Практическая работа на комплексе biopac. Физиология аэробных упражнений
Дыхательная и сердечно-сосудистая приспособляемость
Основные понятия:
Дыхательная приспособляемость к среднему уровню физических нагрузок –
1) Частота дыхания возрастает. В начале физических упражнений количество дыхательных
циклов резко увеличивается, затем медленно возрастает, выравнивается.
2) Глубина вентиляции возрастает.
3) Скорость потока вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при нагрузке увеличивается.
Сердечно-сосудистая приспособляемость к среднему уровню физических нагрузок –
1) Частота сердечных сокращений и количество поставляемой сердцем крови увеличиваются,
чтобы удовлетворить возросшие потребности тканей, затем частота сокращений сердца
стабилизируется.
2) По сравнению с покоем, расслабление желудочков (диастола) гораздо короче по времени,
тогда как сокращение (систола) почти такое же по продолжительности.
3) При повышенном кровотоке, больше крови перемещается к тем областям, в которых
наибольшая потребность в крови.
Чем более энергична и продолжительна активность, тем больше запасов энергии используется, возрастает кислородная задолженность, увеличивается нагрузка на сердце, лёгкие и мышцы. Как только активность прекращена, сердце и лёгкие в течение некоторого времени продолжают быстро работать, чтобы обеспечить организм недостающим кислородом. Кислород используется для пополнения запасов энергии, например, гликогена, и для преобразования накопленной молочной кислоты в другие вещества (возмещение кислородной задолженности, возникшей во время упражнений).
Помимо обеспечения кислородом и выведения продуктов обмена, кровь является главным транспортёром тепла. Скелетные мышцы, преобразуя химическую энергию в механическую работу, производят тепло. Для выведения из организма, тепло перемещается к поверхности кожи или лёгких, где используется для испарения жидкости. Во время упражнений превалирует необходимость обеспечивать кровью скелетные мышцы. После упражнений, большая часть крови может перенаправляться к коже, что проявляется в виде прилива крови к лицу человека, который только что закончил упражнения.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Зарегистрировать изменения в дыхании, электрической активности сердца, температуры поверхности тела (кожи), связанные с изменением уровней активности.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, датчик потока воздуха, одноразовый бактериальный фильтр, одноразовый или стерилизуемый загубник, одноразовый зажим для носа, датчик температуры, клейкая лента односторонняя, набор электродных проводов и 3 одноразовых виниловых электрода, электродный гель и спиртосодержащее очищающее средство для кожи.
ХОД РАБОТЫ: Включите компьютер. Подключите датчик потока воздуха к каналу 1 (СН 1). Набор электродных проводов к каналу 2 (СН 2). Датчик температуры к каналу 3 (СН 3). Включите блок BIOPAC. Выберите испытуемого, у которого нет сердечно-сосудистых или дыхательных заболеваний. Присоедините фильтр и загубник к датчику потока воздуха. Расположите 3 электрода на Испытуемом и присоедините к ним электродные провода. С помощью клейкой ленты закрепите датчик температуры на кончике пальца.
|
Запустите программу Biopac Student Lab. Выберите урок “L15-Aero-1” . Введите имя файла. Нажмите OK.
Калибровка. Испытуемый должен в расслабленном состоянии, с закреплённым зажимом для носа, дышать через датчик потока воздуха. Нажмите Calibrate. Процедура калибровки продлится 8 секунд и остановится автоматически. Запись «потока воздуха» должна отображать колебания сигнала, ЭКГ должна быть уменьшенной кривой с относительно ровной базисной линией, а регистрация «Температуры кожи» должна быть отражена практически прямой линией. При несоответствии нажмите Redo Calibration (Повторить Калибровку).
Регистрация данных.
Рассчитайте максимально допустимую частоту сердечных сокращений (МДЧСС) для Испытуемого при упражнениях: МДЧСС = 0,8 (220 – (возраст)). Присоедините фильтр и одноразовый или стерилизуемый загубник к датчику. Используйте индивидуальный зажим для носа и начинайте дышать через датчик, удерживая его в вертикальном положении.
Нажмите Record (Запись). С правой стороны окна появится гистограмма для слежения за частотой дыхания испытуемого. Испытуемый ждёт 5 секунд после начала записи, затем начинает выполнять упражнения в течение 5-ти минут. Регистратор (нажимая F9) вставляет метки, обозначая начало упражнений, изменения интенсивности, конец упражнений. Упражнения прерываются ранее 5-ти минут, если испытуемый почувствует головокружение или ЧСС испытуемого достигнет максимума. После упражнений регистрация продолжается ещё 5 минут.
Нажмите Suspend (Приостановить). Если Вы не точно следовали процедуре, нажмите на Redo (Повторно выполнить).
Нажмите Done (Готово). Для регистрации данных другого испытуемого выбрать опцию – “Record from another subject”.
Анализ данных.
Войдите в режим просмотра сохранённых данных (Review Saved Data) и выберите нужный файл. Канал СН 1 отображает поток воздуха, канал СН 2 – ЭКГ, канал СН 3 – температуру кожи, канал СН 41 – ЧСС. Установите каналы вычислений следующим образом: канал СН 41 – value (амплитуда сигнала в конечной точке, выделенного курсором участка), канал СН 1 – BPM (частота), канал СН 1 – max (максимальное значение амплитуды на выделенном курсором участке), канал СН 3 – value.
С помощью I-образного курсора выберите точку в 5-ти секундном интервале и запишите значения ЧСС и температуры тела. Выделите участок от начала одного вдоха до начала следующего вдоха и запишите величины частоты дыхания и максимального потока воздуха.
Перейдите к сегменту данных во время упражнений и сделайте измерения, необходимые для заполнения таблицы отчёта.
Перейдите к сегменту данных после упражнений и сделайте измерения, необходимые для заполнения таблицы отчёта.
ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата:
Имя испытуемого - Возраст-
Рост - Вес - Пол: Муж. / Жен.
Расчётная максимальная ЧСС: 0,8 * (220 – (возраст)) = ________________________
ДО УПРАЖНЕНИЙ
ЧСС | Частота дыхания | Поток воздуха | Температура кожи |
|
|
|
|
ВО ВРЕМЯ УПРАЖНЕНИЙ
Время | ЧСС | Частота дыхания | Поток воздуха | Температура кожи | |
(мин) | (сек) | ||||
0 | 0 |
|
|
|
|
30 |
|
|
|
| |
1 | 60 |
|
|
|
|
90 |
|
|
|
| |
2 | 120 |
|
|
|
|
150 |
|
|
|
| |
3 | 180 |
|
|
|
|
210 |
|
|
|
| |
4 | 240 |
|
|
|
|
270 |
|
|
|
| |
5 | 300 |
|
|
|
|
ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЙ
Время | ЧСС | Частота дыхания | Поток воздуха | Температура кожи | |
(мин) | (сек) | ||||
0 | 0 |
|
|
|
|
30 |
|
|
|
| |
1 | 60 |
|
|
|
|
90 |
|
|
|
| |
2 | 120 |
|
|
|
|
150 |
|
|
|
| |
3 | 180 |
|
|
|
|
210 |
|
|
|
| |
4 | 240 |
|
|
|
|
270 |
|
|
|
| |
5 | 300 |
|
|
|
|
4-е практическое занятие. Энергетический обмен.
Основной обмен. Физиологическая характеристика. Факторы, влияющие на его величину. Значение и методы определения основного обмена для клиники. Рабочий обмен. Энергетические затраты организма при разных видах труда.
Терморегуляция в организме человека. Пути теплопродукции и теплоотдачи. Особенности терморегуляции в различных климатических и производственных условиях.
Особенности обмена веществ и энергии у детей разного возраста. Терморегуляция у детей разного возраста.
Регуляция белкового, углеводного, жирового обмена.
Вопросы программированного контроля по теме занятия.
1. Как связана величина дыхательного коэффициента с объёмами выдыхаемого углекислого газа и
поглощённого кислорода?
2. Какой величине равен дыхательный коэффициент при преимущественном окислении углеводов,
белков, жиров?
3. Как изменяется дыхательный коэффициент во время и после прекращения мышечной работы?
4. Какой величине равен усреднённый дыхательный коэффициент?
5. Какое определение соответствует понятию калорический эквивалент кислорода?
6. Какой из отделов ЦНС играет особую роль в регуляции обмена энергии?
7. Какие гормоны особенно выражено усиливают обмен энергии?
8. Какие методы используют для определения энергообразования в организме?
9. В каком возрасте у человека наблюдается наибольшая и наименьшая интенсивность обмена
веществ?
10. Какие вещества обладают наибольшим специфически-динамическим действием?
11. Какие механизмы принимают участие в физической терморегуляции?
12. Как влияет на основной обмен эмоциональное возбуждение?
13. Какой фактор в наибольшей степени определяет уровень основного обмена?
14. Какие методы относятся к прямой и косвенной биокалориметрии?
15. Какие параметры учитывает таблица Гарриса-Бенедикта?
16. За какой промежуток времени определяется валовый обмен?
- Пособие для практических занятий по нормальной физиологии
- Физиология возбудимых тканей
- Практическая работа.
- Практические работы.
- 1. Приготовление нервно-мышечного препарата и препарата изолированной икроножной мышцы лягушки.
- 2. Сравнение возбудимости нерва и скелетной мышцы.
- 3. Зависимость амплитуды мышечных сокращений от силы раздражения.
- Практические работы.
- 1. Тетанус и его разновидности.
- Работы на комплексе biopac. Электромиография
- Электромиография 1
- Электромиография II
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений сердца лягушки по Энгельману.
- 2. Лигатуры Станниуса.
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений икроножной мышцы лягушки до и после блокады нервно-мышечного синапса.
- 2. Определение скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.
- Физиология центральной нервной системы (цнс)
- Практическая работа на комплексе biopac. Время реакции
- Практические работы.
- 1. Исследование сухожильных рефлексов.
- 2. Координационные пробы.
- Работы на комплексе biopac. Электроэнцефалография Типовые частоты и амплитуды ээг
- Электроэнцефалография 1
- Измерения амплитуд ээг
- Частота (Герц) ритмов
- Электроэнцефалография 2
- Практические работы.
- 1. Определение вегетативного индекса Кердо.
- 2. Определение минутного объёма (мо) крови непрямым способом Лилье - Штрандера и Цандера.
- 3. Коэффициент Хильдебранта.
- 4. Проба Даньини-Ашнера (глазосердечный рефлекс).
- 5. Клиностатическая и ортостатическая пробы.
- 6. Пробы Ортнера и Геринга.
- 7. Исследование дермографизма.
- Работы на комплексе biopac. Кожно-гальваническая реакция, полиграфия
- Биологическая обратная связь
- Физиология сенсорных систем (анализаторов)
- Практические работы.
- 1. Исследование остроты зрения.
- 2. Определение границ полей зрения.
- 3. Опыт с разделителем полей зрения.
- 4. Аккомодация глаза.
- 5. Слепое пятно (опыт Мариотта).
- 6. Исследование цветового зрения.
- 7. Исследование бинокулярного зрения и определение ведущего глаза.
- 8. Исследование зрачкового рефлекса у человека.
- Работа на комплексе biopac.
- Практические работы.
- 5. Динамометрия (определение остроты мышечного чувства).
- 6. Исследование тактильной чувствительности (эстезиометрия).
- Физиология высшей нервной деятельности (внд)
- Практические работы.
- 1. Исследование силы и подвижности нервных процессов у человека (исследование переключения внимания).
- 2. Роль динамического стереотипа в поведенческих реакциях человека (Опыт с зеркалом).
- 3. Исследование процессов концентрации внимания по тесту «Перепутанные линии»».
- 4. Исследование индивидуально- психологических свойств личности.
- 5. Определение степени соотношения у человека 1 и 2 сигнальных систем.
- 6. Исследование логического мышления.
- 7. Исследование зависимости характера человека от межполушарных взаимоотношений (тест – шутка).
- Практические работы.
- 1. Организация материала для запоминания (Примеры логической памяти)
- 2. Исследование механической кратковременной памяти
- 3. Определение эмоциональной направленности личности (тест Додонова)
- Физиология крови
- Практические работы.
- 1. Взятие капиллярной крови для исследования.
- 2. Определение гематокритного показателя с помощью центрифуги Шкляра.
- 3. Определение плотности (удельного веса) крови.
- 4. Определение скорости оседания эритроцитов (соэ) методом т.В.Панченкова.
- 5. Гемолиз.
- 6. Определение осмотической устойчивости эритроцитов.
- Практические работы.
- 1. Подсчёт эритроцитов в камере Горяева.
- 2. Определение содержания гемоглобина методом Сали.
- 3. Расчёт цветового показателя.
- 4. Подсчёт лейкоцитов в камере Горяева.
- Практические работы.
- 1. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 перекрёстным методом - стандартных сывороток и стандартных эритроцитов.
- 2. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 методом цоликлонов.
- 3.Определение резус-принадлежности крови методом стандартных цоликлонов.
- 4. Определение индивидуальной совместимости крови донора и реципиента по системе ав0.
- 5. Проведение биологической пробы.
- 6. Определение времени остановки кровотечения.
- 7. Определение времени свертывания крови.
- 8. Определение протромбинового времени.
- 9. Тромбоэластография.
- Физиология кровообращения
- Практические работы на комплексе biopac. Электрокардиограмма (экг) I
- Практическая работа на комплексе biopac. Тоны сердца
- Практическая работа на комплексе biopac. Кровяное давление
- Практическая работа на комплексе biopac. Экг и пульс.
- Физиология дыхания и основной обмен
- Практические работы. Опыт с задержкой дыхания.
- Работа на комплексе biopac. Респираторный цикл
- Практические работы.
- Работы на комплексе biopac. Лёгочная деятельность I
- Лёгочная деятельность II
- Практическая работа на комплексе biopac. Физиология аэробных упражнений
- Практические работы.
- 1. Расчет должного основного обмена по таблицам Гаррис-Бенедикта.
- 2. Определение отклонения от должного основного обмена по формуле Рида.
- 3. Решение задач по расчету основного и рабочего обмена.
- 4. Определение суточных энерготрат хронометражно-табличным способом.
- 5. Оценка состояния обмена веществ и энергии по индексу массы тела человека.
- Физиология пищеварения
- Практические работы.
- 2. Определение скорости слюноотделения.
- 3. Изучение свойств слюны.
- 4. Знакомство с основными принципами метода желудочного зондирования.
- 5. Электрогастрография у человека.
- Практическая работа.