2.1. Периодизация лфк
В соответствии с существующей системой реабилитации, выделяют три ее этапа: первый этап – стационарный, или больничный; второй этап санаторный и третий этап – поликлинический. Именно по такой схеме организуется и работа по ЛФК.
Деятельность специалиста ЛФК по терапии больного с помощью физических упражнений начинается с ознакомления с диагнозом, а затем – и с больным. Каждый из этих этапов крайне важен для определения методики ЛФК.
Ознакомившись с диагнозом, специалист должен особое внимание обратить на этиологию и патогенез данного заболевания.
Знание этиологии (причины заболевания) необходимо для того, чтобы в процессе терапии по возможности полно устранить эти причины, а после завершения активной части ЛФК (выполняемой непосредственно под его руководством) дать человеку конкретные рекомендации, выполнение которых поможет ему не только предупредить рецидивы болезни, но и продолжить дальнейший путь к здоровью. Так как причины заболевания чаще всего кроются в нездоровом образе жизни, то подобные рекомендации должны представлять собой полноценную оздоровительную программу, включающую не только двигательный режим (хотя он должен составлять основу программы), но и все компоненты образа жизни – тренировку иммунитета, психорегуляцию, питание и т.д. Разумеется, разработка такой программы возможна лишь при общих усилиях специалиста ЛФК и других соответствующих специалистов. Например, при атеросклерозе рекомендации должны включать помимо физических упражнений длительного аэробного циклического характера еще и по особенностям питания (по набору продуктов, противопоказаниям, режиму питания), режим жизнедеятельности, по психорегуляции, отношению к вредным привычкам и пр.
Учет особенностей патогенеза (механизма развития и течения заболевания) позволит специалисту ЛФК целенаправленно воздействовать на измененные механизмы адаптации, регуляции функций, обмена веществ и пр., свойственные данному заболевания или нарушению.
Например, при миопии (близорукости) специалист ЛФК должен особое внимание уделить тренировке цилиарных мышц, отвечающих за аккомодацию, и мышц, осуществляющих движение глазного яблока.
Следующим этапом работы специалиста ЛФК является определение исходного функционального состояния больного . Именно эти данные должны лечь в основу планирования нагрузок. Оценка исходного состояния проводится комплексно по данным истории болезни, антропометрии, анамнеза, состояния в покое и как реакция на функциональную нагрузку. Последние могут быть как стандартными, отражающими прежде всего общую работоспособность организма, так и специфическими, характеризующими преимущественно резервные возможности больной системы. Важно лишь, чтобы пробы подбирались с той предпосылкой, что они вполне доступны больному и не могут вызвать у него неблагоприятных последствий.
Например, в качестве стандартных проб могут использоваться различные варианты пробы Мартинэ‑Кушелевского с приседаниями, бег на месте, проба Ромберга, орто– и клиностатические пробы, проба Розенталя, прохождение или пробегание определенной дистанции или в течение определенного времени (в частности, тест Купера) и т.д.6. Из специфических проб можно отметить, например, при заболеваниях или поражениях ЦНС пробы на координацию движений; при заболеваниях дыхательной системы – пневмотахометрию; при деформациях опорно‑двигательного аппарата – пробы на статическую выносливость различных групп мышц, отвечающих за осанку и пр.
Начинать применять физические упражнения необходимо как можно раньше, но лишь с учетом тех относительных противопоказаний, которые были отмечены выше.
Каждый процесс ЛФК должен иметь свою программу , в которой предусматриваются используемые средства, режим их применения (интенсивность, периодичность и др.), способы контроля над состоянием организма и эффективностью их использования и т.д. Для этого следует точно определить конечную цель, которой необходимо достичь в результате функциональной терапии. При этом специалист обязательно учитывает особенности других видов лечения, которые получает больной (медикаментозное, физиотерапевтическое и пр.).
В соответствии с конечной целью весь процесс ЛФК подразделяется на периоды, каждый из которых определяется соответствующими двигательными режимами. В зависимости от этапа терапии и реабилитации выделяют больничные и санаторные режимы.
В больничном (стационарном) режиме основными периодами в применении ЛФК являются:
1. Вводный (щадящий) период, соответствующий этапу выздоровления и имеющий задачи:
– стимуляция организма на борьбу с болезнью;
– предупреждение последствий заболевания;
– выработка компенсаций;
– стимуляция регенерации.
Основное значение в этом периоде имеют специальные упражнения, подбор, интенсивность и режим которых преимущественно ориентированы на больную, наиболее слабую функциональную систему.
Этому периоду соответствуют двигательные режимы:
а) строгий постельный, при котором на фоне относительного покоя больному предлагаются вполне посильные для него упражнения, в частности, связанные с самообслуживанием; основное значение в этом периоде имеет не интенсивность нагрузки, а ее длительность и повторность;
б) облегченный постельный (или просто постельный), когда больному разрешается поворачиваться и садиться в постели; при этом режиме обращается внимание на постепенное (именно постепенное) повышение интенсивности физической нагрузки.
Продолжительность вводного периода зависит от многих обстоятельств – тяжести и течения заболевания, функционального состояния больного, уровня его мотивированности на выздоровление и т.д. Как правило, критерием окончания вводного периода является положительная динамика в развитии заболевания и рост уровня функционального состояния больного.
2. Основной (функциональный) период соответствует наиболее активному этапу восстановления и имеет задачи:
– устранение последствий заболевания;
– закрепление постоянных или устранение временных компенсаций;
– восстановление функций больного органа;
– тренировка функциональных возможностей организма.
Этот период соответствует полупостельному (палатному) режиму, позволяющему больному значительное время проводить вне постели. В основном периоде большее значение приобретает общее укрепление организма и повышение его функциональных резервов, поэтому соотношение общеразвивающих и специальных упражнений приближается к 50 : 50.
Показателями окончания основного периода являются отсутствие выраженных симптомов заболевания и приближение к свойственным данному больному до болезни показателям общего функционального состояния.
3. Заключительный (тренировочный) период определяется постепенным возвращением больного к полноценной жизнедеятельности и имеет основной задачей полную общую и профессиональную реабилитацию больного. Практически он не должен иметь срока окончания, приобщая бывшего больного к регулярным физическим нагрузкам, реализуемым по основным закономерностям оздоровительной тренировки. Разумеется, в течение этого периода двигательный режим человека оказывается свободным, ограничивающимся лишь его текущим функциональным состоянием.
Санаторные (амбулаторные) двигательные режимы распространяются практически на всех больных, находящихся под врачебным наблюдением. Такие режимы включают следующие виды: реабилитации, общефизической подготовки, тренировочный и спортивного долголетия.
Режим реабилитации (щадящий) соответствует свободному режиму в условиях стационара; он позволяет больному прогулки, постепенно удлиняющиеся по времени и убыстряющиеся по темпу.
Режим общефизической подготовки (ОФП) (щадяще‑тренирующий) позволяет выздоравливающим людям выполнять экскурсии, купаться, участвовать (при определенных противопоказаниях) в массовых играх, танцах.
Тренирующий режим предполагает длительные прогулки и ближний туризм, а также участие в массовых мероприятиях, проводимых с больными.
Режим спортивного долголетия рекомендуется не только людям, вернувшимся к полноценной жизни после определенного заболевания, но практически всем в качестве важнейшего условия достижения здоровой старости с использованием средств физической культуры. Поэтому он должен включать в себя тот арсенал физических упражнений, которые способствуют поддержанию высокого уровня здоровья, тренируя основные системы жизнеобеспечения и поддерживая адекватный уровень функциональных резервов организма.
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура
- Аннотация
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура Учебник
- Предисловие
- Раздел 1. Общие вопросы лечебной физической культуры
- 1.1. Лфк как медико‑педагогическая дисциплина
- 1.2. Показания и противопоказания к применению лфк
- 1.3. Движение и здоровье
- 1.3.1. Эволюционные предпосылки двигательной активности
- 1.4. Физиологические и патофизиологические основы лфк
- 1.5. Клинико‑физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 1.6. Средства лфк
- 1.7. Массаж в лфк
- 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
- 1.7.2. Основы классического ручного массажа
- 1.7.3. Точечный массаж
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 2. Основы методики лфк
- 2.1. Периодизация лфк
- 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
- 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
- 2.2.2. Нагрузки в лфк
- 2.3. Формы организации занятий лфк
- 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
- 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
- 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
- Укрепление мышечного корсета
- 3.1.2. Лфк при плоскостопии
- Контрольные вопросы по теме
- 3.2. Лфк в травматологии
- 3.2.1. Общие основы травматологии
- 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
- Лфк при травмах мягких тканей
- Лфк при травмах костей
- Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
- Лфк при вывихах в плечевом суставе
- 3.3. Контрактуры и анкилозы
- 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
- 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
- 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
- Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
- Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
- Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
- Контрольные вопросы по теме
- Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
- 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
- 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
- Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
- Артериальная гипертензия (гипертония)
- Гипотоническая болезнь
- Атеросклероз
- Ишемическая болезнь сердца
- Инфаркт миокарда
- Контрольные вопросы по теме
- 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
- 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
- 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
- Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
- Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
- 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
- 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
- Сахарный диабет
- Ожирение
- Лечебная физкультура при ожирении
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
- 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
- 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
- Гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Контрольные вопросы и задания по теме
- Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
- 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
- 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
- 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
- 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
- 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
- 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
- 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
- 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
- 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
- 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
- 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
- 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
- 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
- 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
- 5.7.2. Лфк при неврозах
- 5.8. Детский церебральный паралич
- 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
- 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
- 5.9. Лфк при нарушениях зрения
- 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
- 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
- 6.1. Состояние здоровья школьников в России
- 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
- 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
- 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
- 6.4.1. Организация работы руководителя смг
- 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная