logo search
47565

6.4.1. Организация работы руководителя смг

Вся работа руководителя СМГ строится согласно программе, которую он сам разрабатывает, исходя из контингента занимающихся в ней школьников. При ее разработке прежде всего следует точно определить конечную цель, которой необходимо достичь в результате функциональной терапии. Исходя уже из этой цели преподаватель в создании программы учитывает как общие требования, включающие противопоказания, существующие в теории и методике физического воспитания подходы и пр., так и этиологию и патогенез заболеваний и нарушений. В программе должны быть предусмотрены используемые средства, режим их применения (интенсивность, периодичность и др.), способы контроля над состоянием организма и эффективностью их использования и т.д. При этом руководитель обязательно должен учитывать особенности других видов лечения, которые получает ребенок (медикаментозное, физиотерапевтическое и пр.).

Незаменимую помощь руководителю СМГ могут оказать специалисты физической культуры и медицинские работники, консультации которых необходимы как при разработке программы работы СМГ, так и в процессе ее реализации.

В соответствии со структурой учебного года работа СМГ подразделяется по периодам следующим образом34:

вводный период – 1‑я четверть (девять недель);

основной – 2, 3 и часть 4‑й четверти (20 – 22 недели);

заключительный – май (четыре недели).

Вводный (щадящий) период имеет задачи:

– стимуляция организма на борьбу с болезнью;

– предупреждение последствий заболевания;

– выработка компенсаций;

– стимуляция регенерации;

– адаптация организма к физическим нагрузкам..

Основное значение в этом периоде имеют специальные упражнения, подбор, интенсивность и режим которых преимущественно ориентированы на больную, наиболее слабую функциональную систему.

Основной (функциональный) период в работе СМГ соответствует наиболее активному этапу оздоровления и имеет задачи:

– устранение последствий заболевания;

закрепление постоянных или устранение временных компенсаций;

– восстановление функций больного органа;

– тренировка функциональных возможностей организма.

Показателем окончания основного периода являются отсутствие выраженных симптомов заболевания и приближение к свойственным данному больному до болезни показателям общего функционального состояния.

Заключительный (тренировочный) период работы СМГ определяется постепенным возвращением школьника к полноценной жизнедеятельности и имеет основной задачей его полную общую и профессиональную реабилитацию. Практически он не должен иметь срока окончания, приобщая ребенка к регулярным физическим нагрузкам, реализуемым по основным закономерностям оздоровительной тренировки, и к переходу для занятий физкультурой в подготовительную или основную медицинскую группу.

При такой периодизации руководитель СМГ в соответствии с принципами тренировки определяет (для каждого занимающегося индивидуально) содержание работы и планирует нагрузки: чего следует достичь к концу учебного года, каждого периода по каждому из критериев. Каждый из этих этапов крайне важен для определения методики работы.

Работа руководителя СМГ должна строиться по определенному алгоритму. Она начинается с ознакомления с диагнозом, после чего руководитель должен особое внимание обратить на этиологию и патогенез данного заболевания.

Следующим этапом работы специалиста ЛФК является определение исходного функционального состояния больного. Эти данные должны лечь в основу планирования нагрузок. Оценка исходного состояния проводится комплексно по данным истории болезни, антропометрии, анамнеза, состояния в покое и в ответ на функциональную нагрузку.

Необходимость регулярных занятий делает понятным, насколько важно приобщить детей к самостоятельным занятиям физической культурой. Для этого руководитель должен составить соответствующие задания и тщательно разобрать со школьником особенности их выполнения дома. Желательно, чтобы об этих заданиях были проинформированы (а еще лучше – проинструктированы) родители детей.

Говоря о нагрузках, нельзя не отметить значение врачебно‑педагогического контроля их влияния на организм занимающихся. В его осуществлении должны принимать участие как медицинский работник и руководитель СМГ, так и сам занимающийся.

Медицинский работник (непосредственно работающий в школе или прикрепленный от соответствующего медицинского учреждения к ней) должен присутствовать на каждом занятии СМГ. Зная диагноз данного школьника, он может периодически проверять отдельные показатели его реакции на нагрузку (например, измерять артериальное давление) и давать рекомендации руководителю СМГ. Сам же руководитель СМГ должен владеть умениями и средствами, которые позволяют ему своевременно распознать у занимающихся неблагоприятные реакции и корректировать нагрузку в соответствии с ними.

В работе СМГ необходимо осуществлять следующие виды врачебно‑педагогического контроля:

1. Текущий контроль – на каждом занятии. Его главной задачей является контроль соответствия нагрузки состоянию организма занимающегося. Его осуществляют:

• по величине выполненной работы;

• по внешнему виду (потоотделение, окраска кожи, устойчивость внимания, координация движений);

• по самочувствию (неприятные ощущения, головокружение и др.);

• по особенностям дыхания;

• по объективным критериям (пульс, артериальное давление, выполненная работа);

• по характеру восстановления после работы;

• по состоянию и поведению после занятия, в частности особенности сна, показатели пульса утром на следующий день и пр.

2. Периодический контроль выполняют через определенные периоды времени – неделю, месяц – для оценки эффективности реализуемой программы ЛФК. Его осуществляют:

• по антропометрическим показателям;

• по самочувствию;

• по пульсу в покое;

• по динамике изменений нагрузки и реакции на нее в течение данного периода;

• по анализу дневника самоконтроля и т.д.

3. Этапный контроль проводят в конце каждого периода работы СМГ. Для этого сравнивают объективные показатели, полученные в покое и в ответ на стандартную функциональную пробу, относительно бывших до начала данного периода.

Необходимо отметить, что уже на первых занятиях руководителю СМГ следует обучить занимающихся простейшим средствам оценки и контроля своего состояния: по самочувствию, пульсу и пр. Это важное обстоятельство, особенно в том случае, если больной помимо занятий со специалистом занимается еще и самостоятельно. В частности, школьники должны научиться правильно оценивать свое состояние и реакцию на нагрузку по таким критериям:

• по самочувствию (настроение, желание заниматься, аппетит, неприятные ощущения, головокружение и др.);

• по особенностям дыхания;

• по пульсу в покое и по характеру его восстановления после работы;

• по состоянию и поведению после занятия, в частности по особенностям сна, показателям пульса утром на следующий день и пр.

Необходимость постоянного контроля школьника за состоянием своего организма, самочувствием и за динамикой нагрузок делает особо значимой роль дневника здоровья, который поможет каждому школьнику осуществлять такой контроль на протяжении учебного года. Ежедневные записи, которые он будет проводить в нем35, сопоставительный анализ каждого очередного результата с полученным ранее позволят школьнику не только проследить за своими успехами в повышении уровня здоровья, но и скорректировать образ жизни. Разумеется, самому ученику выполнить такие анализ и корректировку трудно, поэтому неоценимыми могут быть те консультации, которые по данным дневника он сможет получить у учителя физкультуры.

Для педагога – руководителя СМГ важнейшим показателем эффективности его работы может быть оценка уровня здоровья. Как уже отмечалось, в основе его определения лежат функциональные показатели, резервы которых наиболее полно проявляются при физических нагрузках. Для оценки уровня здоровья можно воспользоваться одной из систем, описанных в разделе «Здоровье и болезнь».