42.Невротические состояния у детей (неврозы, психопатии). Причины, профилактика.
Нарушения высшей нервной деятельности
Нормальное развитие детей и подростков возможно при создании оптимальных условий среды его обитания, включая содружества педагогов, психологов, физиологов, медиков и гигиенистов. Патологические изменения ВНД у детей и подростков могут быть связаны как со структурными повреждениями нервных клеток, так и с функциональными расстройствами их деятельности, что называют неврозами.
Учитель и воспитатель нередко встречается с различными проявлениями невротических реакций, поэтому должен знать их природу и особенности протекания у детей и подростков, с целью их профилактики.
Неврозы — группа заболеваний, характеризующаяся функциональными расстройствами нервной системы. Невроз является выражением реакции личности на длительное действие неблагоприятных травмирующих факторов. В основе любого невроза лежит неудовлетворенная потребность организма, и как результат этого — нарушение баланса процессов торможения и возбуждения, а также их подвижности.
И.П. Павлов выделил 3 механизма развития неврозов.
1. Перенапряжение процесса внутреннего торможения (потребности организма подавляются условными тормозными рефлексами, так называемое «запретное воспитание» — все нельзя, недопустимо, неприлично и т. д.).
2. Перенапряжение процессов возбуждения (так называемое «вседозволенное воспитание», когда все можно и слово «нельзя» вообще не существует и на него не сформирован условный тормоз-ный рефлекс).
3. Перенапряжение подвижности (сменяемости) процессов возбуждения и торможения (так называемое «разнонаправленное воспитание» в семье или семья — школа, семья — общество).
Условия, влияющие на развитие невроза:
1) дефекты воспитания (запретное, вседозволенное, разнонаправленное);
2) сложные отношения в семье (конфликты, ссоры);
3) непонимание потребностей ребенка;
4) перенесенные тяжелые болезни (болезни и травмы мозга, интоксикации, нейроинфекции);
5) нарушение режима, ведущее к переутомлению;
о) ситуации, которые сопровождаются отрицательными эмоциями: чувства гнева, страха, несправедливости, отсутствие любви в
семье.
90
Наиболее часто встречаются следующие разновидности невро-
зов: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Иногда сюда относят и психастению.
Неврастения характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при этом страдают процессы условного (внутреннего) торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные, физические нагрузки и длительно травмирующие психику ситуации. Проявления неврастении: расстройства сна, аппетита, низкая работоспособность, суетливость и неловкость движений, а также вегетативные нарушения: потливость, сердцебиения, аритмии, боли в сердце, непереносимость звуков, запахов, головные боли, нарушения секреторной и моторной деятельности пищеварительной системы и др.
Неврозы навязчивых состояний характеризуются навязчивыми мыслями, страхами, движениями или влечениями. Возникают у людей с тревожно-мнительным характером, неуверенных, робких, нерешительных, застенчивых. В результате ослабления процессов торможения, образовавшиеся ненужные рефлексы не угасают (помнятся) или угасают (забываются) очень медленно, что выражается в сохранении застойных очагов возбуждения.
Различают следующие разновидности неврозов навязчивых состояний: двигательные навязчивости (нервные тики, шмыганье носом); конкретные чувственные навязчивости (воспоминания, страхи, желания, влечения, ритуалы, воспроизведения мелодии, слов, счет); отвлеченные абстрактные навязчивости (мысли по типу: «а что было бы, если бы...», бесплодное мудрствование, «умственная жвачка»).
Общим признаком для всех состояний.является постоянство симптомов, их повторяемость, невозможность освободиться от них усилием воли. Невроз сопровождается вегетативными нарушениями: потеря аппетита, расстройство сна, изменение настроения, повышенная раздражительность, снижение работоспособности.
Истерия связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы. Развивается у людей со слабым типом ВНД и психопатическими чертами личности под влиянием психической травмы или как результат неправильного воспитания (вседозволенность). К истерии склонны люди с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, эгоцентристы, имеющие желание и привычку быть в центре внимания.
Проявления истерии многообразны и изменчивы. Для нее характерны: яркость, театральность, наигранность поведения, неглубокие поверхностные чувства, противоречивое поведение. Истерические припадки разнообразны, но возникают при наличии аудитории и зрителей, а продолжительность их зависит от реакции
91
последних. Сознание всегда сохранено. При истерии возможны двигательные нарушения (параличи, контрактуры), речевые (заикание, мутизм, афония), приступы гнева, злости, случаи слепоты и глухоты и т. д. Эти люди склонны к лживости, могут играть роль и героя, и жертвы. Во всех своих неудачах винят окружающих и только ради оригинальности могут высказывать необычные мысли.
Психастения характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому такие дети отличаются бедностью влечений и эмоций и склонностью к бессмысленному мудрствованию.
Описанные виды неврозов характерны для юношеского и подросткового возрастов, а у детей обычно наблюдаются различные невротические реакции:
• психомоторные расстройства (двигательное беспокойство или скованность);
• явления страха;
• вегетативные расстройства: пищеварения, сосудистые нарушения (обмороки, головокружения), недержание мочи и кала.
Особенно часто невротические расстройства и различные психические заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в период полового созревания (12—15 лет). Чем старше ребенок, тем невротические симптомы становятся более стойкими, обретая качества, типичные для неврозов зрелого возраста. Указанные возрастные периоды называют кризисными или критическими и требуют осторожного проведения учебно-воспитательной работы, так как неадекватное отношение к детям и подросткам в этом возрасте может провоцировать развитие психического заболевания.
Высокий уровень адаптации организма к природным факторам среды, а также социальная сущность, значимость человека и возможность его существования в обществе обусловлена возможностью формирования у него в процессе жизни индивидуальных условных рефлексов, их многообразием, прочностью и подвижностью.
Человек, живущий в сообществе, является по своей природе существом социальным, для которого обязательным условием жизни является взаимодействие с социальными факторами, т. е. правилами поведения, нормами жизни и законами общества (социальные константы).
Следует подчеркнуть, что именно XX столетие характеризуется большой изменчивостью факторов внешней среды как природных, так и социальных. Технический прогресс привнес в природную среду обитания человека огромное количество факторов, ранее не имевших место: появились новые виды энергии, источники радио-электромагнитных волн, мощные источники шума, света, огромное количество новых химических веществ и их соединений и т. д. 92
Весьма изменчивой и предъявляющей человеку все более высокие требования является сегодня и социальная среда. Современный человек, независимо от своих индивидуальных и возрастных особенностей, практически с самого рождения и до смерти должен включаться в общий ритм жизни. Чтобы обеспечить себе достойное существование в обществе, ему необходимо владеть обширным и постоянно меняющимся объемом современных знаний, умений, навыков, а также усвоить и жить по изменяющимся законам общества.
Скорость изменений как природной, так и социальной сред в несколько раз превышает возможную скорость адаптации человеческого организма, что может приводить к срыву механизмов адаптации и возникновению ряда болезней, которых или не было ранее, или они были весьма редкими. К таким заболеваниям, прежде всего, относятся болезни сердечно-сосудистой и иммуноэндокрин-ной систем (злокачественные новообразования, болезни аллергической природы) и т. д.
Если с позиций физиологии высшей нервной деятельности рассмотреть проблемы человека, связанные с его здоровьем (постоянство биологических или социальных констант), то все они сводятся к приобретенному опыту индивидуума (набору условных рефлексов той или иной степени сложности), который направлен на оказание положительного влияния на его биологическое и социальное существование.
Неправильно сформированные и малоподвижные положительные условные рефлексы наших знаний, умений и навыков профессиональной, семейной и других сторон социальной жизни человека часто приводят к конфликтам в семье, на работе, а также к отсутствию семьи, работы и т. д. С другой стороны, человек, обладающий способностями своей высшей нервной деятельности к быстрому формированию новых и замене старых условных рефлексов, т. е. запоминать новую и забывать старую информацию, обладает значительно более широкими возможностями адаптации к внешней среде, что обеспечивает его успешную карьеру, отсутствие конфликтов с отдельными людьми и государством, покой и взаимопонимание в семье и школе.
Условные рефлексы, образованные у человека в процессе его жизни под влиянием воспитания семьи, школы, общества, самовоспитания, могут быть управляемыми, т. е. могут быть направлены не на удовлетворение, а на временное подавление безусловных рефлексов (хочется, но нельзя), т. е. на подавление естественных биологических потребностей человека, что формирует в организме систему приспособительных реакций (тормозных условных рефлексов), направленных на адаптацию к условиям жизни, когда удов-
• 93
летворение в полной мере биологических потребностей (пищевых, половых, оборонительных и т. д.) является временно невозможным.
Однако невозможность достижения полезного результата может вести к возникновению ряда заболеваний физического, психического или социального характера.
Такое понимание проблем современного человека показывает, насколько велика роль личности в формировании здоровья. Умение управлять своими рефлексами как положительными, так и отрицательными через те или иные поведенческие реакции, определяемые акцептором результата поведения, лежит в основе возможности научить человека управлять своим здоровьем. Познать себя и увеличить продолжительность активного долголетия является задачей современного человека, заключенного в тиски все возрастающей зависимости от других людей и многочисленных факторов и условий среды его обитания.
Формирование той или иной поведенческой реакции человека осуществляется по определенной схеме, которая учитывает индивидуальные и возрастные особенности, окружающую обстановку, реально существующие потребности и достигнутый результат. Индивидуальные особенности поведенческих реакций, направленных на удовлетворение той или иной биологической или социальной потребности, характеризуют личность данного человека, т. е. его высшую нервную деятельность.
Поведение человека (и населения в целом) в конечном итоге направлено на сохранение своего здоровья путем соблюдения здорового образа жизни.
Так, для сохранения своего здоровья (жизни) человек должен питаться, т. е. удовлетворять врожденную пищевую потребность; для сохранения вида (Homo sapiens) должен размножаться, т. е. удовлетворять врожденную половую потребность и потребность воспитать ребенка, для ориентирования во времени и пространстве должен учиться, т. е. удовлетворять врожденную познавательную потребность; для создания условий обитания и жизни (дом, одежда, обработка земли и т. д.) должен работать, т. е. удовлетворять социальную потребность, сочетающуюся с потребностью в мышечном движении, и т. д.
Отсюда — здоровый образ жизни может определяться как индивидуальная система поведения, направленная на рациональное удовлетворение врожденных биологических и социальных потребностей, вызывающих при этом положительные эмоции и способствующих профилактике болезней и несчастных случаев.
- 1. Понятие здоровья. Группы здоровья. Показатели здоровья. Роль учителя в формировании здорового образа жизни.
- Показатели индивидуального здоровья:
- Сохранение, поддержание здоровья обусловлено:
- 3. Сосудистые нарушения (обморок, коллапс). Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи.
- 4. Кома: диабетическая, гипогликемическая. Причины. Меры неотложной помощи.
- 5. Гипертонический криз. Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи.
- 6. Бронхиальная астма. Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи.
- 7. Пути введения лекарственных веществ. Подготовка и техника инъекции.
- Компрессы.
- 10.Острый гастрит. Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи. Техника промывания желудка.
- 15. Неотложная помощь при укусах змей и насекомых, синдроме укачивания.
- 16. Эпилепсия. Причины, симптомы, неотложная помощь.
- 17. Понятие о травмах. Виды травм.
- 18.Переломы. Виды. Меры неотложной помощи.
- 19. Кровотечения. Виды. Способы остановки кровотечения.
- Остановка кровотечения из носа; после удаления зуба; из наружного слухового прохода.
- 20. Раны, их виды. Меры оказания неотложной помощи.
- 21. Понятия о группах крови и резус факторе. Донорство. Реанимация. Неотложная помощь при утоплении, повешении, электрошоке и т.Д.
- Реанимация (оживление)
- 22. Электротравмы. Причины. Признаки. Оказание неотложной помощи.
- 23.Хирургическая инфекция. Асептика и антисептика.
- 24. Правила наложения жгута, жгут-закрутки.
- Стадии развития шока:
- 26.Ожоги. Виды. Меры неотложной помощи.
- 27.Правила наложения повязок.
- 28.Воздействие низких температур. Симптомы. Неотложная помощь.
- 33.Кишечные инфекции (дизентерия, холера, вирусный гепатит). Источник заражения. Симптомы. Профилактика.
- 34.Дыхательные инфекции. Туберкулез; причины, симптомы, профилактика.
- 35.Детские инфекции (корь, коклюш, скарлатина, дифтерия, эпидемический паротит, ветряная оспа, полиомиелит, краснуха). Причины. Признаки. Меры неотложной помощи и профилактики.
- 38.Пищевые токсикоинфекции. Ботулизм. Причины, признаки, меры оказания неотложной помощи.
- 39.Орви. Грипп. Причины. Признаки. Профилактика. Гигиенические требования к воздушной среде помещений.
- Острые респираторные заболевания (орз)
- 40. Паразитарные заболевания (аскаридоз, энтеробиоз, педикулез, часотка). Причины. Признаки. Меры профилактики.
- Аскаридоз
- Энтеробиоз
- Чесотка
- 41.Кожные и грибковые заболевания (стригущий лешай, микоз стоп). Причины, Признаки, меры профилактики.
- 42.Невротические состояния у детей (неврозы, психопатии). Причины, профилактика.
- 43.Токсикомании, наркомании. Последствия. Профилактика.
- 45.Педагогические и медицинские проблемы полового воспитания.
- Половое воспитание
- 46.Контрацепция. Виды. Последствия абортов.
- Аборт и его последствия
- 47.Курение. Последствия. Профилактика.