6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
Существующее в настоящее время в стране положение в системе общего образования, к сожалению, работу специальной медицинской группы (СМГ) не делает обязательной, а приравнивает к факультативной. Поэтому, как показывают многочисленные данные, во многих школах СМГ так и не работают, и 57,9% отнесенных к ней школьников попросту освобождаются от занятий физической культурой. При этом совершенно игнорируется тот факт, что в подавляющем числе случаев терапия заболеваний этих детей может дать положительный результат только при таком ее обязательном компоненте, как целенаправленная двигательная активность. Об этом говорит и опыт школ, где работа СМГ поставлена как важнейший приоритет обеспечения здоровья обучающихся и где благодаря этому получают исключительно благоприятные результаты в повышении уровня здоровья детей.
Важнейшая роль в организации и работе СМГ принадлежит администрации и учителю физкультуры образовательного учреждения. Их заинтересованность в работе с больными и ослабленными детьми обеспечивает полноценную работу СМГ, эффективность которой оценивается наряду с успехами образовательного учреждения и его подразделений в учебной работе. Несомненной в этом отношении является и роль врача, который по результатам медицинского осмотра дает представление администрации школы о результатах осмотра, количестве больных и ослабленных детей, нуждающихся в специализированных занятиях физической культурой, и о необходимости в связи с этим создания СМГ. Исключительно важно, чтобы при этом был указан основной диагноз школьника. К сожалению, существующая практика работы медицинских учреждений показывает, что диагнозы по совершенно непонятным причинам «засекречиваются», что в дальнейшем создает заметные трудности для учителя физкультуры в формировании СМГ, в подборе средств ЛФК и в регламентации нагрузок. Естественно, что в этом случае учителю приходится ориентироваться только на принцип «прежде всего – не повреди», и используемые минимальные нагрузки не дают эффективных результатов.
Согласно представлению врача, директор образовательного учреждения издает приказ о создании СМГ, в котором должны быть отмечены:
• количество групп, их списочный состав и руководители;
• режим работы СМГ (расписание занятий по дням недели);
• форма итоговой аттестации (оценка, зачет или др.);
• оплата работы руководителей СМГ с указанием статьи финансовых расходов, из которой будет производиться оплата, и т.д.
Согласно нормативным документам, наполняемость групп СМГ должна составлять 12 – 15 человек, в сельской местности допускается и восемь – десять человек.
Способов комплектации групп в зависимости от отнесенного к СМГ контингента существует множество. Наиболее эффективным является такой, когда в одну группу относят школьников примерно одного возраста и с близкими по патогенезу заболеваниями. Например, это могут быть дети среднего звена образования (11 – 14 лет) с: а) сердечно‑сосудистыми, респираторными заболеваниями и ожирением; б) с нарушениями осанки, сколиозами, плоскостопием и миопией и пр. Однако такой вариант возможен лишь при большом количестве школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. При меньшем количестве таких детей возможны варианты комплектования по возрасту, по заболеваниям, по функциональным возможностям, по половому признаку и т.д. Но при небольшом количестве больных и ослабленных детей (особенно в малочисленных по контингенту школьников образовательных учреждениях) формируются общие группы. Есть опыт, когда в условиях города создается кооперация школ с созданием межшкольных групп СМГ, когда на базе одной школы работают группы детей всех этих школ, например, с данной группой патологии, возраста и одного пола; на базе другой – с другой патологией и т.д. Разумеется, в этом случае требуется организационное руководство со стороны муниципального органа управления образованием, но и эффективность работы таких групп оказывается достаточно высокой благодаря высокой компетенции их руководителей, которые могут специализироваться в использовании ЛФК в определенном виде патологии.
Существуют различные формы организации занятий в СМГ. Основной из них является урочная. В этом случае занятия проводятся согласно утвержденному администрацией списочному составу и расписанию из расчета два урока по 45 минут или три урока по 30 минут в неделю. Оптимальным вариантом следует считать для младших школьников три урока, а для среднего и старшего звеньев образования – два урока.
Уроки в группах СМГ проводятся, как правило, во второй половине дня. Однако желательно, чтобы дети этих групп посещали еще и обычные уроки физкультуры в своих классах, на которых они должны получать индивидуальные задания.
Обязательным условием достижения положительной динамики функциональной терапии при любом заболевании или нарушении здоровья является регулярность и систематичность физических нагрузок. В их обеспечении важную роль призваны играть домашние задания. Естественно, что они должны иметь индивидуальный характер и ориентированы на решение приоритетных для данного этапа терапии задач.
Форма отчетности занятий в СМГ школьника – оценка, зачет или другая – определяется уже в приказе директора образовательного учреждения о создании групп. Несомненно одно: итоговую оценку (или зачет) следует строить, исходя из отношения учащихся к занятиям и достигнутого успеха в определенных уже в начале учебного года критериях. Таким образом, оценка должна отражать не успех выполнения каких‑либо нормативов, а динамику успеха самого занимающегося в функциональной подготовке, в освоении двигательных действий и в приобщении к регулярным занятиям физической культурой. Поэтому аттестацию следует проводить только на индивидуальной основе.
В решении последнего обстоятельства важную роль призвано сыграть отношение родителей данного ученика к оздоровительным занятиям своего ребенка. Поэтому учителю физкультуры – руководителю группы СМГ следует поддерживать постоянную связь с родителями, обеспечить их необходимыми консультациями по организации, содержанию и контролю самостоятельных занятий школьника. При этом учитель должен постоянно напоминать родителям о значении их личного примера в побуждении ребенка к регулярным занятиям. В частности, педагоги физической культуры независимо от вида патологии или нарушения у ребенка могут рекомендовать родителям для повседневного применения в семье определенные формы и средства физической культуры и образа жизни. Прежде всего к ним следует отнести:
• утреннюю гигиеническую гимнастику;
• пребывание ребенка на воздухе не менее 3,5 часов в день;
• вечернюю прогулку;
• закаливающие процедуры (обтирания, обливания, контрастный душ, еженедельная баня и пр.);
• двигательные паузы при выполнении домашней учебной работы и др.
Не меньшее значение имеет разъяснительная и методическая работа учителя физкультуры со своими коллегами‑предметниками, направленная на постоянное использование физкультпауз в течение урока. Такая мера является профилактической для здоровых детей и оздоровительной – для школьников, занимающихся в СМГ. Взаимодействие учителя физкультуры – руководителя СМГ с другими учителями важно и потому, что он дает им рекомендации по организации учебной деятельности своих подопечных с отклонениями в состоянии здоровья, у которых учебные нагрузки вызывают более быстрое утомление, чем у здоровых детей. Поэтому для них должны быть определены индивидуальные учебные задания, им следует создавать специальные условия для рекреации (особенно для двигательной активности, прогулок) на переменах и т.д.
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура
- Аннотация
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура Учебник
- Предисловие
- Раздел 1. Общие вопросы лечебной физической культуры
- 1.1. Лфк как медико‑педагогическая дисциплина
- 1.2. Показания и противопоказания к применению лфк
- 1.3. Движение и здоровье
- 1.3.1. Эволюционные предпосылки двигательной активности
- 1.4. Физиологические и патофизиологические основы лфк
- 1.5. Клинико‑физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 1.6. Средства лфк
- 1.7. Массаж в лфк
- 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
- 1.7.2. Основы классического ручного массажа
- 1.7.3. Точечный массаж
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 2. Основы методики лфк
- 2.1. Периодизация лфк
- 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
- 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
- 2.2.2. Нагрузки в лфк
- 2.3. Формы организации занятий лфк
- 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
- 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
- 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
- Укрепление мышечного корсета
- 3.1.2. Лфк при плоскостопии
- Контрольные вопросы по теме
- 3.2. Лфк в травматологии
- 3.2.1. Общие основы травматологии
- 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
- Лфк при травмах мягких тканей
- Лфк при травмах костей
- Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
- Лфк при вывихах в плечевом суставе
- 3.3. Контрактуры и анкилозы
- 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
- 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
- 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
- Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
- Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
- Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
- Контрольные вопросы по теме
- Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
- 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
- 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
- Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
- Артериальная гипертензия (гипертония)
- Гипотоническая болезнь
- Атеросклероз
- Ишемическая болезнь сердца
- Инфаркт миокарда
- Контрольные вопросы по теме
- 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
- 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
- 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
- Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
- Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
- 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
- 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
- Сахарный диабет
- Ожирение
- Лечебная физкультура при ожирении
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
- 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
- 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
- Гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Контрольные вопросы и задания по теме
- Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
- 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
- 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
- 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
- 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
- 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
- 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
- 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
- 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
- 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
- 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
- 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
- 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
- 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
- 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
- 5.7.2. Лфк при неврозах
- 5.8. Детский церебральный паралич
- 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
- 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
- 5.9. Лфк при нарушениях зрения
- 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
- 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
- 6.1. Состояние здоровья школьников в России
- 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
- 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
- 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
- 6.4.1. Организация работы руководителя смг
- 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная