4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
Механизмы терапевтического влияния физических упражнений. Влияние физических упражнений на профилактику и лечение заболеваний дыхательного аппарата обусловлено прежде всего тесной физиологической и функциональной связью мышечной деятельности и дыхания.
Во время двигательной активности в работающих мышцах образуются химические соединения, которые через рефлекторный и гуморальный механизмы сказываются на активности дыхания, выражающемся в усилении вентиляции и газообмена, направленном на обеспечение самой работы. При этом происходят и согласованные изменения в состоянии других систем организма, в частности, в сердечно‑сосудистом аппарате. Такая согласованность настолько совершенна, что величина максимального потребления кислорода, определяющего функциональные возможности дыхания, является основным показателем, по которому оценивают не только физическую работоспособность организма, но и уровень здоровья человека. В патологических условиях при заболеваниях органов дыхания любого генеза указанное согласование нарушается. Поэтому важнейшая задача ЛФК – восстановление регуляции дыхания и его приспособительная перестройка для обеспечения жизнеспособности организма.
ЛФК способствует быстрейшему восстановлению работоспособности больного, тренирует деятельность основных систем, препятствует образованию легочных рубцов и спаек, активизирует крово– и лимфообращение в легких, способствует рассасыванию воспалительного экссудата, восстанавливает нормальную структуру дыхания и учит больного управлять им произвольно. ЛФК способствует восстановлению равномерности вентиляции, улучшает альвеолярно‑капиллярные взаимоотношения, восстанавливает соответствие легочной вентиляции и легочного кровотока, обеспечивает улучшение диффузии газов в легких. Физические упражнения вызывают улучшение бронхиальной проходимости, а также дренажной функции бронхов и эвакуацию патологического содержимого.
Упражнения с произношением на выдохе звуков рефлекторно уменьшают спазмы бронхов, повышают концентрацию адреналина, расслабляющего бронхи. Увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, облегчается отделение мокроты. Неэкономичный верхнегрудной тип дыхания сменяется нижнегрудным.
Методика ЛФК. Из средств ЛФК в терапии заболеваний дыхательной системы широкое применение находят дыхательные упражнения . Их значение прежде всего определяется тем, что они восстанавливают согласованную работу всей дыхательной мускулатуры, устраняя дискоординацию в активности основных и вспомогательных дыхательных мышц, возникающую из‑за нарушения произвольной регуляции дыхания. Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект. Приспособительная перестройка дыхания, компенсация развивающейся дыхательной недостаточности с помощью дыхательных упражнений используются уже в острой стадии дыхательных расстройств.
Дыхательные упражнения классифицируют на статические и динамические, в урежении дыхания, с изменением структуры дыхательного цикла, с увеличением вентиляции отдельных долей легкого, дренирующие и пр.
С самого начала следует обратить особое внимание на обучение больного полному дыханию : вначале заполнить воздухом нижние доли легкого (на вдохе надуть живот), затем средние (расширяется грудная клетка) и верхние (поднимается плечевой пояс). Теперь задержать дыхание на несколько секунд – и выдох в той же последовательности.
Не меньшее значение имеет и обучение больного произвольной регуляции своего дыхания с тем, чтобы вовлечь всю дыхательную мускулатуру в акты вдоха и выдоха. Для этого необходима постоянная и настойчивая тренировка. В одних случаях надо больше обращать внимания на эластичность легких, в других – на выдох, т.е. в каждом случае следует учитывать особенности больного.
В последнее время, особенно на этапе восстановительного лечения, широкое распространение получили методики парадоксальной дыхательной гимнастики (по Стрельниковой) и с ограниченной легочной вентиляцией (по Бутейко).
Парадоксальная дыхательная гимнастика Г.С. Стрельниковой свое название получила потому, что вопреки существующим традиционным рекомендациям при выполнении движений, сопровождающихся увеличением объема грудной клетки, выполняется выдох, а с уменьшением ее объема – вдох.
Сама гимнастика в своей основе имеет активный, напряженный короткий вдох, тренирующий дыхательные мышцы. Вдох шумный через нос, выдох происходит пассивно, сам собой. Гимнастика улучшает вентиляцию альвеол, массирует бронхи и голосовые связки. Встречные потоки вдыхаемого и «выжимаемого» сопутствующими движениями рук воздуха способствует накоплению CO2, образование которого превышает утечку.
Парадоксальная дыхательная гимнастика особенно показана пожилым людям, так как интенсивность выполнения упражнений (а, следовательно, и нагрузка на организм) невелика.
Методика волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) построена на той предпосылке, что человек дышит гораздо глубже, чем необходимо, с потерей необходимого для поддержания нормального тонуса кровеносных сосудов CO2 – именно по этой причине при глубоком и частом дыхании начинает кружиться голова, может наступить приступ стенокардии или бронхиальной астмы.
Задача ВЛГД – устранить гипервентиляцию и развитие гипокапнии.
Начинают с измерения контрольной паузы на выдохе, которая определяет степень болезни «глубокого дыхания». Для этого задерживают дыхание на выдохе до первых признаков нехватки дыхания; засекают пульс и время задержки дыхания, по которому судят о степени недостаточности дыхания, связывая ее с содержанием углекислого газа в альвеолярном воздухе (табл. 9).
Таблица 9
Соответствие длительности произвольной задержки дыхания состояния дыхательной функции (по К.П. Бутейко)
Сама тренировка в ВЛГД заключается в изменении глубины, а не частоты дыхания.
После измерения пульса и контрольной паузы задержки дыхания произвольно объем дыхания уменьшают так, чтобы можно было без особого напряжения дышать в этом режиме до пяти минут, и больному предлагают «запомнить» этот дыхательный объем. Вновь измеряется дыхательная пауза, время которой следует сравнить с первой паузой. Ее уменьшение свидетельствует о том, что при регулируемом дыхании больной слишком напрягся, а объем дыхания не уменьшил. В норме вторая контрольная пауза должна быть длиннее первой. Следует сделать пять попыток уменьшенного дыхания и после каждой замерять контрольную паузу. В конце занятия замерить пульс – он должен быть таким же, как и в начале занятия (или ниже).
В сутки надо шесть раз повторить этот цикл. Смысл дальнейшей тренировки заключается в том, чтобы постепенно дышать в «уменьшенном» (по объему) режиме все более длительное время. Когда это можно будет сделать в течение десяти минут, следует вновь уменьшить объем дыхания и повторить цикл заново. При таком режиме длительность контрольной паузы будет постепенно нарастать. В среднем ее прирост должен составлять одну секунду в неделю. Вначале тренировку лучше проводить в спокойной обстановке, а в последующем, по мере освоения методики, ее можно проводить в любой обстановке (например, по пути на работу или домой).
Освоение методики ВЛГД требует соблюдения определенных условий. Так, с самого начала освоения метода больной должен приучить себя постоянно следить за своим дыханием. Следует знать, что препятствуют поверхностному и провоцируют глубокое дыхание переедание, резкие запахи, недостаток движения, стрессы, курение, алкоголь и др.
ВЛГД хорошо сочетается с другими видами физических нагрузок, особенно длительного аэробного характера (ускоренная ходьба, бег, лыжи, велосипед и др.).
Эффективность применяемых при заболеваниях органов дыхания средств ЛФК во многом определяется исходными положениями. Так, для активизации дыхания в пораженных отделах легких используется исходное положение на здоровом боку, а для уменьшения вентиляции пораженной стороны больного укладывают на больной бок. При необходимости усиления экскурсии верхних отделов легких применяются исходные положения с переключением тяжести пояса верхних конечностей на тазовый (руки в упоре на бедрах) или на опору (руки в упоре на стуле или кровати). Частая смена исходных положений целесообразна при распространенных очаговых процессах и для усиления дренажной функции бронхиального дерева. В последнем случае также применяются и специальные (дренажные) исходные положения.
ЛФК следует начинать как можно раньше, но лишь после стихания острых явлений. Следует исключить силовые и скоростно‑силовые упражнения с натуживанием.
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура
- Аннотация
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура Учебник
- Предисловие
- Раздел 1. Общие вопросы лечебной физической культуры
- 1.1. Лфк как медико‑педагогическая дисциплина
- 1.2. Показания и противопоказания к применению лфк
- 1.3. Движение и здоровье
- 1.3.1. Эволюционные предпосылки двигательной активности
- 1.4. Физиологические и патофизиологические основы лфк
- 1.5. Клинико‑физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 1.6. Средства лфк
- 1.7. Массаж в лфк
- 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
- 1.7.2. Основы классического ручного массажа
- 1.7.3. Точечный массаж
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 2. Основы методики лфк
- 2.1. Периодизация лфк
- 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
- 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
- 2.2.2. Нагрузки в лфк
- 2.3. Формы организации занятий лфк
- 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
- 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
- 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
- Укрепление мышечного корсета
- 3.1.2. Лфк при плоскостопии
- Контрольные вопросы по теме
- 3.2. Лфк в травматологии
- 3.2.1. Общие основы травматологии
- 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
- Лфк при травмах мягких тканей
- Лфк при травмах костей
- Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
- Лфк при вывихах в плечевом суставе
- 3.3. Контрактуры и анкилозы
- 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
- 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
- 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
- Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
- Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
- Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
- Контрольные вопросы по теме
- Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
- 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
- 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
- Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
- Артериальная гипертензия (гипертония)
- Гипотоническая болезнь
- Атеросклероз
- Ишемическая болезнь сердца
- Инфаркт миокарда
- Контрольные вопросы по теме
- 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
- 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
- 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
- Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
- Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
- 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
- 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
- Сахарный диабет
- Ожирение
- Лечебная физкультура при ожирении
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
- 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
- 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
- Гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Контрольные вопросы и задания по теме
- Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
- 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
- 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
- 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
- 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
- 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
- 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
- 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
- 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
- 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
- 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
- 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
- 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
- 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
- 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
- 5.7.2. Лфк при неврозах
- 5.8. Детский церебральный паралич
- 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
- 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
- 5.9. Лфк при нарушениях зрения
- 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
- 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
- 6.1. Состояние здоровья школьников в России
- 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
- 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
- 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
- 6.4.1. Организация работы руководителя смг
- 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная