logo search
ОЗЗ

Вопрос 69. Организация скорой медицинской помощи городскому и сельскому населению.

Согласно того же приказа основными функциями(задачами) службы скорой медицинской помощи являются:

— Оказание круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению, как на месте происшествия, так и на пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

— Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций (на догоспитальном этапе).

— Транспортировка больных по заявкам медицинских учреждений.

— Изучение причин, вызывающих необходимость оказания скорой медицинской помощи, и разработка мер по их устранению. Задачи специализированных бригад расширяются за счет:

— Осуществления методического руководства выездными бригадами, амбулаторными ЛПУ.

— Оказании консультативной помощи.

— Совершенствование методов экспресс-диагностики и оказания специализированной неотложной помощи на догоспитальном этапе.

Оказание помощи взрослому и детскому населению на дому при острых и обострениях хронических заболеваний, не угрожающих непосредственно жизни больного, является функцией амбулаторно-поликлинических учреждений.

Следовательно, эффективность работы службы скорой медицинской помощи зависит оттого, как на местах обеспечивается разделение функций между службой скорой медицинской помощи и амбулаторно-поликлиническими учреждениями.

Структура службы скорой медицинской помощи

В Российской Федерации предусмотрено существование службы скорой медицинской помощи в нескольких вариантах:

В населенном пункте с населением численностью до 50 тыс. чел. организуется отделение скорой медицинской помощи при больнице. Это тем более целесообразно в том случае, если в населенном пункте имеется один стационар и его главный врач является руководителем здравоохранения данного населенного пункта или сельского района.

В городах с численностью жителей свыше 50 тыс. человек станции скорой медицинской помощи создаются как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения.

В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются кроме того подстанции скорой медицинской помощи как подразделения станций.

Возглавляет станцию скорой медицинской помощи главный врач, который руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уставом станции скорой медицинской помощи, приказами и распоряжениями вышестоящего органа управления здравоохранением.

Главный врач станции скорой медицинской помощи осуществляет текущее руководство деятельностью станции на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным к его компетенции.

На должность главного врача станции скорой медицинской помощи назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело», «педиатрия», диплом, сертификат специалиста по организации здравоохранения, сертификат специалиста по скорой медицинской помощи, опыт лечебной и организаторской работы.

Основной структурной единицей станции (отделения) скорой медицинской помощи является выездная бригада, непосредственно оказывающая экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим. Работа выездных бригад обеспечивается различными подразделениями станции.

Структура станции скорой медицинской помощи может выглядеть следующим образом.

Технический отдел осуществляет административно-хозяйственные функции, обеспечивает связь между подразделениями. Обеспечение работы вычислительной техники возлагается также на этот отдел.

Кроме того, желательно функционирование территориального центра медицины катастроф (ТЦМК) в составе станции скорой медицинской помощи. Целесообразность такой структуры обусловлена следующими обстоятельствами:

— при возникновении чрезвычайной ситуации первый сигнал обычно поступает в адрес станции скорой медицинской помощи, в этом случае в распоряжении ТЦМК имеются все выездные бригады скорой медицинской помощи, кроме того:

— оптимизируется маневр выездными бригадами с помощью оперативного отдела станции;

— облегчается проведение учений и планирование ликвидации медицинских последствий чрезвычайной ситуации;

— нет необходимости расходов на содержание отдельных выездных бригад ТЦМК.

В зависимости от величины станции ее структура формируется в соответствии с местными условиями, и штатное расписание утверждается местным органом управления здравоохранением.

Например, если станция скорой медицинской помощи выполняет до 30000 выездов в год, то прием вызовов и оперативное управление выездными бригадами осуществляет 1 фельдшер по приему и передаче вызовов (из расчета — 1 круглосуточный пост на 30000 выездов в год). Следовательно, в этом случае штатное расписание оперативного отдела может максимально включать в себя 4,75 ставки фельдшеров (медсестер) по приему и передаче вызовов, 4,75 ставки старшего врача (1 круглосуточный пост на 20000 выездов в год) и 1 должность заведующего оперативным.отделом.

Для организации подстанций предусмотрен другой норматив — городе населением не менее 100000 с учетом протяженности и рельефа местности. Для уменьшения времени прибытия бригад скорой медицинской помощи к месту вызова целесообразно по местным условиям создание филиалов подстанций. В некоторых случаях по тем же соображениям оказывается необходимым решение вопроса о дислокации отдельных выездных бригад (у дорог с интенсивным движением транспорта, в промышленных зонах, в жилых кварталах).

О профиле бригад скорой медицинской помощи

В настоящее время в Российской Федерации в составе станций (отделений) скорой медицинской помощи существуют следующие виды выездных бригад:

Линейные врачебные бригады.

Линейные фельдшерские бригады.

Специализированные врачебные бригады.

Акушерские бригады. Бригады санитарного транспорта.

Выбор профиля бригад зависит от следующих обстоятельств:

— условий проживания и численности населения (сельская местность, малые города, средние и крупные города);

— наличия соответствующих контингентов больных (обращаемость и структура вызовов).

При определении соотношения бригад в первую очередь предлагается учитывать характеристику населенных пунктов (местностей). Исходя из обращаемости населения по приведенным в таблице поводам к вызовам, рассчитывается нужное количество тех или иных бригад.

При этом необходимо учитывать следующие принципиальные соображения:

1) врачебная помощь по качеству выше фельдшерской;

2) если врачебная бригада выполняет вызовы, не требующие врачебной помощи, то это быстро ведет к утрате квалификации;

3) работа фельдшерских бригад при любых обстоятельствах требует врачебного контроля.

Схема может быть адаптирована к местным условиям.

Основные требования к работе выездных бригад.

— оперативность;

— качественное оказание скорой медицинской помощи;

— взаимодействие с работниками других бригад скорой медицинской помощи, а также с сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных учреждений;

— качественное оформление медицинских документов.

— Оперативность работы выездных бригад предполагает, что:

— после получения вызова бригада выезжает в течение 1 минуты;

— прибывает к месту вызова по оптимальному маршруту и докладывает о прибытии в оперативный отдел;

— затрачивает минимальное время на качественное оказание помощи в полном объеме (объем помощи может быть сокращен только в условиях ЧС);

— о выполнении вызова докладывает немедленно. В понятие качественного оказания скорой медицинской помощи включается:

— правильное распознавание заболеваний и повреждений;

— выполнение необходимых лечебных мероприятий;

— верное тактическое решение.

Взаимодействие с работниками других бригад скорой медицинской помощи, а также и сотрудниками лечебно-профилактических и правоохранительных и других учреждений:

а) осуществляется в интересах как больного, так и работников выездной бригады;

б) требует неукоснительного исполнения должностных инструкций и других нормативных документов.

Качественное оформление медицинских документов подразумевает:

— полное описание в карте вызова анамнеза и данных объективного исследования больного, а также дополнительных исследований (электрокардиография, экспресс-тесты и др.);

— логичную и последовательную формулировку диагноза с учетом требований МБК.-10;

— запись времени осуществляется каждой лечебной процедуры;

— стандартные временные отметки от начала до окончания выполнения вызова;

— при доставке больного в стационар — обязательное заполнение сопроводительного листа форма 114/у) с кратким описанием «когда и что случилось?», состояние больного, оказанной помощи и (если есть) дополнительных сведений.