logo
47565

6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе

Существующее в настоящее время в стране положение в системе общего образования, к сожалению, работу специальной медицинской группы (СМГ) не делает обязательной, а приравнивает к факультативной. Поэтому, как показывают многочисленные данные, во многих школах СМГ так и не работают, и 57,9% отнесенных к ней школьников попросту освобождаются от занятий физической культурой. При этом совершенно игнорируется тот факт, что в подавляющем числе случаев терапия заболеваний этих детей может дать положительный результат только при таком ее обязательном компоненте, как целенаправленная двигательная активность. Об этом говорит и опыт школ, где работа СМГ поставлена как важнейший приоритет обеспечения здоровья обучающихся и где благодаря этому получают исключительно благоприятные результаты в повышении уровня здоровья детей.

Важнейшая роль в организации и работе СМГ принадлежит администрации и учителю физкультуры образовательного учреждения. Их заинтересованность в работе с больными и ослабленными детьми обеспечивает полноценную работу СМГ, эффективность которой оценивается наряду с успехами образовательного учреждения и его подразделений в учебной работе. Несомненной в этом отношении является и роль врача, который по результатам медицинского осмотра дает представление администрации школы о результатах осмотра, количестве больных и ослабленных детей, нуждающихся в специализированных занятиях физической культурой, и о необходимости в связи с этим создания СМГ. Исключительно важно, чтобы при этом был указан основной диагноз школьника. К сожалению, существующая практика работы медицинских учреждений показывает, что диагнозы по совершенно непонятным причинам «засекречиваются», что в дальнейшем создает заметные трудности для учителя физкультуры в формировании СМГ, в подборе средств ЛФК и в регламентации нагрузок. Естественно, что в этом случае учителю приходится ориентироваться только на принцип «прежде всего – не повреди», и используемые минимальные нагрузки не дают эффективных результатов.

Согласно представлению врача, директор образовательного учреждения издает приказ о создании СМГ, в котором должны быть отмечены:

• количество групп, их списочный состав и руководители;

• режим работы СМГ (расписание занятий по дням недели);

• форма итоговой аттестации (оценка, зачет или др.);

• оплата работы руководителей СМГ с указанием статьи финансовых расходов, из которой будет производиться оплата, и т.д.

Согласно нормативным документам, наполняемость групп СМГ должна составлять 12 – 15 человек, в сельской местности допускается и восемь – десять человек.

Способов комплектации групп в зависимости от отнесенного к СМГ контингента существует множество. Наиболее эффективным является такой, когда в одну группу относят школьников примерно одного возраста и с близкими по патогенезу заболеваниями. Например, это могут быть дети среднего звена образования (11 – 14 лет) с: а) сердечно‑сосудистыми, респираторными заболеваниями и ожирением; б) с нарушениями осанки, сколиозами, плоскостопием и миопией и пр. Однако такой вариант возможен лишь при большом количестве школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. При меньшем количестве таких детей возможны варианты комплектования по возрасту, по заболеваниям, по функциональным возможностям, по половому признаку и т.д. Но при небольшом количестве больных и ослабленных детей (особенно в малочисленных по контингенту школьников образовательных учреждениях) формируются общие группы. Есть опыт, когда в условиях города создается кооперация школ с созданием межшкольных групп СМГ, когда на базе одной школы работают группы детей всех этих школ, например, с данной группой патологии, возраста и одного пола; на базе другой – с другой патологией и т.д. Разумеется, в этом случае требуется организационное руководство со стороны муниципального органа управления образованием, но и эффективность работы таких групп оказывается достаточно высокой благодаря высокой компетенции их руководителей, которые могут специализироваться в использовании ЛФК в определенном виде патологии.

Существуют различные формы организации занятий в СМГ. Основной из них является урочная. В этом случае занятия проводятся согласно утвержденному администрацией списочному составу и расписанию из расчета два урока по 45 минут или три урока по 30 минут в неделю. Оптимальным вариантом следует считать для младших школьников три урока, а для среднего и старшего звеньев образования – два урока.

Уроки в группах СМГ проводятся, как правило, во второй половине дня. Однако желательно, чтобы дети этих групп посещали еще и обычные уроки физкультуры в своих классах, на которых они должны получать индивидуальные задания.

Обязательным условием достижения положительной динамики функциональной терапии при любом заболевании или нарушении здоровья является регулярность и систематичность физических нагрузок. В их обеспечении важную роль призваны играть домашние задания. Естественно, что они должны иметь индивидуальный характер и ориентированы на решение приоритетных для данного этапа терапии задач.

Форма отчетности занятий в СМГ школьника – оценка, зачет или другая – определяется уже в приказе директора образовательного учреждения о создании групп. Несомненно одно: итоговую оценку (или зачет) следует строить, исходя из отношения учащихся к занятиям и достигнутого успеха в определенных уже в начале учебного года критериях. Таким образом, оценка должна отражать не успех выполнения каких‑либо нормативов, а динамику успеха самого занимающегося в функциональной подготовке, в освоении двигательных действий и в приобщении к регулярным занятиям физической культурой. Поэтому аттестацию следует проводить только на индивидуальной основе.

В решении последнего обстоятельства важную роль призвано сыграть отношение родителей данного ученика к оздоровительным занятиям своего ребенка. Поэтому учителю физкультуры – руководителю группы СМГ следует поддерживать постоянную связь с родителями, обеспечить их необходимыми консультациями по организации, содержанию и контролю самостоятельных занятий школьника. При этом учитель должен постоянно напоминать родителям о значении их личного примера в побуждении ребенка к регулярным занятиям. В частности, педагоги физической культуры независимо от вида патологии или нарушения у ребенка могут рекомендовать родителям для повседневного применения в семье определенные формы и средства физической культуры и образа жизни. Прежде всего к ним следует отнести:

• утреннюю гигиеническую гимнастику;

• пребывание ребенка на воздухе не менее 3,5 часов в день;

• вечернюю прогулку;

• закаливающие процедуры (обтирания, обливания, контрастный душ, еженедельная баня и пр.);

• двигательные паузы при выполнении домашней учебной работы и др.

Не меньшее значение имеет разъяснительная и методическая работа учителя физкультуры со своими коллегами‑предметниками, направленная на постоянное использование физкультпауз в течение урока. Такая мера является профилактической для здоровых детей и оздоровительной – для школьников, занимающихся в СМГ. Взаимодействие учителя физкультуры – руководителя СМГ с другими учителями важно и потому, что он дает им рекомендации по организации учебной деятельности своих подопечных с отклонениями в состоянии здоровья, у которых учебные нагрузки вызывают более быстрое утомление, чем у здоровых детей. Поэтому для них должны быть определены индивидуальные учебные задания, им следует создавать специальные условия для рекреации (особенно для двигательной активности, прогулок) на переменах и т.д.