Вопрос 51. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому (взрослому) населению. Городская поликлиника: задачи, структура, штаты и организация работы.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) - является первым уровнем контакта населения с системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья.
Организация деятельности АПУ (амбулаторно-поликлинических учреждений) базируется на 4 основных принципах:
1. Участковость – закрепление за поликлиникой определенного участка.
2. Преемственность и этапность в лечении (поликлиника – первый этап, в стационар пациенты попадают по направлению врача.)
3. Профилактическая направленность, реализуется с помощью комплекса мер, направленных на предупреждение заболевания (диспансеризация, школы здоровья, прививки и т.п.)
4. Доступность – т.е. в нее можно в любой момент беспрепятственно попасть.Городская поликлиника – многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать медицинскую помощь населению в возрасте 18 лет и старше на догоспитальном этапе и осуществлять мероприятия по оздоровлению населения. По организационному принципу поликлиники делятся на объединенные со стационаром и не объединенные со стационаром.
По мощности поликлиники делятся на 5 категорий в зависимости от числа посещений в смену или числа обслуживаемого населения:
1 категория – 1200 посещений в смену (обслуживает 100 -120 тыс. населения),
2 категория – 750-1200 посещений в смену (80-100тыс. населения)
3 категория – 500-750 посещений в смену (50-79 тыс. населения),
4 категория – 250-500 посещений в смену (18-49 тыс. населения),
5 категория – до 250 посещений в смену (до 17000 обслуживаемого населения)
Режим работы поликлиники устанавливает местный орган власти, на территории которого располагается медицинское учреждение, при этом исходят из возможности населения посещать поликлинику в свободное от работы время. Наиболее рациональным графиком работы городской поликлиники следует считать работу учреждения в будние дни с 800 до 20 часов, а в субботние, воскресные и праздничные дни с 900 до 16-18 часов. Предпочтительным для городской поликлиники является режим шестидневной рабочей недели, который создает более благоприятные условия для равномерного распределения посещаемости по дням недели. В субботние дни прием больных в поликлинике осуществляется дежурным терапевтом, врачами-специалистами и вспомогательной лечебной и диагностической службой.
Основные задачи поликлиники:
• Оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в поликлинике и на дому.
• Организация и проведение профилактических мероприятий – диспансеризация населения, санитарно-просветительная работа, пропаганда здорового образа жизни, противоэпидемические мероприятия.
• Качественное проведение клинико-экспертной работы - экспертиза временной и выявление признаков стойкой нетрудоспособности.
• Своевременная госпитализация лиц, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием.
• Соблюдение преемственных связей с другими ЛПУ.
Осуществляя эти задачи, городская поликлиника оказывает первую и неотложную медицинскую помощь больным при острых и внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях; оказывает врачебную помощь на дому больным, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить поликлинику, нуждаются в постельном режиме, систематическом наблюдении врача или госпитализации; проводит раннее выявление заболеваний (квалифицированное и полное обследование обратившихся в поликлинику): оказывает своевременную и квалифицированную врачебную помощь населению (на амбулаторном приеме и на дому): своевременно госпитализирует лиц, нуждающихся в стационарном лечении, максимально полно обследуя их предварительно в соответствии с профилем заболевания; проводит восстановительное лечение больных, все виды профилактических осмотров, диспансеризацию, в т.ч. отбор лиц (здоровых и больных), подлежащих динамическому наблюдению; осуществляет динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. Совместно с ЦГСЭН проводит комплекс противоэпидемических мероприятий (вакцинация, раннее выявление больных инфекционными болезнями, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с такими больными, реконвалесцентами и др.). Проводит экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности (выдача и продление листка нетрудоспособности, рекомендации по рациональному трудоустройству и др.), а также направляет в бюро медико-социальной экспертизы лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности.
Структура городской поликлиники включает:
1. блок управления
Кабинет главного врача
Кабинет заместителя главного врача
Кабинет главной медсестры
2. регистратура
3. лечебно-профилактический блок
Каб участковых терапевтов
Каб участковых хирургов
Каб разных специалистов
Манипуляционные, процедурные
Прививочный каб
Лфк
Каб инфекционных заболеваний
Диспансерное отделение
4.лабораторо-диагостический блок
Лаборатория, узи, экг и т.п.
5. вспомогательный блок
Аптека, цсо
6. административно-хозяйственный блок
Бухгалтерия, канцелярия, обслуживающий персонал, склады
Если поликлиник аобъединена со стационаром, то руководит не главный врач, а
зам. главного врача по поликлинике.
А это для общего развития
Лечебно-профилактическая часть поликлиники начинается с регистратуры. В регистратуре организуется предварительная и неотложная запись больных на прием к врачам как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону, обеспечивается регулирование потока обращающихся за медицинской помощью с целью создания равномерной нагрузки врачей.
Осуществляется своевременная подборка и доставка медицинских карт в кабинеты врачей, правильная раскладка медицинских карт в картохранилище. Регистраторы заполняют лицевую часть медицинских карт, следят за их эстетическим видом. Ведется книга записи вызовов на дом, контролируется своевременность взятия вызовов врачами. В регистратуре пациенты поликлиники получают информацию о времени приема врачей всех специальностей, о порядке работы поликлиники, о правилах вызова врача на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам, о правилах подготовки к исследованиям, о времени и месте приема населения главным врачом и его заместителями; адреса аптек, поликлиник и стационаров, оказывающих экстренную врачебную помощь населению в вечернее и ночное время.
Основным и в большинстве случаев первым врачом в поликлинике, к кому обращается пациент, является участковый врач-терапевт. На должность врача-терапевта участкового назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия" и сертификат специалиста по специальности "Терапия" — приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. № 765. Врач-терапевт участковый осуществляет свою деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения: поликлиниках; амбулаториях; стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения; других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.
Работа большинства амбулаторно-поликлинических учреждений в нашей стране строится по участковому принципу. Вся территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на участки, за каждым из которых закрепляются участковый врач и участковая медицинская сестра. Организация врачебного участка создает благоприятные условия для эффективной лечебно-профилактической работы. Участковый врач имеет возможность знать не только больного, но и его семью, в течение длительного времени в динамике следить за состоянием здоровья проживающих на участке, рассматривать заболеваемость в связи с конкретными условиями труда и быта, что необходимо для осуществления лечебно-оздоровительных мероприятий. Участки формируются исходя из нормативов численности населения на участок. Нормативы участковости: для терапевта — 1700 жителей 18 лет и старше; для врача общей практики — 1500 жителей 18 лет и старше; для семейного врача — 1200 человек всех возрастов.
Медицинскую помощь на дому оказывают все врачи поликлиники по графику в пределах месячной нормы рабочего времени. Объем помощи на дому, а также контингент лиц, осуществляющих лечение в домашних условиях, во многом зависят от наличия различных организационных форм оказания помощи на дому - стационар на дому, отделения (пункты) неотложной помощи, отделения ухода за больными и престарелыми, краткосрочные или дневные стационары с последующим долечиванием больного на дому. Подавляющее большинство пациентов поликлиники, обращающихся за помощью на дому, являются больными терапевтического профиля. Длительность и характер лечения на дому зависят от состояния больного. При острых заболеваниях врач чаще всего ограничивается 1—2 посещениями, в дальнейшем переводя больного на амбулаторное лечение в поликлинику. Однако следует помнить, что практика преждевременного перевода больных с острыми заболеваниями с домашнего режима на амбулаторный грозит возникновением осложнений и развитием хронических форм заболевания. Необходимо также учитывать, что, несмотря на более высокую стоимость одного врачебного посещения на дому, по сравнению с поликлиническим приемом, правильная организация лечебно-диагностического процесса, в том числе и на дому, позволяет быстрее добиться положительных результатов и тем самым способствует большей экономической эффективности в целом. Во время обострения хронических заболеваний посещения на дому нередко принимают характер систематического лечения, в ряде случаев максимально приближенного к условиям стационара. В данной ситуации особенно важно организовать полноценное обследование больного, своевременное и регулярное выполнение на дому всех назначений, а при необходимости — уход за больным силами родственников, медперсонала, работников учреждений социального обеспечения.
Соотношение острых и хронических заболеваний, послуживших причиной обращения за помощью на дому, различается по сезонам года. В летний период значительную часть визитов на дом участковых терапевтов составляют посещения лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в основном сердечно-сосудистыми, органов дыхания и нервной системы. Удельный вес вызовов врача на дом в связи с острыми заболеваниями заметно возрастает осенью и зимой. О качестве работы врача на участке в известной степени можно судить по повторным посещениям больных на дому. Активные посещения, выполняемые по инициативе лечащего врача, свидетельствуют о правильной организации помощи на дому. Повторные вызовы врача при одном и том же заболевании, особенно обращения за скорой и неотложной помощью, чаще всего связаны с неадекватностью назначенного лечения, недооценкой врачом тяжести состояния больного, неправильным планированием сроков повторных активных посещений.
На средний медперсонал могут быть возложены повторные посещения для проверки соблюдения больным постельного режима, выполнения назначенного лечения. Большая роль принадлежит среднему медперсоналу в осуществлении такой активной формы посещений на дому, как патронаж, особенно одиноких престарелых граждан, больных со злокачественными новообразованиями. Эффективность профилактической и лечебной работы во многом определяется взаимоотношениями медперсонала и пациента, умением врача и медсестры найти пути воздействия на образ жизни больного или здорового человека. Поэтому следует шире использовать каждое посещение на дому для проведения профилактической работы в семье, бесед с родственниками пациентов, разъяснения им особенностей психологии больных, ухода за ними, обучения проведению реабилитационных мероприятий на дому.
Помощь на дому в вечернее и ночное время жителям микрорайона, обслуживаемого поликлиникой (или несколькими поликлиниками), оказывает отделение неотложной медицинской помощи, организуемое в одной из поликлиник. Решением местного органа здравоохранения оказание неотложной помощи в вечернее и ночное время может быть полностью возложено на централизованную службу скорой медицинской помощи.
Дневной стационар — прогрессивная и эффективная форма оказания квалифицированной медицинской помощи больным, позволяющая проводить лечение на уровне стационара без госпитализации больного. Дневной стационар может быть организован на 5—25 и более коек, работать как в одну, так и в две-три смены. Он обеспечивает лечение лиц с хронической патологией и некоторыми острыми заболеваниями. В дневных стационарах хирургического профиля могут проводиться операции по поводу удаления доброкачественных опухолей мягких тканей, грыж; ортопедические вмешательства. В условиях дневных стационаров проводят обследование больных: фонокардиография, урография, эндоскопия и т.п. Число работающих врачей, среднего медицинского и другого персонала, перечень необходимого оборудования устанавливает руководитель учреждения. Достаточно эффективно лечение в дневных стационарах больных с заболеваниями сосудов нижних конечностей, хроническими заболеваниями органов дыхания и пищеварения, последствиями перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения и др. Транспортировка больных в дневной стационар может быть организована транспортом поликлиники по медицинским показаниям. Дневными стационарами широко используются физиотерапия, бальнеологическое лечение, грязелечение, массаж, лечебная физкультура и другие виды восстановительного лечения. Средняя длительность пребывания больных в дневном стационаре составляет 10-12 дней.
Стационар на дому организуют с целью лечения больных, которые страдают хроническими заболеваниями и в силу социально-бытовых причин отказываются от госпитализации. Лечение проводит врач поликлиники, посещающий больного на дому не реже 3 раз в неделю, его назначения выполняет средний медицинский персонал.
Анализируют деятельность поликлиники по годовому отчету. Начинать анализ работы поликлиники следует с определения объема её деятельности, динамики и структуры посещений (профилактические, по поводу заболеваний). Очень важно установить численность населения, приходящегося на один врачебный участок, укомплектованность штатов, а также фактическую нагрузку врачей. По данным поликлиники, имеется возможность изучать заболеваемость населения, а также организацию профилактической работы и её результаты.
- Вопрос 1. Общественное здоровье и здравоохранения (Социальная медицина и организация здравоохранения) как наука и предмет её изучения.
- Вопрос 2. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.
- Вопрос 3. Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.
- Вопрос 4. Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программ и плана исследования.
- Вопрос 5. Этапы медико-статистического исследования. Генеральная и выборочная совокупности определения. Способы формирования выборочной совокупности.
- Вопрос 6. Этапы медико-статистического исследования. Способы сбора статистического материала. Понятие о единице наблюдения и учетном признаке.
- Вопрос №6
- Вопрос № 7
- Вопрос №8
- Вопрос №9
- Вопрос №10
- Вопрос №90
- 2.4. Система организации медицинской помощи населению
- Вопрос 11. Меры изменчивости вариант (амплитуда, среднеквадратичное отклонение, коэффициент вариации). Методика вычисления, сущность, оценка, применение.
- Вопрос 12. Средняя ошибка средней арифметической и относительной величин: методика вычисления сущность, оценка.
- 2. Определение доверительных границ.
- Вопрос 13. Достоверность разности средних и относительных величин: методика вычисления, оценка.
- Вопрос 14. Динамические ряды: определение, виды. Цель и способы выравнивания динамических рядов (показать на условном примере).
- Вопрос 15. Динамические ряды. Показатели динамики изучаемого явления: наименование, методика расчета, сущность (показать на условном примере).
- Вопрос 21. Смертность населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 5. Показатель структуры причин смерти:
- Вопрос 24. Перинатальная смертность: определение, основные причины, периоды, регистрация. Методика расчета показателей, уровни в России, оценка. Международные критерии живорождения и смертности.
- 1. Живорождение
- 2. Мертворождение
- 3. Масса и длина тела новорожденного (плода) при рождении.
- 4. Срок беременности (гестационный возраст).
- 5. Перинатальный период.
- 6. Неонатальный период.
- 7. В органах загс регистрации подлежат:
- Вопрос 25. Средняя продолжительность предстоящей жизни: определение, уровни в России и в других странах, факторы, формирующие уровень данного показателя. Понятие о геронтологии и гериартрии.
- Вопрос № 26. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10): структура, принципы построения, применения в медицинских учреждениях.
- Вопрос №28.
- Вопрос №30. Заболеваемость населения по данным госпитализации: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Вопрос №87. Современные проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики.
- Вопрос 31. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (звут): задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Вопрос 32. Заболеваемость по данным медицинских осмотров населения. Регистрация. Виды медосмотров и их задачи. Методика вычисления показателей.
- Вопрос 33. Заболеваемость населения по данным изучения причин смерти: регистрация, уровни. Структуры причин смерти населения России.
- Часть Iмедицинского свидетельства предназначена для заболеваний, связанных с последовательным рядом событий, непосредственно приведших к смерти.
- Часть II– для состояний, сопутствующих смерти, но не связанных с патологическим состоянием, приведшим к ней.
- Вопрос 34. Физическое развитие как показатель здоровья населения: методы изучения и оценки.
- Вопрос 35. Экспертиза трудоспособности (врачебно-трудовая экспертиза): основные задачи. Нетрудоспособность: определение, виды. Понятие медицинских и социальных критериев.
- Вопрос №36
- Вопрос № 37
- Вопрос № 38.
- Вопрос № 39.
- Вопрос № 40
- Вопрос №36
- Вопрос № 37
- Вопрос № 38.
- Вопрос № 39.
- Вопрос № 40
- Вопрос 51. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому (взрослому) населению. Городская поликлиника: задачи, структура, штаты и организация работы.
- Вопрос 52. Организация работы и функции врача-участкового терапевта.
- Вопрос 53. Показатели деятельности городской поликлиники: методика их вычисления и оценки.
- Вопрос54. Диспансеры: виды, структура, Общие принципы работы.
- Вопрос55. Диспансеризация населения: этапы, группы учета, документация. Применение автоматизированных скрининговых систем в диспансеризации населения.
- Вопрос 57 Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- Вопрос 58 Организация работы и функции врача–ординатора больницы.
- Вопрос 59 Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- Вопрос 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Вопрос 92 воз : задачи,структура, направления деятельности.
- Вопрос 57 Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- Вопрос 58 Организация работы и функции врача–ординатора больницы.
- Вопрос 59 Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- Вопрос 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Вопрос 92 воз : задачи,структура, направления деятельности.
- Вопрос 66. Стационар детской больницы: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Вопрос 67. Организация акушерско-гинекологиечской помощи. Женская консультация: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Женская консультация.
- Вопрос 68. Стационар объединенного родильного дома: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Вопрос 69. Организация скорой медицинской помощи городскому и сельскому населению.
- Вопрос 70. Организация санаторно-курортной помощи населению. Порядок направления больных на сан.-кур. Лечение.
- Вопрос 72. Федеральная государственная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора): структура, функции, направления деятельности.
- Минздрав
- Вопросы 74 и 75. Система органов управления здравоохранением. Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края).
- Вопрос 73. Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.
- Вопрос 77. Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
- Вопрос 78. Экономика здравоохранения: предмет ее изучения, значение в современных условиях
- Вопрос 79. Виды эффективности здравоохранения и их показатели.
- 1 Статья. Зарплата