Глава 6
Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева и др. Важнейшей теоретической предпосылкой нейропсихологии является понимание психической функции как функциональной системы, состоящей из иерархически связанных между собой звеньев. При этом выделяются звенья, инвариантные для выполнения функциональной системой своей роли — цель, результат и вариативные — операции, средства достижения результата.
Такой подход позволил сформулировать теорию мозговой системной динамической локализации психологических функций. Согласно этой теории, всякая психологическая функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определенного звена функциональной системы.
А. Р. Лурия выделяет три основных структурно-функциональных блока, обеспечивающих интегративную деятельность головного мозга:
• энергетический блок, или блок регуляции тонуса активности головного мозга;
• блок приема, переработки и хранения экстрацептивной информации;
• блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Каждая высшая психологическая функция осуществляется при участии всех трех блоков головного мозга.
Первый блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола, лимбическую систему, медиобазальные отделы лобной и височной коры головного мозга; второй включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга; третий включает моторные, пре-моторные и префронтальные отделы коры лобных долей головного мезга.
Данная модель деятельности головного мозга объясняет,
функционально-локализационные аспекты...
323
как аномальное функционирование отдельных его структур в случае поражения может приводить к определенному дефекту психических процессов.
Патология головного мозга обычно приводит к нарушению работы отдельных мозговых зон или взаимодействия между ними, в связи с чем психический процесс страдает не глобально, а избирательно. При этом остаются сохранные звенья, обеспечиваемые работой интактных мозговых зон или систем. Степень дефицитарности определяется ролью пострадавшего звена в реализации целостной психологической функции.
В основе нейропсихологического изучения нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями головного мозга лежит синдромный анализ.
Основные понятия снндромного анализа:
1. Нейропсихологический симптом — понятие, обозначающее нарушение высшей психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга. Нейро-психологические симптомы делятся на первичные, непосредственно связанные с нарушением деятельности головного мозга, и вторичные — возникающие как следствие первичных по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.
2. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное выпадением (или нарушением) определенного мозгового фактора.
3. Под фактором в нейропсихологии понимаются те физиологические процессы (а не сами мозговые структуры), которые протекают в определенных мозговых структурах.
4. Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего мозгового основания, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Синдромный анализ предполагает тщательную качественную квалификацию нарушений психических функций, а не просто констатацию того, что функция нарушена. Синдромный анализ включает сопоставление пер-
и*
324
- 2 Психопатологические симптомы (психиатрическая семиотика) .........................52
- 3 Психопатологические синдромы ...................141
- 5 Общая наркология (а. С. Андреев).............................................................282
- 6 Аспекты патологии психической деятельности
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.2. Основные положен!»
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.3. Психотический и непсихотический уровень психических расстройств
- Глава 1
- 1. Позитивные синдромы:
- 2.1. Симптомы
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.2. Симптомы патологии памяти
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.3. Симптомы патологии
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.4. Симптомы патологии эмоций
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.5. Симптомы патологии
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 3 Психопатологические синдромы
- 3.1. Позитивные психопатологические синдромы
- 3.1.1. Астеннчгскнй синдром
- Глава 3
- 8.1.2. Синдромы аффективных расстройств
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.3 Невротические и неврозоподобные синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.4. Паранойяльные синдромы, Галлюцинозы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.5. Аффективно-параноидные, параноидные, парафренные, люцидные кататонические синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.6. Синдромы нарушенного сознания
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.7. Парамнестнческие синдромы
- Глава 3
- 3.1.9. Судорожные синдромы
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.1.9. Психоорганический синдром
- Глава 3
- 8.2. Личность н основные формы ее патологии
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.2.1 Астеническая форма
- 3.2.2. Психастеническая форма
- Глава 3
- 3.2.3. Гшотнмическая форма
- 3.2.4. Гипертимическая форма
- Глава 3
- 3.2.5. Истерическая форма
- Глава 3
- 3.2.6. Возбудимая (эпилеитоидная) форма
- 3.2.7. Паранойяльная форма
- Глава 3
- 3.2.8. Шизоидная форма
- 3.2.9. Аутизм
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 8.8. Синдромы негативных
- Глава 3
- 3.3.1. Врожденный психический дефект (олигофрения)
- 3.3.1.1. Дебильность
- 3.3.1.2. Имбецильность
- 3.3Л*3. Идиотия
- Глава 3
- 3.3.2. Приобретенный психический дефект
- Глава 3
- 3»3»2»2» Субъективно осознаваемая измененность «я»
- Глава 3
- 3.3.2.3. Объективно определяемые изменения личности
- Глава 3
- 3*3*2*4* Дисгармония личности (включая шизоидизацию)
- 3.3.2«5. Снижение энергетического потенциала
- Глава 3
- 3.3.2*6* Снижение уровня личности
- 3.3.2.7* Регресс личности
- Глава 3
- 3.3,2*3. Амнестические расстройства
- 3.3,2*9. Тотальное слабоумие (глобарная деменция)
- Глава 3
- 3.3.2Л о. Психический маразм
- Глава 3
- 4 Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста
- Глава 4
- 4.1. Синдром невропатии
- 4.2. Синдром детского аутизма
- Глава 4
- Глава 4
- 4.3. Гипердинамический синдром
- 270 Глава 4
- 4.4. Синдром детских
- 4& Синдром дисморфомании
- Глава 4
- 4.6. Синдром нервной анорексни
- Глава 4
- Глава 4
- 4.7. Синдром психического инфантилизма
- Глава 4
- 4.8. Синдрогл гебоидности
- Глава 4
- 5.1. Наркологические симптомы, симптомокомплексы и состояния
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- 5.2. Наркологические синдромы
- 5.2.1. Опьянение
- Глава 5
- Глава 5
- 5.2Л *2. Соматоневрологический компонент опьянения
- Глава 5
- 5,2Ф1.3ф Алкогольное опьянение
- Глава 5
- 5.2.2. Большой наркоманический синдром
- 5.2*2.2. Синдром зависимости
- Глава 5
- Глава 5
- 6.2.8 Последствия хронической интоксикации алкоголем и другими психоактивными веществами
- 5.2,3.1. Расстройства психической сферы
- Глава 5
- 5Е2.3.2 Соматоневрологические нарушения
- 8.1. Функциональная асимметрия головного мозга и общая психопатология
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- 35В_____________________________________ Приложение
- 2. О порядке допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности
- 1. Общие положения
- 2. Квалификационные комиссии
- 3. Порядок проведения квалификационного экзамена (рис, 28)
- 1. Общие положения
- 2. Обязанности врача-стажера
- 4. Права врача (провнзора)-стажера
- 5. Ответственность врача (провнзора)-стажера
- 2 Сертификационного экзамена по психиатрии (раздел z. Общая психопатология)
- 029. Дереализация характеризуется всем перечисленным, кроме:
- 030. Дереализационные расстройства проявляются всем перечисленным, кроме:
- 031. Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме:
- 032. Ипохондрический синдром проявляется всем перечисленным, исключая: