5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
В последние десятилетия проблема нарушений мозгового кровообращения становится все более актуальной. Достаточно сказать, что в России до 82% людей в возрасте 30 – 39 лет уже имеют такие нарушения, а угроза мозгового инсульта существует у каждого десятого взрослого. Потери от сосудистых поражений мозга превышают смертность от всех онкологических болезней. Из‑за них снижается общая и профессиональная работоспособность больного, развиваются многие вторичные нарушения, сказывающиеся на поведении и даже на проявлении его личностных качеств. В конечном итоге эти нарушения могут привести к мозговому инсульту – острому нарушению мозгового кровообращения. Насколько опасны его последствия, говорит тот факт, что 40% перенесших острое нарушение мозгового кровообращения умирают в течение года, 48% становятся инвалидами и только 20 – 25% возвращаются к трудовой деятельности.
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения. Он может быть результатом одного из двух возможных основных механизмов.
Ишемический инсульт отмечается примерно у 90 – 96% больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Он преимущественно связан с развивающимся в мозговых сосудах атеросклерозом, но может произойти и вследствие закупорки мозгового сосуда тромбом или занесенным в сосуд эмболом (например, жировой каплей, попавшей в русло кровообращения в результате травмы трубчатой кости с разрушением костного мозга).
Тромбозу атеросклеротической бляшкой предшествует постепенное увеличение здесь их числа, из‑за чего нервные клетки плохо снабжаются кислородом и питательными веществами. В этом случае у человека возникают головные боли, головокружение, шум в ушах, расстройства памяти, снижение умственной и физической работоспособности. Особенно отчетливо эти признаки (или часть их) проявляются при усиленной умственной работе, утомлении, недостатке кислорода. В зависимости от локализации повреждения сосудов поражаются различные отделы мозга, что и обусловливает различие симптоматики последствий. В конечном же итоге наступает полная закупорка мозгового сосуда, которая, собственно, и является ишемической формой мозгового инсульта. Последствиями этого тяжелого поражения могут быть нарушения вегетативных и соматических функций. Особенно часто ишемические инсульты бывают у людей тучных, с атеросклерозом, низким АД и высокой свертываемостью крови.
Геморрагический инсульт связан с разрывом мозгового сосуда и истечением из него крови в мозговую ткань и полость черепа.
При кровоизлиянии в мозг нарушается питание нервных клеток участка, лишенного кровоснабжения, очаг кровоизлияния сдавливает окружающие нервные клетки и тем самым лишает их нормальной функции и питания.
Геморрагические инсульты встречаются гораздо реже ишемических – 5 – 8% всех случаев. Вместе с тем именно они являются наиболее частой причиной смерти (до 200 случаев на десять тысяч человек) или тяжелой инвалидности.
Геморрагический инсульт обусловлен давней и тяжелой гипертонией и атеросклеротическим поражением стенок артерии. Такая артерия неэластична, жестка, хрупка, и при резком повышении АД (из‑за эмоций, физической нагрузки или даже в результате натуживания или перегрева) может произойти разрыв сосуда и истечение крови в мозговую ткань. Клинические данные показывают, что при АДmax 200 мм по сравнению со 140 мм возможность геморрагического инсульта повышается в 13 раз, а при 160 – 200 мм – в восемь – девять раз.
Мозговые клетки крайне чувствительны к недостатку кислорода, поэтому уже через несколько минут в очаге инсульта происходят необратимые изменения. При этом больной ощущает как бы удар в голову и теряет сознание, у него нарушается дыхание и кровообращение. Локализация инсульта уточняется по симптомам. При повреждении определенных корковых центров нарушается память, возможны глубокие изменения в нервно‑психической сфере и т.п. Инсульт в области задней центральной извилины обусловливает потерю чувствительности, а в области передней – двигательной сферы. В зависимости от определенных особенностей нарушения движения могут быть как с повышенным тонусом мышц (спастические), так и с пониженным их тонусом (вялые параличи и парезы). Может быть поражена одна конечность (моноплегия – монопарез), две конечности одной стороны тела (гемиплегия – гемипарез), две верхние или две нижние конечности (параплегия – парапарез), три и даже все четыре конечности. При гемиплегии и гемипарезе в период от нескольких дней до двух недель после возникновения инсульта развиваются повышенный тонус мышц и контрактуры. Нарушения движения часто сопровождаются цианозом, снижением температуры в области парализованных конечностей, развитием отека, болезненности и тугоподвижности в суставах.
При разрыве сосуда и истечении крови в левое полушарие страдают функции правой стороны, а у правшей в этом случае еще и нарушена речь (афазия).
Прогноз после мозгового инсульта сделать бывает трудно. Восстановление идет от периферии к центру геморрагии; у молодых оно идет успешнее.
Первая помощь при мозговом инсульте заключается в строгом постельном режиме, холоде на голову, стимуляции свертывания крови, снижении АД. Иногда приходится прибегать и к оперативному удалению гематомы.
Восстановительный период после мозгового инсульта, в процессе которого у больного могут восстановиться утраченные функции, продолжается около двух – трех месяцев. Если же в течение этого времени нормализации функций не произошло, то в дальнейшем возможно лишь их частичное восстановление, причем этот процесс может продолжаться неограниченно долго как в условиях специализированных отделений реабилитации, так и в домашней обстановке.
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура
- Аннотация
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура Учебник
- Предисловие
- Раздел 1. Общие вопросы лечебной физической культуры
- 1.1. Лфк как медико‑педагогическая дисциплина
- 1.2. Показания и противопоказания к применению лфк
- 1.3. Движение и здоровье
- 1.3.1. Эволюционные предпосылки двигательной активности
- 1.4. Физиологические и патофизиологические основы лфк
- 1.5. Клинико‑физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 1.6. Средства лфк
- 1.7. Массаж в лфк
- 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
- 1.7.2. Основы классического ручного массажа
- 1.7.3. Точечный массаж
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 2. Основы методики лфк
- 2.1. Периодизация лфк
- 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
- 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
- 2.2.2. Нагрузки в лфк
- 2.3. Формы организации занятий лфк
- 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
- 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
- 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
- Укрепление мышечного корсета
- 3.1.2. Лфк при плоскостопии
- Контрольные вопросы по теме
- 3.2. Лфк в травматологии
- 3.2.1. Общие основы травматологии
- 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
- Лфк при травмах мягких тканей
- Лфк при травмах костей
- Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
- Лфк при вывихах в плечевом суставе
- 3.3. Контрактуры и анкилозы
- 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
- 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
- 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
- Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
- Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
- Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
- Контрольные вопросы по теме
- Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
- 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
- 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
- Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
- Артериальная гипертензия (гипертония)
- Гипотоническая болезнь
- Атеросклероз
- Ишемическая болезнь сердца
- Инфаркт миокарда
- Контрольные вопросы по теме
- 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
- 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
- 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
- Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
- Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
- 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
- 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
- Сахарный диабет
- Ожирение
- Лечебная физкультура при ожирении
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
- 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
- 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
- Гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Контрольные вопросы и задания по теме
- Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
- 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
- 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
- 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
- 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
- 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
- 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
- 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
- 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
- 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
- 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
- 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
- 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
- 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
- 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
- 5.7.2. Лфк при неврозах
- 5.8. Детский церебральный паралич
- 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
- 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
- 5.9. Лфк при нарушениях зрения
- 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
- 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
- 6.1. Состояние здоровья школьников в России
- 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
- 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
- 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
- 6.4.1. Организация работы руководителя смг
- 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная