6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:
• наличие или отсутствие хронических заболеваний;
• характер функционирования основных функциональных систем организма;
• степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;
• уровень физического развития и степень его гармоничности.
Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:
1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».
2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.
3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.
5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.
Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.
Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.
После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.
Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».
На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.
К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.
К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями. Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Особенно распространены хронический тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов (почти 90%) и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции и естественную сопротивляемость инфекциям. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.
К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и в физической подготовке, при острых желудочно‑кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через пять – шесть месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).
К контингенту специальной медицинской группы относят и школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из‑за дефектов опорно‑двигательного аппарата: анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов, имеющих остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника I – II степени.
Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.
К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.
Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.
В соответствии с указанным выше Приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 09.XI.1966 г., до настоящего времени распределение школьников по медицинским группам проводится согласно приводимой ниже таблице 13.
Таблица 13
Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков
Следует обратить внимание на то, что приведенная таблица еще раз подтверждает: за редким исключением, связанным, как правило, с острыми состояниями, не может быть детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой! В полной мере это относится и к тем случаям, когда ребенок приступает к школьным занятиям после перенесенного острого заболевания или состояния (простудно‑инфекционное, травма и пр.). При этом сроки его освобождения от занятий физкультурой в медицинской группе, в которой он постоянно занимается, рекомендуются следующие (табл. 14).
Таблица 14
Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенного заболевания
Приведенные сроки касаются лишь непосредственно занятий физкультурой в школе, однако в течение указанных периодов школьник должен заниматься физическими упражнениями по схемам лечебной физкультуры непосредственно под контролем соответствующего специалиста и лечащего врача.
Таким образом, в соответствии с результатами медицинских осмотров или (при острых состояниях и после них) заключения лечащего врача обучающиеся распределяются по медицинским группам для физического воспитания непосредственно в школе.
Физическое воспитание в медицинских группах. Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.
Основная группа. Здесь занятия проводятся по государственной программе физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.
Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.
Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.
Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура
- Аннотация
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура Учебник
- Предисловие
- Раздел 1. Общие вопросы лечебной физической культуры
- 1.1. Лфк как медико‑педагогическая дисциплина
- 1.2. Показания и противопоказания к применению лфк
- 1.3. Движение и здоровье
- 1.3.1. Эволюционные предпосылки двигательной активности
- 1.4. Физиологические и патофизиологические основы лфк
- 1.5. Клинико‑физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 1.6. Средства лфк
- 1.7. Массаж в лфк
- 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
- 1.7.2. Основы классического ручного массажа
- 1.7.3. Точечный массаж
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 2. Основы методики лфк
- 2.1. Периодизация лфк
- 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
- 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
- 2.2.2. Нагрузки в лфк
- 2.3. Формы организации занятий лфк
- 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
- 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
- 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
- Укрепление мышечного корсета
- 3.1.2. Лфк при плоскостопии
- Контрольные вопросы по теме
- 3.2. Лфк в травматологии
- 3.2.1. Общие основы травматологии
- 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
- Лфк при травмах мягких тканей
- Лфк при травмах костей
- Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
- Лфк при вывихах в плечевом суставе
- 3.3. Контрактуры и анкилозы
- 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
- 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
- 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
- Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
- Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
- Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
- Контрольные вопросы по теме
- Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
- 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
- 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
- Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
- Артериальная гипертензия (гипертония)
- Гипотоническая болезнь
- Атеросклероз
- Ишемическая болезнь сердца
- Инфаркт миокарда
- Контрольные вопросы по теме
- 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
- 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
- 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
- Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
- Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
- 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
- 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
- Сахарный диабет
- Ожирение
- Лечебная физкультура при ожирении
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
- 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
- 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
- Гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Контрольные вопросы и задания по теме
- Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
- 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
- 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
- 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
- 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
- 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
- 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
- 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
- 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
- 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
- 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
- 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
- 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
- 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
- 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
- 5.7.2. Лфк при неврозах
- 5.8. Детский церебральный паралич
- 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
- 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
- 5.9. Лфк при нарушениях зрения
- 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
- 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
- 6.1. Состояние здоровья школьников в России
- 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
- 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
- 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
- 6.4.1. Организация работы руководителя смг
- 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная