Глава 3
Задатки— природные предпосылки развития способностей. Их сутью являются врожденные индивидуально-психологические свойства, связанные с морфологическими и функциональными особенностями головного мозга и органов чувств.
Способности— свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки выполнения какой-либо определенной деятельности (овладение языком, занятия рисованием, музыкой, математикой и т. п.). При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в скорости их приобретения. Наивысшей степенью способностей является одаренность.
Темперамент— постоянные и устойчивые индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Основными свойствами темперамента являются: сенситивность, реактивность, темп протекания реакций, эмоциональная возбудимость, пластичность—ригидность, экстравертированность—интровертированность.
Сенситивность характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения той или иной психической реакции и скорость ее развития.
Реактивность отражает степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Как правило, это автоматизированные реакции защиты и ориентировки.
Активность характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек движется к цели и преодолевает препятствия.
Темп реакций связан со скоростью протекания психических процессов.
Эмоциональная возбудимость определяется порогом минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а также быстротой ее развития.
Психопатологические синдромы
221
Пластичность отражает легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям. Противоположным качеством темперамента является ригидность — свойство, демонстрирующее инертность приспособительного поведения.
Экстраверсия указывает на высокую степень зависимости реакций и поведения человека от внешних впечатлений. Противоположное ему качество — интроверсия. Она отражает значимую связь поведения человека с внутренними впечатлениями.
Различные сочетания вышеописанных свойств темперамента образуют четыре основных его типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик {табл. 5).
Характер— это совокупность устойчивых и существенных индивидуально-своеобразных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к окружающему миру и к самой себе. Свойства характера обнаруживаются в конкретных ситуациях взаимоотношений личности с отдельными людьми, коллективом, обществом, в процессе труда, а также при отношении к вещам. Проявляется он соответствующим поведением.
Характер имеет свою структуру — закономерное сочетание взаимосвязанных и взаимозависимых свойств. Последние проявляются в четырех системах отношений личности:
1. К самому себе: уверенность в себе, мнительность, самокритичность, самолюбие, честолюбие, тщеславие и др.
2. К вещам: аккуратность и неряшливость, бережливость и скупость, и т. п.
3. К отдельным лицам и коллективу: доброжелательность и черствость, отзывчивость и эгоцентризм, альтруизм и эгоизм, отходчивость и мстительность, тактичность и бестактность, уступчивость и упрямство, гуманность и жестокость, вежливость и грубость, общительность и замкнутость, откровенность и скрытность, и т. п.
4. К труду: трудолюбие и леность, инициативность и безынициативность, ответственность и безответственность, доб-
Табтща5
Типы и свойства темперамента
Основные типы темперамента | Свойства темперамента | ||||||
Сенси-тивность | Реактивность | Активность | Темп протекания реакций | Эмоциональная возбудимость | Пластичность/ригидность | Экстравер- сия/интро- версия | |
Сангвинический | Пониженная | Высокая, уравновешенная с активностью | Высокая | Быстрый | Повышенная | Пластичность | Экстраверсия |
Холерический | » | Высокая, преобладает над активностью | » | » | » | Ригидность | » |
Флегматический | » | Низкая | » | Медленный | Пониженная | » | Интро-версия |
Меланхолический | Повышенная | » | Низкая | Неустойчивый | Повышенная с депрессивным оттенком реакций | » | » |
Психопатологические синдромы
223
росовестность и халатность, целеустремленность и пассивность, пунктуальность и расхлябанность, и т. п.
Кроме того, есть свойства характера, проявляющиеся в ситуациях, требующих мобилизации волевых качеств, например, мужество и робость, храбрость и трусость, и т. п.
Отдельные свойства структуры характера не равны. Выделяют центральные (стержневые) и зависящие от них, производные. Общими свойствами характера являются: целостность, активность, твердость, устойчивость и пластичность.
Целостность связана с наличием или отсутствием в его структуре противоречивых черт. Это — единство психического склада личности, согласованность его отношений к различным сторонам действительности, отсутствие противоречий в интересах, стремлениях, действиях.
Активность, или сила, проявляется степенью противодействия внешним обстоятельствам и энергией, с которой человек преодолевает препятствия. В этом плане выявляются стеничные люди и личности со слабым характером.
Твердость определяется упорством личности при сознательном отстаивании ею своих взглядов и принятых решений.
Устойчивость— способность сохранять основные свойства характера при несущественном изменении внешней обстановки, ситуации. **
Лластичностыироявляется в способности изменяться под влиянием коренным образом изменившейся ситуации, а также в процессе развития и воспитания личности. Устойчивость и пластичность характера существенно влияют на способность личности к адаптации в социальной среде.
Методологически принципиальным является положение о том, что определяющим свойства и структуру характера выступает влияние не биологических, конституционально-наследственных, а общественных, социальных закономерностей. Характер и темперамент находятся в определенной связи. Тип темперамента влияет на проявления внешних свойств характера. В зависимости от его типа определенные спосо-
224
- 2 Психопатологические симптомы (психиатрическая семиотика) .........................52
- 3 Психопатологические синдромы ...................141
- 5 Общая наркология (а. С. Андреев).............................................................282
- 6 Аспекты патологии психической деятельности
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.2. Основные положен!»
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.3. Психотический и непсихотический уровень психических расстройств
- Глава 1
- 1. Позитивные синдромы:
- 2.1. Симптомы
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.2. Симптомы патологии памяти
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.3. Симптомы патологии
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.4. Симптомы патологии эмоций
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.5. Симптомы патологии
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 3 Психопатологические синдромы
- 3.1. Позитивные психопатологические синдромы
- 3.1.1. Астеннчгскнй синдром
- Глава 3
- 8.1.2. Синдромы аффективных расстройств
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.3 Невротические и неврозоподобные синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.4. Паранойяльные синдромы, Галлюцинозы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.5. Аффективно-параноидные, параноидные, парафренные, люцидные кататонические синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.6. Синдромы нарушенного сознания
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.7. Парамнестнческие синдромы
- Глава 3
- 3.1.9. Судорожные синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.9. Психоорганический синдром
- Глава 3
- 8.2. Личность н основные формы ее патологии
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.2.1 Астеническая форма
- 3.2.2. Психастеническая форма
- Глава 3
- 3.2.3. Гшотнмическая форма
- 3.2.4. Гипертимическая форма
- Глава 3
- 3.2.5. Истерическая форма
- Глава 3
- 3.2.6. Возбудимая (эпилеитоидная) форма
- 3.2.7. Паранойяльная форма
- Глава 3
- 3.2.8. Шизоидная форма
- 3.2.9. Аутизм
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 8.8. Синдромы негативных
- Глава 3
- 3.3.1. Врожденный психический дефект (олигофрения)
- 3.3.1.1. Дебильность
- 3.3.1.2. Имбецильность
- 3.3Л*3. Идиотия
- Глава 3
- 3.3.2. Приобретенный психический дефект
- Глава 3
- 3»3»2»2» Субъективно осознаваемая измененность «я»
- Глава 3
- 3.3.2.3. Объективно определяемые изменения личности
- Глава 3
- 3*3*2*4* Дисгармония личности (включая шизоидизацию)
- 3.3.2«5. Снижение энергетического потенциала
- Глава 3
- 3.3.2*6* Снижение уровня личности
- 3.3.2.7* Регресс личности
- Глава 3
- 3.3,2*3. Амнестические расстройства
- 3.3,2*9. Тотальное слабоумие (глобарная деменция)
- Глава 3
- 3.3.2Л о. Психический маразм
- Глава 3
- 4 Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста
- Глава 4
- 4.1. Синдром невропатии
- 4.2. Синдром детского аутизма
- Глава 4
- Глава 4
- 4.3. Гипердинамический синдром
- 270 Глава 4
- 4.4. Синдром детских
- 4& Синдром дисморфомании
- Глава 4
- 4.6. Синдром нервной анорексни
- Глава 4
- Глава 4
- 4.7. Синдром психического инфантилизма
- Глава 4
- 4.8. Синдрогл гебоидности
- Глава 4
- 5.1. Наркологические симптомы, симптомокомплексы и состояния
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- 5.2. Наркологические синдромы
- 5.2.1. Опьянение
- Глава 5
- Глава 5
- 5.2Л *2. Соматоневрологический компонент опьянения
- Глава 5
- 5,2Ф1.3ф Алкогольное опьянение
- Глава 5
- 5.2.2. Большой наркоманический синдром
- 5.2*2.2. Синдром зависимости
- Глава 5
- Глава 5
- 6.2.8 Последствия хронической интоксикации алкоголем и другими психоактивными веществами
- 5.2,3.1. Расстройства психической сферы
- Глава 5
- 5Е2.3.2 Соматоневрологические нарушения
- 8.1. Функциональная асимметрия головного мозга и общая психопатология
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- 35В_____________________________________ Приложение
- 2. О порядке допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности
- 1. Общие положения
- 2. Квалификационные комиссии
- 3. Порядок проведения квалификационного экзамена (рис, 28)
- 1. Общие положения
- 2. Обязанности врача-стажера
- 4. Права врача (провнзора)-стажера
- 5. Ответственность врача (провнзора)-стажера
- 2 Сертификационного экзамена по психиатрии (раздел z. Общая психопатология)
- 029. Дереализация характеризуется всем перечисленным, кроме:
- 030. Дереализационные расстройства проявляются всем перечисленным, кроме:
- 031. Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме:
- 032. Ипохондрический синдром проявляется всем перечисленным, исключая: