Глава 2
плечами, респираторных тиков (шмыгание носом, хмыкание, покашливание и т. п.). Для отграничения данных тиков от сходных с ними неврозоподобных состояний соматического, резидульно-органического и нередко процессуального происхождения у детей младшего возраста предлагается обращать внимание на следующие признаки:
• навязчивые тики возникают на основе различных целесообразных защитных, чаще рефлекторных движений (мигание при конъюнктивите), хотя в дальнейшем они утрачивают первоначальный защитный характер;
• у больного с навязчивыми тиками имеется потребность в повторении определенного движения, связанная с эмоциональным напряжением, которая усиливается при его задержке;
• навязчивые движения осознаются больным как чуждые, болезненные, как «дурная» привычка;
• дети школьного возраста часто стесняются навязчивых тиков, стараются скрыть или замаскировать их;
• навязчивые тики не имеют постоянной локализации, которая нередко наблюдается при неврозоподобных тиках резидуально-органического происхождения;
• навязчивые тики значительно усижваются при волнении и в психотравмирующей ситуации, в то время как при соматических заболеваниях они не меняются или же ослабевают;
• тики навязчивого характера, как пр&вило, сочетаются с различными невротическими расстройствами (навязчивые страхи, опасения и т. д.);
• применение психотерапевтических мероприятий при навязчивых тиках часто дает терапевтический эффект, тогда как при неврозоподобных тиках любого происхождения большинство видов психотерапии (исключая аутогенную тренировку) малоэффективно.
Навязчивости встречаются в рамках обсессивных и фо-бических синдромов, а также при синдроме ларвированной депрессии.
Психопатологические симптомы (психиатрическая семиотика) 85
Сверхценные идеи. Продуктивные расстройства мышления, при которых возникает логически обоснованное убеждение, тесно связанное с особенностями личности, базирующееся на реальной ситуации и обладающее большим эмоциональным зарядом. В силу этого оно приобретает не соответствующее ему по степени значимости доминирующее положение во всей духовной жизни человека, определяет его деятельность и приводит к дезадаптации в социальной среде.
При дифференциации навязчивых и сверхценных идей следует обращать внимание на отношение к ним личности: первые воспринимаются личностью как нечто чуждое, тогда как вторые часто являются составным элементом ее мировоззрения. В силу этого при сверхценных идеях критика отсутствует или носит формальный характер (формальная критика — ситуационное согласие с контрдоводами при внутреннем убеждении в своей правоте), тогда как при навязчивое-тях она истинная. Важно учитывать и то, что сверхценная идея выступает побудителем узконаправленной деятельности в соответствии со своим содержанием, тогда как навязчивости являются побудителями в борьбе с ними.
В отличие от систематизированного бреда сверхценная идея не имеет ложного содержания, в ее основе лежат реальные события и факты. Она кататимно изменяет наблюдательность, память, несколько суживает круг интересов, приводит к избирательному подбору впечатлений и фактов, что не сопровождается изменением ядра личности, ее грубой дисгармонией. Систематизированный же бред сочетается с изменением ядра личности и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. При сверхценной идее, в отличие от бреда, возможна временная коррекция поведения извне. С течением времени в ряде случаев сверхценные идеи теряют свою актуальность.
Выделяются три варианта сверхценных идей {рис. 13).
96
- 2 Психопатологические симптомы (психиатрическая семиотика) .........................52
- 3 Психопатологические синдромы ...................141
- 5 Общая наркология (а. С. Андреев).............................................................282
- 6 Аспекты патологии психической деятельности
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.2. Основные положен!»
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.3. Психотический и непсихотический уровень психических расстройств
- Глава 1
- 1. Позитивные синдромы:
- 2.1. Симптомы
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.2. Симптомы патологии памяти
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.3. Симптомы патологии
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.4. Симптомы патологии эмоций
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.5. Симптомы патологии
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 3 Психопатологические синдромы
- 3.1. Позитивные психопатологические синдромы
- 3.1.1. Астеннчгскнй синдром
- Глава 3
- 8.1.2. Синдромы аффективных расстройств
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.3 Невротические и неврозоподобные синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.4. Паранойяльные синдромы, Галлюцинозы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.5. Аффективно-параноидные, параноидные, парафренные, люцидные кататонические синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.6. Синдромы нарушенного сознания
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.7. Парамнестнческие синдромы
- Глава 3
- 3.1.9. Судорожные синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.9. Психоорганический синдром
- Глава 3
- 8.2. Личность н основные формы ее патологии
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.2.1 Астеническая форма
- 3.2.2. Психастеническая форма
- Глава 3
- 3.2.3. Гшотнмическая форма
- 3.2.4. Гипертимическая форма
- Глава 3
- 3.2.5. Истерическая форма
- Глава 3
- 3.2.6. Возбудимая (эпилеитоидная) форма
- 3.2.7. Паранойяльная форма
- Глава 3
- 3.2.8. Шизоидная форма
- 3.2.9. Аутизм
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 8.8. Синдромы негативных
- Глава 3
- 3.3.1. Врожденный психический дефект (олигофрения)
- 3.3.1.1. Дебильность
- 3.3.1.2. Имбецильность
- 3.3Л*3. Идиотия
- Глава 3
- 3.3.2. Приобретенный психический дефект
- Глава 3
- 3»3»2»2» Субъективно осознаваемая измененность «я»
- Глава 3
- 3.3.2.3. Объективно определяемые изменения личности
- Глава 3
- 3*3*2*4* Дисгармония личности (включая шизоидизацию)
- 3.3.2«5. Снижение энергетического потенциала
- Глава 3
- 3.3.2*6* Снижение уровня личности
- 3.3.2.7* Регресс личности
- Глава 3
- 3.3,2*3. Амнестические расстройства
- 3.3,2*9. Тотальное слабоумие (глобарная деменция)
- Глава 3
- 3.3.2Л о. Психический маразм
- Глава 3
- 4 Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста
- Глава 4
- 4.1. Синдром невропатии
- 4.2. Синдром детского аутизма
- Глава 4
- Глава 4
- 4.3. Гипердинамический синдром
- 270 Глава 4
- 4.4. Синдром детских
- 4& Синдром дисморфомании
- Глава 4
- 4.6. Синдром нервной анорексни
- Глава 4
- Глава 4
- 4.7. Синдром психического инфантилизма
- Глава 4
- 4.8. Синдрогл гебоидности
- Глава 4
- 5.1. Наркологические симптомы, симптомокомплексы и состояния
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- 5.2. Наркологические синдромы
- 5.2.1. Опьянение
- Глава 5
- Глава 5
- 5.2Л *2. Соматоневрологический компонент опьянения
- Глава 5
- 5,2Ф1.3ф Алкогольное опьянение
- Глава 5
- 5.2.2. Большой наркоманический синдром
- 5.2*2.2. Синдром зависимости
- Глава 5
- Глава 5
- 6.2.8 Последствия хронической интоксикации алкоголем и другими психоактивными веществами
- 5.2,3.1. Расстройства психической сферы
- Глава 5
- 5Е2.3.2 Соматоневрологические нарушения
- 8.1. Функциональная асимметрия головного мозга и общая психопатология
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- 35В_____________________________________ Приложение
- 2. О порядке допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности
- 1. Общие положения
- 2. Квалификационные комиссии
- 3. Порядок проведения квалификационного экзамена (рис, 28)
- 1. Общие положения
- 2. Обязанности врача-стажера
- 4. Права врача (провнзора)-стажера
- 5. Ответственность врача (провнзора)-стажера
- 2 Сертификационного экзамена по психиатрии (раздел z. Общая психопатология)
- 029. Дереализация характеризуется всем перечисленным, кроме:
- 030. Дереализационные расстройства проявляются всем перечисленным, кроме:
- 031. Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме:
- 032. Ипохондрический синдром проявляется всем перечисленным, исключая: