5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
Функциональные нарушения деятельности головного мозга в настоящее время рассматриваются как неизбежное следствие цивилизации. Не случайно поэтому акад. Н.М. Амосов наиболее значимым фактором риска считал значительно возросшую нагрузку на мозг при многократно сниженной двигательной активности нашего современника.
У современного человека нагрузка на мозг значительно возросла из‑за резко возросшего потока информации28, увеличения светового дня благодаря искусственному освещению, многократно уплотнившимся межличностным контактам и т.п. Вместе с тем двигательная активность, которая должна быть конечным звеном мозговой деятельности, у современного человека сократилась в сотни раз (!), что и нарушило сложившееся в течение миллионов лет эволюции естественное соотношение между ними.
Существует огромное многообразие видов функциональных нарушений мозговой деятельности, которые акад. И.П. Павлов объединил под общим названием: неврозы. Неврозом И.П. Павлов называл срывы высшей нервной деятельности, представляющие собой функциональную нервную болезнь, не подтвержденную патологоанатомическими (или объективными) исследованиями. Т.е. при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые процессы, связанные с обработкой информации, эмоциями, управлением нервными процессами.
Конкретный характер невроза у данного человека преимущественно определяется его наследственными особенностями. Особое значение в этом отношении имеет типология высшей нервной деятельности данного человека, определяемая преимущественно двумя характеристиками. Во‑первых, соотношением силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов возбуждения и торможения в ЦНС, на основании которого выделяют четыре основных типа высшей нервной деятельности – сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Кроме этой классификации, общей для человека и животных, И.П. Павлов выделил еще и чисто человеческие типы, определяемые соотношением между первой и второй сигнальными системами, – мыслительный и художественный. Именно эта классификация при всем многообразии видов неврозов позволила в дальнейшем определить три их базовых формы.
Истерию И.П. Павлов рассматривал как результат нарушения правильных взаимоотношений и патологического преобладания первой сигнальной системы над второй, сопровождающегося функциональной недостаточностью высших психических механизмов. Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу высшей нервной деятельности, и проявляется в двигательно‑опорных и вегетативных расстройствах. Причинами истерии могут быть неблагоприятные эмоциональные переживания, психические травмы. Имеют значение и внутренние факторы, связанные с конституциональным предрасположением, с рядом соматических расстройств.
Заболевание проявляется разнообразной симптоматикой – повышенной эмоциональностью, приступами судорожного плача, манерностью, желанием обратить на себя внимание, иногда расстройством походки и речи, эгоцентричностью, страстью к вымыслам и пр.
В комплексном лечении истерии кроме ЛФК, отвлекающей больного от переживаний и создающей условия для здоровой реакции на окружающую действительность, широко применяется психотерапия.
Психастения, или невроз навязчивых состояний, развивается у людей мыслительного типа (с преобладанием второй сигнальной системы) и проявляется в навязчивых идеях или страхах. В основе психастении лежат патологическое развитие личности и слабость подкорковых образований ЦНС. Симптомами заболевания являются понижение эмоционального тонуса, излишняя рассудочность, неверие в собственные силы, неотступные мысли, страхи (боязнь воды, темноты и т.д.), ряд вегетативных нарушений, навязчивые действия (например, непреодолимое желание прочесть все вывески, мимо которых проходит больной, не только слева направо, но и наоборот), и т.д.
Неврастения возникает у людей промежуточного типа высшей нервной деятельности. Она характеризуется повышенной раздражительностью, быстрой утомляемостью, неадекватной реакцией на внешние раздражители и является следствием длительного перенапряжения нервной деятельности, интоксикаций, инфекций, травм. Больные, страдающие неврастений, несдержанны в своем поведении, весьма возбудимы, жалуются на плохой сон, понижение работоспособности, памяти, внимания, быструю смену настроения, головные боли, головокружения. У ряда больных возникают расстройства сердечно‑сосудистой деятельности (сердцебиения, одышка), появляются жалобы на различные парастезии (похолодание конечностей, зуд), на расстройства половой функции, пищеварения.
Кроме классификации неврозов, приведенной выше, в практике используются и другие. Так, неврозы делят на общие и системные. К общим относятся астенический невроз, невроз страха, невроз навязчивых состояний и истерический невроз. Из системных чаще всего встречаются невротические недержания мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К системным неврозам нередко относятся заболевания, в которых трудно выделить какой‑то один ведущий синдром, – это так называемые недифференцированные неврозы.
Хотя тип высшей нервной деятельности является врожденным, это не предопределяет фатальное развитие соответствующего невроза. В этом отношении особенно важно отметить, что причиной любого невроза является несоответствие между выполняемой мозгом работой (степенью его напряжения) и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности.
При нарушении состояния мозга, связанном, например, с общим заболеванием, вредными привычками и т.п., его работоспособность снижается, так что и обычные обстоятельства могут оказаться для мозга чрезмерными. В конечном итоге можно говорить, что в основе невроза при длительно или сильно действующих раздражителях лежит нарушение механизмов стресса и его переход в дистресс. Такой переход обусловливается особенностями реакции данного человека прежде всего на эмоциональные нагрузки, сопровождающие повседневное поведение человека. По этому критерию людей делят на зоны:
1) зона «С» – человек может управлять собой, смелый, эрудированный, увлеченный, жизненно мотивированный; в основном это сангвиники и флегматики; у таких людей при прочих равных условиях невроз как результат дистресса развивается с меньшей вероятностью;
2) «зона паники» – у человека слишком много проблем, он вечно второй, ничего не успевающий, он не может управлять собой, но самоуверен (холерик), ему ничего не удается и он постоянно ждет неприятностей (меланхолик); у таких людей вероятность дистресса наиболее вероятна;
3) «зона равнодушия» – человека интересует только личный покой, и все происходящее он рассматривает именно с этих позиций; его переход в дистресс наименее вероятен (хотя ему грозят другие опасности в здоровье).
Приведенная классификация делает понятным, почему невроз чаще всего бывает именно у холериков и меланхоликов, почему он грозит людям, у которых преобладают отрицательные эмоции, которые не умеют планировать свое время и часто нарушают режим и собственные биоритмы (особенно суточные), метеозависимые и т.п.
Патогенез. Невроз, сопровождающийся напряжением высшей нервной деятельности, ведет к нарушению регуляции практически всех функций организма, в том числе и вегетативных. Так, при хроническом стрессе развивается классическая триада его последствий: увеличение надпочечников, уменьшение размеров вилочковой железы и множественные точечные кровоизлияния в слизистой желудка. Первые два фактора обусловливают снижение иммунитета и «разрегулирование» обмена веществ, а последний – развитие заболеваний желудка. Поэтому закономерно, что при длительном психическом напряжении, сопровождающемся неврозом, у человека нарушается деятельность:
• сердечно‑сосудистой системы – на первых этапах развивается гипертония, а в последующем возможны стенокардия напряжения, инфаркт миокарда, мозговые инсульты и т.д.;
• самого мозга, что преимущественно связано с нарушением соотношения возбудительно‑тормозных процессов и контроля со стороны корковых центров за работой нижележащих отделов мозга;
• желудочно‑кишечного тракта со срывом нормальных механизмов выработки и состава пищеварительных соков, процессов переваривания и всасывания; точечные кровоизлияния в слизистой желудка и кишечника постепенно разрушают слизистый слой, и развивается гастрит, а затем – и язва;
• обмена веществ, из‑за чего развивается, в частности, сахарный диабет, и т.п.
Приведенный даже неполный перечень последствий невроза делает понятными разнообразные функциональные нарушения в системе органов, связанных с соответствующей частью мозга. Проявляются эти нарушения у разных людей по‑разному и прежде всего там, где есть какие‑то слабые места (обусловленные генетически, являющиеся следствием нарушения здорового образа жизни или их сочетанием). Чаще всего невротические состояния проявляются в резком снижении работоспособности, ухудшении сна, памяти, снижении аппетита; может нарушиться стабильность кровотока и давление крови, появляются головные боли и боли в разных органах. Если поначалу жалобы не подтверждаются данными объективных исследований, то при недостаточной или неквалифицированной медицинской помощи могут развиться органические заболевания: гипертония, инфаркт миокарда, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет и т.д. Не случайно поэтому клинические наблюдения показывают, что каждый второй пациент с жалобами на сердечно‑сосудистую, пищеварительную и другие системы нуждается в первую и главную очередь в помощи психотерапевта; после получения такой квалифицированной помощи часто необходимость посещения другого врача‑специалиста вообще отпадает.
Лечение неврозов представляет собой комплексный процесс, в котором наряду с ЛФК используются средства психотерапии, водолечение, пребывание больного на свежем воздухе в красивой местности, на берегу моря, озера. Основу же профилактики неврозов составляет регламентация образа жизни больного, при котором достигается адекватное соотношение между различными видами психических нагрузок, с которыми сталкивается головной мозг (включая профессиональные, бытовые, личностные и пр. обстоятельства), и условиями, способствующими полноценному восстановлению его работоспособности.
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура
- Аннотация
- Эдуард Наумович Вайнер Лечебная физическая культура Учебник
- Предисловие
- Раздел 1. Общие вопросы лечебной физической культуры
- 1.1. Лфк как медико‑педагогическая дисциплина
- 1.2. Показания и противопоказания к применению лфк
- 1.3. Движение и здоровье
- 1.3.1. Эволюционные предпосылки двигательной активности
- 1.4. Физиологические и патофизиологические основы лфк
- 1.5. Клинико‑физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 1.6. Средства лфк
- 1.7. Массаж в лфк
- 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
- 1.7.2. Основы классического ручного массажа
- 1.7.3. Точечный массаж
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 2. Основы методики лфк
- 2.1. Периодизация лфк
- 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
- 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
- 2.2.2. Нагрузки в лфк
- 2.3. Формы организации занятий лфк
- 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
- Контрольные вопросы по разделу
- Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
- 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
- 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
- Укрепление мышечного корсета
- 3.1.2. Лфк при плоскостопии
- Контрольные вопросы по теме
- 3.2. Лфк в травматологии
- 3.2.1. Общие основы травматологии
- 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
- Лфк при травмах мягких тканей
- Лфк при травмах костей
- Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
- Лфк при вывихах в плечевом суставе
- 3.3. Контрактуры и анкилозы
- 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
- 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
- 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
- Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
- Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
- Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
- Контрольные вопросы по теме
- Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
- 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
- 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
- Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
- 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
- Артериальная гипертензия (гипертония)
- Гипотоническая болезнь
- Атеросклероз
- Ишемическая болезнь сердца
- Инфаркт миокарда
- Контрольные вопросы по теме
- 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
- 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
- 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
- Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
- Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
- 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
- 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
- Сахарный диабет
- Ожирение
- Лечебная физкультура при ожирении
- Контрольные вопросы и задания по теме
- 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
- 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
- 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
- Гастрит
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Контрольные вопросы и задания по теме
- Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
- 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
- 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
- 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
- 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
- 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
- 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
- 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
- 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
- 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
- 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
- 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
- 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
- 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
- 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
- 5.7.2. Лфк при неврозах
- 5.8. Детский церебральный паралич
- 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
- 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
- 5.9. Лфк при нарушениях зрения
- 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
- 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
- 6.1. Состояние здоровья школьников в России
- 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
- 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
- 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
- 6.4.1. Организация работы руководителя смг
- 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
- Контрольные вопросы и задания по разделу
- Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная