Вопросы 74 и 75. Система органов управления здравоохранением. Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края).
Понятие органов управления здравоохранением приводится в ФЗ «О здравоохранении в Российской Федерации», согласно которому органы управления здравоохранением– это федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области здравоохранения, а также органы управления медицинскими службами, перечень которых установлен настоящим этим законом.
Под органом управления здравоохранением следует понимать государственную организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, собственную компетенцию, закрепленную правовыми актами и призвана осуществлять повседневную управленческую деятельность по руководству отраслью здравоохранения в соответствии с установленным для него профилем и функциями.
Система органов управления здравоохранениемпредставлена федеральными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти, а также муниципальными органами местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности. Основными элементами системы органов управления здравоохранением являются подсистема государственного управления здравоохранением, состоящая из федеральных и органов управления здравоохранением субъектов РФ, а также подсистема муниципального управления здравоохранением, которую составляют муниципальные органы местного самоуправления. Рассмотрим каждую из указанных подсистем.
Подсистема государственного управления здравоохранением представлена федеральными органами управления здравоохранением и органами управления субъектов Федерации.
Федеральные органы управления здравоохранениемпризваны осуществлять управление здравоохранением на всей территории России. Общее руководство системой здравоохранения возложено на Президента РФ как гаранта защиты основных прав и свобод граждан РФ и Правительство РФ.
Президент РФпринимает нормативные акты по вопросам здравоохранения, определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области.
Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ.Полномочия Правительства РФ в социальной сфере закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 02.03.2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации».[162]В частности Правительство РФ осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения либо непосредственно учитывающие его важнейшие интересы; в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения; представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодные государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации органом управления здравоохранением, ответственным за организацию деятельности системы здравоохранения на федеральном уровне является Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое функционирует в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации”.
Общие положения
1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.
2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
3. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Здравоохранение относится к социальным системам, регулирование деятельности которых и управление осуществляется на межсекторальном уровне, то есть деятельность субъектов системы зависит от решений и политики различных министерств и ведомств федерального уровня.[167]Поэтому, осуществляя свою деятельность, Министерство здравоохранения РФ взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (Министерство финансов, м.обороны), органами местного самоуправления, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями и иными организациями. В данном случае речь идет об управленческих отношениях в сфере здравоохранения, формируемых не по вертикали власти, а по горизонтали.
В современных условиях рыночной экономики к системе органов управления здравоохранением можно отнести также Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования,так как свойственными им методами фонды активно участвуют в управлении здоровьем населения.
Активную роль в последнее время в регулировании вопросов здравоохранения, в первую очередь защиты прав медицинских работников, играют профсоюзы. Наиболее крупной и представительной организацией является Федерация независимых профсоюзов, в которую входит также профсоюз работников здравоохранения. Профсоюзы также участвуют в формировании политики и в управлении здравоохранением.
Для осуществления общественного контроля за деятельностью в области здравоохранения при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы в области здравоохранения. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов в области здравоохранения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Управление здравоохранением субъекта РФкак отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти по здравоохранению, образованным на основании распорядительного акта высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по здравоохранению входит в государственную систему здравоохранения субъекта Федерации и, являясь высшим управленческим отраслевым звеном в регионе, реализует государственную политику РФ и ее субъекта, организует выполнение федеральных и региональных программ, проводит анализ состояния здоровья населения и разрабатывает мероприятия по его улучшению, обеспечивает реализацию обязательного медицинского страхования, осуществляет региональную программу оказания медицинской и лекарственной помощи населению, разрабатывает социальные нормативы здравоохранения в регионе, координирует деятельной органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан и многое другое.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления в области здравоохранения законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности.
Помимо Министерств здравоохранения развития субъектов Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности.
Задача региональных отраслевых исполнительных структур – оказывать содействие Минздрав РФ в совершенствовании идеологии лечения, профессионализма, рыночного мировоззрения, ответственности за здоровье и др.
В муниципальных образованиях ответственными за организацию деятельности системы здравоохранения являются органы муниципального образования (подсистема муниципального управления) в области здравоохранения в соответствии с уставами муниципальных образований. К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за соблюдение законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи; формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; координация контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения и некоторые другие направления.
Функции управления выполняются также центральными муниципальными учреждениями здравоохранения такими как: центральная районная больница, центральная районная поликлиника и центральная городская больница.
Центральной районной больницейявляется районная больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением сельского административного района или одновременно функции органа управления здравоохранением сельского района и функции органа управления здравоохранением города.
Центральная районная поликлиникаорганизуется в сельском административном районе при отсутствии центральной районной больницы и выполняет функции органа управления здравоохранением района.
Центрального городской больницейявляется больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением города в городах республиканского, краевого, областного подчинения, не имеющих органов управления здравоохранением в городских районах.
Принципы деятельности органов управления здравоохранением:
Принцип законности. (деятельность не должна противоречить и подзаконным нормативным актам)
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (человек, его права и свободы - высшая ценность)
Принцип единства системы органов управления здравоохранением
Принцип федерализма (управление с учетом как общих интересов государства, так и специфики его составных частей – субъектов Федерации и муниципальных образований)
Принцип сочетания централизации и децентрализации
Наличиепринципа координации и взаимодействия с иными субъектами
Принцип гласности (обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти).
- Вопрос 1. Общественное здоровье и здравоохранения (Социальная медицина и организация здравоохранения) как наука и предмет её изучения.
- Вопрос 2. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.
- Вопрос 3. Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.
- Вопрос 4. Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программ и плана исследования.
- Вопрос 5. Этапы медико-статистического исследования. Генеральная и выборочная совокупности определения. Способы формирования выборочной совокупности.
- Вопрос 6. Этапы медико-статистического исследования. Способы сбора статистического материала. Понятие о единице наблюдения и учетном признаке.
- Вопрос №6
- Вопрос № 7
- Вопрос №8
- Вопрос №9
- Вопрос №10
- Вопрос №90
- 2.4. Система организации медицинской помощи населению
- Вопрос 11. Меры изменчивости вариант (амплитуда, среднеквадратичное отклонение, коэффициент вариации). Методика вычисления, сущность, оценка, применение.
- Вопрос 12. Средняя ошибка средней арифметической и относительной величин: методика вычисления сущность, оценка.
- 2. Определение доверительных границ.
- Вопрос 13. Достоверность разности средних и относительных величин: методика вычисления, оценка.
- Вопрос 14. Динамические ряды: определение, виды. Цель и способы выравнивания динамических рядов (показать на условном примере).
- Вопрос 15. Динамические ряды. Показатели динамики изучаемого явления: наименование, методика расчета, сущность (показать на условном примере).
- Вопрос 21. Смертность населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 5. Показатель структуры причин смерти:
- Вопрос 24. Перинатальная смертность: определение, основные причины, периоды, регистрация. Методика расчета показателей, уровни в России, оценка. Международные критерии живорождения и смертности.
- 1. Живорождение
- 2. Мертворождение
- 3. Масса и длина тела новорожденного (плода) при рождении.
- 4. Срок беременности (гестационный возраст).
- 5. Перинатальный период.
- 6. Неонатальный период.
- 7. В органах загс регистрации подлежат:
- Вопрос 25. Средняя продолжительность предстоящей жизни: определение, уровни в России и в других странах, факторы, формирующие уровень данного показателя. Понятие о геронтологии и гериартрии.
- Вопрос № 26. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10): структура, принципы построения, применения в медицинских учреждениях.
- Вопрос №28.
- Вопрос №30. Заболеваемость населения по данным госпитализации: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Вопрос №87. Современные проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики.
- Вопрос 31. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (звут): задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Вопрос 32. Заболеваемость по данным медицинских осмотров населения. Регистрация. Виды медосмотров и их задачи. Методика вычисления показателей.
- Вопрос 33. Заболеваемость населения по данным изучения причин смерти: регистрация, уровни. Структуры причин смерти населения России.
- Часть Iмедицинского свидетельства предназначена для заболеваний, связанных с последовательным рядом событий, непосредственно приведших к смерти.
- Часть II– для состояний, сопутствующих смерти, но не связанных с патологическим состоянием, приведшим к ней.
- Вопрос 34. Физическое развитие как показатель здоровья населения: методы изучения и оценки.
- Вопрос 35. Экспертиза трудоспособности (врачебно-трудовая экспертиза): основные задачи. Нетрудоспособность: определение, виды. Понятие медицинских и социальных критериев.
- Вопрос №36
- Вопрос № 37
- Вопрос № 38.
- Вопрос № 39.
- Вопрос № 40
- Вопрос №36
- Вопрос № 37
- Вопрос № 38.
- Вопрос № 39.
- Вопрос № 40
- Вопрос 51. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому (взрослому) населению. Городская поликлиника: задачи, структура, штаты и организация работы.
- Вопрос 52. Организация работы и функции врача-участкового терапевта.
- Вопрос 53. Показатели деятельности городской поликлиники: методика их вычисления и оценки.
- Вопрос54. Диспансеры: виды, структура, Общие принципы работы.
- Вопрос55. Диспансеризация населения: этапы, группы учета, документация. Применение автоматизированных скрининговых систем в диспансеризации населения.
- Вопрос 57 Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- Вопрос 58 Организация работы и функции врача–ординатора больницы.
- Вопрос 59 Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- Вопрос 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Вопрос 92 воз : задачи,структура, направления деятельности.
- Вопрос 57 Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- Вопрос 58 Организация работы и функции врача–ординатора больницы.
- Вопрос 59 Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- Вопрос 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Вопрос 92 воз : задачи,структура, направления деятельности.
- Вопрос 66. Стационар детской больницы: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Вопрос 67. Организация акушерско-гинекологиечской помощи. Женская консультация: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Женская консультация.
- Вопрос 68. Стационар объединенного родильного дома: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Вопрос 69. Организация скорой медицинской помощи городскому и сельскому населению.
- Вопрос 70. Организация санаторно-курортной помощи населению. Порядок направления больных на сан.-кур. Лечение.
- Вопрос 72. Федеральная государственная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора): структура, функции, направления деятельности.
- Минздрав
- Вопросы 74 и 75. Система органов управления здравоохранением. Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края).
- Вопрос 73. Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.
- Вопрос 77. Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
- Вопрос 78. Экономика здравоохранения: предмет ее изучения, значение в современных условиях
- Вопрос 79. Виды эффективности здравоохранения и их показатели.
- 1 Статья. Зарплата