречевых следов, непонимание устной речи. Имеются нарушения речи амнестического типа — трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парафазии.
У этих больных скудная речь, они часто пропускают слова (чаще существительные). Центральным симптомом является снижение объема запоминания. Снижается также скорость переработки словесной информации. При воспроизведении характерным является «фактор края» — воспроизводятся первые или последние два-три слова. Для больных с акустико-мнестической афазией характерно явление реминисценции — лучшее воспроизведение словесного материала через несколько часов после его предъявления. Важным диагностическим критерием является отсутствие увеличения продуктивности воспроизведения при заучивании, которое в ряде случаев может приводить к истощению функции запоминания и ухудшению первоначально достигнутых показателей. Особенно отчетливо модально-специфические нарушения слухоречевой памяти выступают в условиях интерферирующей деятельности, заполняющей интервал времени между запоминанием и воспроизведением. Кроме того, имеются тормозящие влияния внут-ристимульной интерференции, приводящей к сужению объема непосредственного воспроизведения. Вербальный матери-
функционалъно-локализационные аспекты...
335
ал, объединенный внутренними смысловыми связями (рассказ), запоминается легче, чем серия отдельных слов.
Поражение симметричных отделов правого полушария головного мозга приводит к нарушению памяти на неречевые и музыкальные звуки, что проявляется в трудностях запоминания ритмических структур при увеличении объема содержащихся в них элементов, а также в невозможности воспроизвести заданную мелодию.
Слуховое невнимание. Связано с поражением височной доли правого полушария головного мозга и состоит в игнорировании поступающей в левое ухо информации при одновременном предъявлении стимулов (методика дихотическо-го прослушивания, предложенная Д. Кимурой). Те же звуки, предъявленные отдельно на правое и левое ухо, воспринимаются нормально.
Модально-неспецифические нарушения памяти.
Возникают при поражении медиобазальных отделов височной области коры больших полушарий головного мозга. Эти отделы входят в его лимбическую систему, характеризующуюся очень сложными функциями и являющуюся составной частью первого энергетического блока. Лимбические отделы височной коры, в частности гиппокампа, обеспечивают модуляцию тонуса коры. При снижении тонуса нарушается возможность избирательного запечатления следов. Дефекты «общей памяти» проявляются у больных в трудностях непосредственного удержания следов любой модальности. При более массивных поражениях этих отделов мозга нарушения кратковременной памяти приближаются по интенсивности к Корсаковскому синдрому (фиксационная амнезия, амнестическая дезориентровка, парамнезии).
Эмоциональные нарушения. Возникают при поражении медиобазальных отделов височной коры головного мозга (лимбическая система). Для височных поражений характерны различия между право- и левовисочной локализацией патологического очага.
336
- 2 Психопатологические симптомы (психиатрическая семиотика) .........................52
- 3 Психопатологические синдромы ...................141
- 5 Общая наркология (а. С. Андреев).............................................................282
- 6 Аспекты патологии психической деятельности
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.2. Основные положен!»
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.3. Психотический и непсихотический уровень психических расстройств
- Глава 1
- 1. Позитивные синдромы:
- 2.1. Симптомы
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.2. Симптомы патологии памяти
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.3. Симптомы патологии
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.4. Симптомы патологии эмоций
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.5. Симптомы патологии
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 3 Психопатологические синдромы
- 3.1. Позитивные психопатологические синдромы
- 3.1.1. Астеннчгскнй синдром
- Глава 3
- 8.1.2. Синдромы аффективных расстройств
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.3 Невротические и неврозоподобные синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.4. Паранойяльные синдромы, Галлюцинозы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.5. Аффективно-параноидные, параноидные, парафренные, люцидные кататонические синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.6. Синдромы нарушенного сознания
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.7. Парамнестнческие синдромы
- Глава 3
- 3.1.9. Судорожные синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.9. Психоорганический синдром
- Глава 3
- 8.2. Личность н основные формы ее патологии
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.2.1 Астеническая форма
- 3.2.2. Психастеническая форма
- Глава 3
- 3.2.3. Гшотнмическая форма
- 3.2.4. Гипертимическая форма
- Глава 3
- 3.2.5. Истерическая форма
- Глава 3
- 3.2.6. Возбудимая (эпилеитоидная) форма
- 3.2.7. Паранойяльная форма
- Глава 3
- 3.2.8. Шизоидная форма
- 3.2.9. Аутизм
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 8.8. Синдромы негативных
- Глава 3
- 3.3.1. Врожденный психический дефект (олигофрения)
- 3.3.1.1. Дебильность
- 3.3.1.2. Имбецильность
- 3.3Л*3. Идиотия
- Глава 3
- 3.3.2. Приобретенный психический дефект
- Глава 3
- 3»3»2»2» Субъективно осознаваемая измененность «я»
- Глава 3
- 3.3.2.3. Объективно определяемые изменения личности
- Глава 3
- 3*3*2*4* Дисгармония личности (включая шизоидизацию)
- 3.3.2«5. Снижение энергетического потенциала
- Глава 3
- 3.3.2*6* Снижение уровня личности
- 3.3.2.7* Регресс личности
- Глава 3
- 3.3,2*3. Амнестические расстройства
- 3.3,2*9. Тотальное слабоумие (глобарная деменция)
- Глава 3
- 3.3.2Л о. Психический маразм
- Глава 3
- 4 Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста
- Глава 4
- 4.1. Синдром невропатии
- 4.2. Синдром детского аутизма
- Глава 4
- Глава 4
- 4.3. Гипердинамический синдром
- 270 Глава 4
- 4.4. Синдром детских
- 4& Синдром дисморфомании
- Глава 4
- 4.6. Синдром нервной анорексни
- Глава 4
- Глава 4
- 4.7. Синдром психического инфантилизма
- Глава 4
- 4.8. Синдрогл гебоидности
- Глава 4
- 5.1. Наркологические симптомы, симптомокомплексы и состояния
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- 5.2. Наркологические синдромы
- 5.2.1. Опьянение
- Глава 5
- Глава 5
- 5.2Л *2. Соматоневрологический компонент опьянения
- Глава 5
- 5,2Ф1.3ф Алкогольное опьянение
- Глава 5
- 5.2.2. Большой наркоманический синдром
- 5.2*2.2. Синдром зависимости
- Глава 5
- Глава 5
- 6.2.8 Последствия хронической интоксикации алкоголем и другими психоактивными веществами
- 5.2,3.1. Расстройства психической сферы
- Глава 5
- 5Е2.3.2 Соматоневрологические нарушения
- 8.1. Функциональная асимметрия головного мозга и общая психопатология
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- 35В_____________________________________ Приложение
- 2. О порядке допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности
- 1. Общие положения
- 2. Квалификационные комиссии
- 3. Порядок проведения квалификационного экзамена (рис, 28)
- 1. Общие положения
- 2. Обязанности врача-стажера
- 4. Права врача (провнзора)-стажера
- 5. Ответственность врача (провнзора)-стажера
- 2 Сертификационного экзамена по психиатрии (раздел z. Общая психопатология)
- 029. Дереализация характеризуется всем перечисленным, кроме:
- 030. Дереализационные расстройства проявляются всем перечисленным, кроме:
- 031. Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме:
- 032. Ипохондрический синдром проявляется всем перечисленным, исключая: