Гастрит
Гастрит – поражение слизистой оболочки желудка преимущественно воспалительного характера при остром развитии и дистрофического – при хроническом, приводящее к изменениям в слизистой оболочке, к нарушению моторной и секреторной функций желудка. При этом нередко страдают и другие органы пищеварения – кишечник, желчный пузырь, поджелудочная железа, а также печень и органы эндокринной системы.
Различают две основные формы гастрита – первичную , когда он развивается как самостоятельное заболевание, и вторичную как результат инфекционных заболеваний и интоксикаций.
Этиология. Гастрит относят к полиэтиологическим заболеваниям, развитие которых сопряжено с различными факторами.
Гастриты подразделяются на острые и хронические. При остром гастрите отмечается развитие воспалительных изменений в желудке в течение нескольких часов и даже минут. Острый гастрит чаще возникает при алиментарных погрешностях, употреблении инфицированной пищи, переедании, как проявление пищевой аллергии или интоксикации и пр. Хронический гастрит – постепенно прогрессирующее заболевание, когда обострения болезни сменяются периодами ремиссии. Эта форма гастрита связана со всем образом жизни человека.
Различают экзогенные и эндогенные факторы риска хронического гастрита. К первым относят режим питания, качество и состав пищи и т.д. Так, провоцирующими развитие заболевания являются следующие систематические факторы:
• употребление излишне горячей и острой пищи, а также пищи, вызывающей чрезмерное раздражение слизистой желудка (жарености, копчености, солености и пр.);
• вредные привычки (курение и употребление алкоголя);
• «ленивое» жевание и еда «на ходу»;
• длительный прием медикаментов, раздражающих слизистую оболочку желудка (ацетилсалициловая кислота, резерпин, сульфаниламиды, глюкокортикоиды и др.) и т.п.
К этой же группе факторов следует отнести поведенческие, среди которых особое значение придается стрессу, депрессии и другим нарушениям психического статуса человека.
К эндогенным факторам относятся нейроэндокринные расстройства, заболевания печени, желчных путей, поджелудочной железы, хронические инфекции, заболевания органов пищеварения (аппендицит, колит) и др.
Патогенез. При остром гастрите развивается воспаление слизистой оболочки желудка, сопровождающееся точечными кровоизлияниями. Как правило, прогноз благоприятный, однако при длительном сохранении условий, вызвавших острый гастрит, он со временем переходит в хроническую форму.
Гастрит хронический – заболевание преимущественно дистрофического характера, иногда сопровождающееся дегенерацией, структурной перестройкой и атрофией слизистой оболочки, нарушением секреторной и моторной функций желудка.
В зависимости от особенности желудочного сокоотделения выделяют три формы хронического гастрита – с нормальной, пониженной (гипоацидный) или повышенной (гиперацидный гастрит) секреторной функцией желудка. Хронический гастрит с секреторной недостаточностью чаще возникает вторично, на фоне другого заболевания, а с секреторной избыточностью – первично как результат самой избыточности.
Клиника. Клинические проявления гастрита связаны с нарушением секреторной и моторной функции и глубиной поражения желудка.
При остром гастрите через четыре – шесть часов после приема недоброкачественной пищи или действия другого этиологического фактора появляются боли, чувство тяжести, тошнота, слабость, головокружение, рвота, иногда понос, слюнотечение или сухость во рту. Возможно повышение температуры. При осмотре – обложенный язык, при пальпации – болезненность эпигастральной области.
При хроническом гастрите более яркая картина наблюдается при секреторной недостаточности: ноющие боли в эпигастральной области, чувство полноты или распирания в желудке, отрыжка пищей или воздухом, тошнота, рвота; иногда больные жалуются на изжогу, на тупые, давящие или ноющие боли, ощущение полноты и распирания в эпигастральной области. У таких больных наблюдаются потеря веса, признаки гиповитаминоза (недостаток витаминов В, С, РР). В патологический процесс вовлекаются и другие органы пищеварения. И болевой синдром, и диспепсические явления, как правило, связаны с приемом пищи и проявляются сразу после еды. У больных бывают неустойчивый стул, поносы.
При повышенной и сохраненной секреции субъективные симптомы проявляются изжогой, отрыжкой кислым, нередко – рвотой; характерны «голодные» боли, появляющиеся обычно натощак или после длительного перерыва в еде; иногда боли начинаются после погрешности в диете. При этой форме гастрита субъективные проявления могут вообще отсутствовать. Диспепсические симптомы выражены мало.
Диагноз хронического гастрита уточняется при функциональных исследованиях секреторной и кислотообразующей функций желудка, электрогастрографии, гастрофиброскопии, рентгеноскопии.
Лечение. При остром гастрите первая помощь заключается в очищении желудка и кишечника путем промывания желудка или искусственно вызванной рвоты, очистительной клизмы. Введение антибактериальных препаратов (энтеросептол) и абсорбирующих веществ. При болевом синдроме вводится атропин, папаверин. Ведущую роль в лечении играет диетотерапия. С пятого дня возможен перевод на обычное питание с исключением острых, жирных блюд, копченостей, консервов.
При хроническом гастрите лечение и реабилитация носят комплексный характер и включают следующие мероприятия.
1. Медикаментозное лечение, направленное на ликвидацию воспалительного процесса и оказывающее воздействие на механизмы развития патологического процесса.
2. Диета (лечебное питание и соблюдение режима питания).
3. Устранение вредных привычек.
4. Физиотерапия.
5. Местное воздействие на слизистую оболочку желудка (масло шиповника или облепихи, минеральная вода).
Лечение хронического гастрита проводится в соответствии с выявленными этиологическими факторами, состоянием секреции и моторики, степенью нарушения функций других органов и систем. При вторичном гастрите осуществляется лечение основного заболевания.
В комплексной терапии гастрита ведущую роль играют создание оптимального лечебно‑охранительного режима и подбор патогенетически обоснованной диеты. Медикаментозная терапия сводится к назначению средств, нормализующих секреторную функцию, минеральных вод. Успешно применяются физические методы: УВЧ, парафиновые аппликации, электрофорез с ганглиоблокаторами.
Лечебная физкультура при гастритах используется уже в остром периоде в стационаре после стихания процесса обострения.
Задачи ЛФК:
1) нормализация желудочного сокоотделения;
2) снижение болезненности и воспалительных явлений;
3) улучшение кровообращения в брюшной полости и создание благоприятных условий для регенеративных процессов;
4) улучшение трофики слизистой оболочки желудка;
5) нормализация психического состояния больного.
Противопоказаниями в остром периоде, независимо от формы гастрита, являются упражнения с натуживанием, cκoρocτнo‑силового характера, с резкими сотрясениями и ударами.
При остром гастрите в курсе ЛФК в стационаре первые пять – шесть занятий лечебной гимнастикой проводятся с малой нагрузкой. Особое внимание обращается на дыхательные упражнения. Рекомендуются прогулки. Последующие занятия, при улучшении состояния больного, выполняются со средней нагрузкой.
Школьникам после острого периода гастрита рекомендуются занятия сначала в группе ЛФК непосредственно в лечебном учреждении, а затем на срок до трех месяцев – в специальной медицинской группе образовательного учреждения.
При хроническом гастрите задачи ЛФК определяются следующим образом:
1) уменьшение и ликвидация имеющихся воспалительных изменений в желудке;
2) стимуляция репаративных процессов и улучшение трофики органов ЖКТ;
3) нормализация секреторной и моторной функций желудка в частности и всех отделов пищеварительного тракта в целом;
4) общее укрепление организма больного, повышение его неспецифической сопротивляемости и уровня адаптации к физическим нагрузкам.
ЛФК используется в межприступном периоде с учетом физиологической зависимости активности секреторной и моторной функций желудка от характера и объема мышечной работы. Увеличение секреторной функции достигается с помощью умеренной физической нагрузки, назначаемой за полтора – два часа до приема пищи или через два – два с половиной часа после еды, угнетение функции – назначением физических упражнений в период активной пищевой доминанты, т.е. непосредственно перед или сразу после приема пищи. При этом следует учитывать, что повышенная секреторная и двигательная активность желудка снижаются при выполнении физических упражнений в медленном темпе и при монотонном характере движений, а эмоционально насыщенные физические упражнения стимулируют эти функции. В соответствии с такой предпосылкой используемые средства и методика ЛФК должны определяться характером гастрита, в частности особенностями желудочного сокоотделения.
При хронических гастритах с пониженной секреторной функцией желудка предпочтение следует отдавать тем упражнениям, которые через повышение возбудимости ЦНС будут стимулировать выработку желудочного сока. Такому требованию соответствуют элементы спортивных игр, скоростно‑силовые нагрузки (прыжковые, метания, бег на короткие дистанции и пр.). Из общеразвивающих упражнений назначают специальные для мышц брюшного пресса, силовые для плечевого пояса статического и динамического характера, резкие повороты, наклоны и т.п. Эффективны и дыхательные упражнения. При их выполнении внимание обращается на удлиненный вдох и резкий, короткий выдох, когда обеспечивается не только повышение возбудимости ЦНС, но и массажный для желудка эффект.
Упражнения выполняются с небольшим числом повторений, а исходные положения применяются такие, которые должны не только помогать в регулировании нагрузки, но и обеспечивать целенаправленное воздействие на внутрибрюшное давление. При выраженных клинических явлениях гастрита гимнастика проводится в положении лежа на спине, полулежа, сидя; при стихании болей и уменьшении диспепсических расстройств – лежа на спине и на боку, сидя, стоя, в ходьбе. В начале ремиссии возможно осторожное включение упражнений с повышением внутрибрюшного давления и использование исходного положения лежа на животе. Достаточно эффективно использование парадоксальной дыхательной гимнастики (Стрельниковой).
Обращается внимание на постепенное увеличение времени выполнения и количество повторений упражнений.
При гастритах с повышенной секреторной функцией занятия ЛФК проводятся непосредственно перед приемом пищи. Подбор средств и методика выполнения упражнений должны быть направлены на снижение возбудимости ЦНС, что должно обеспечивать снижение желудочного сокоотделения. Лучше всего для этого подходят малоинтенсивные циклические упражнения (ходьба, бег, плавание, лыжи и др.), выполняемые в аэробном режиме. После их выполнения, которое может использоваться как элемент врабатывания, включаются упражнения общеразвивающего характера для крупных и средних мышечных групп. Особенностью их выполнения должны быть небольшая степень напряжения, но с большим числом повторений. Упражнения выполняются в спокойном темпе, ритмично и чередуются с дыхательными и направленными на расслабление. Для воздействия на секреторную и моторную функции желудка дыхательные упражнения в отличие от применяемых при недостаточной желудочной секреции используются с удлиненным выдохом, диафрагмальное дыхание. Упражнениями на расслабление можно не только чередовать общеразвивающие, но ими предпочтительно и заканчивать занятие, для чего могут использоваться элементы аутогенной тренировки. Как самостоятельное занятие может применяться метод волевой ликвидации глубокого дыхания (Бутейко).
Упражнения для мышц брюшного пресса, особенно при болевом синдроме, следует полностью исключить.
Исходные положения – лежа, сидя, стоя. Занятия ЛФК лучше проводить в промежутке между дневным приемом минеральной воды и обедом – в этом случае будет оказываться тормозящее воздействие на секрецию желудка.
Дозировка физических нагрузок осуществляется в соответствии с физической подготовленностью больных, функциональным состоянием кардиореспираторной системы, а также в зависимости от сопутствующих заболеваний, ограничивающих физическую работоспособность.
По мере снижения болезненных проявлений и улучшения общего состояния больного ему дополнительно рекомендуются лыжные прогулки.
В сочетании с физическими упражнениями или в виде самостоятельной процедуры в межприступном периоде проводится массаж, характер которого определяется формой гастрита. Хотя схема проведения массажа идентична, при гиперацидном гастрите все приемы выполняются мягко, поверхностно, медленно и размеренно; при гипоацидном – резко, энергично, глубоко. Массируют воротниковую зону и боковые участки спины, затем участки длинных мышц вдоль позвоночника, большее внимание уделяя левой стороне. В положении больного на спине массируют боковые участки шеи и большие грудные мышцы, переднюю поверхность груди. Затем выполняют массаж эпигастральной области и желудка. Заканчивают массаж поглаживанием живота по классической схеме, после чего выполняют упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание. Продолжительность массажа – 10 – 15 мин, периодичность – ежедневно.
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура
- Аннотация
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура Учебник
- Предисловие
- Раздел 1. Общие вопросы лечебной физической культуры
- 1.1. Лфк как медико‑педагогическая дисциплина
- 1.2. Показания и противопоказания к применению лфк
- 1.3. Движение и здоровье
- 1.3.1. Эволюционные предпосылки двигательной активности
- 1.4. Физиологические и патофизиологические основы лфк
- 1.5. Клинико‑физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 1.6. Средства лфк
- 1.7. Массаж в лфк
- 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
- 1.7.2. Основы классического ручного массажа
- 1.7.3. Точечный массаж
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 2. Основы методики лфк
- 2.1. Периодизация лфк
- 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
- 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
- 2.2.2. Нагрузки в лфк
- 2.3. Формы организации занятий лфк
- 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
- 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
- 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
- Укрепление мышечного корсета
- 3.1.2. Лфк при плоскостопии
- Контрольные вопросы по теме
- 3.2. Лфк в травматологии
- 3.2.1. Общие основы травматологии
- 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
- Лфк при травмах мягких тканей
- Лфк при травмах костей
- Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
- Лфк при вывихах в плечевом суставе
- 3.3. Контрактуры и анкилозы
- 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
- 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
- 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
- Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
- Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
- Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
- Контрольные вопросы по теме
- Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
- 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
- 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
- Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
- Артериальная гипертензия (гипертония)
- Гипотоническая болезнь
- Атеросклероз
- Ишемическая болезнь сердца
- Инфаркт миокарда
- Контрольные вопросы по теме
- 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
- 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
- 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
- Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
- Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
- 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
- 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
- Сахарный диабет
- Ожирение
- Лечебная физкультура при ожирении
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
- 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
- 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
- Гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Контрольные вопросы и задания по теме
- Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
- 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
- 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
- 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
- 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
- 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
- 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
- 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
- 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
- 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
- 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
- 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
- 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
- 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
- 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
- 5.7.2. Лфк при неврозах
- 5.8. Детский церебральный паралич
- 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
- 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
- 5.9. Лфк при нарушениях зрения
- 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
- 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
- 6.1. Состояние здоровья школьников в России
- 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
- 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
- 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
- 6.4.1. Организация работы руководителя смг
- 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная