logo search
ОМЗ все лекции

42.Невротические состояния у детей (неврозы, психопатии). Причины, профилактика.

Нарушения высшей нервной деятельности

Нормальное развитие детей и подростков возможно при созда­нии оптимальных условий среды его обитания, включая содружества педагогов, психологов, физиологов, медиков и гигиенистов. Пато­логические изменения ВНД у детей и подростков могут быть связаны как со структурными повреждениями нервных клеток, так и с функциональными расстройствами их деятельности, что назы­вают неврозами.

Учитель и воспитатель нередко встречается с различными про­явлениями невротических реакций, поэтому должен знать их при­роду и особенности протекания у детей и подростков, с целью их профилактики.

Неврозы — группа заболеваний, характеризующаяся функцио­нальными расстройствами нервной системы. Невроз является вы­ражением реакции личности на длительное действие неблагоприят­ных травмирующих факторов. В основе любого невроза лежит неудовлетворенная потребность организма, и как результат этого — нарушение баланса процессов торможения и возбуждения, а также их подвижности.

И.П. Павлов выделил 3 механизма развития неврозов.

1. Перенапряжение процесса внутреннего торможения (потреб­ности организма подавляются условными тормозными рефлексами, так называемое «запретное воспитание» — все нельзя, недопустимо, неприлично и т. д.).

2. Перенапряжение процессов возбуждения (так называемое «вседозволенное воспитание», когда все можно и слово «нельзя» вообще не существует и на него не сформирован условный тормоз-ный рефлекс).

3. Перенапряжение подвижности (сменяемости) процессов воз­буждения и торможения (так называемое «разнонаправленное вос­питание» в семье или семья — школа, семья — общество).

Условия, влияющие на развитие невроза:

1) дефекты воспитания (запретное, вседозволенное, разнонап­равленное);

2) сложные отношения в семье (конфликты, ссоры);

3) непонимание потребностей ребенка;

4) перенесенные тяжелые болезни (болезни и травмы мозга, интоксикации, нейроинфекции);

5) нарушение режима, ведущее к переутомлению;

о) ситуации, которые сопровождаются отрицательными эмоци­ями: чувства гнева, страха, несправедливости, отсутствие любви в

семье.

90

Наиболее часто встречаются следующие разновидности невро-

зов: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Иногда сюда относят и психастению.

Неврастения характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при этом страдают процессы условного (внутреннего) торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные, физические нагрузки и длительно травмирующие психику ситуации. Проявления неврастении: расстройства сна, аппетита, низкая рабо­тоспособность, суетливость и неловкость движений, а также веге­тативные нарушения: потливость, сердцебиения, аритмии, боли в сердце, непереносимость звуков, запахов, головные боли, наруше­ния секреторной и моторной деятельности пищеварительной сис­темы и др.

Неврозы навязчивых состояний характеризуются навязчивыми мыслями, страхами, движениями или влечениями. Возникают у людей с тревожно-мнительным характером, неуверенных, робких, нерешительных, застенчивых. В результате ослабления процессов торможения, образовавшиеся ненужные рефлексы не угасают (по­мнятся) или угасают (забываются) очень медленно, что выражается в сохранении застойных очагов возбуждения.

Различают следующие разновидности неврозов навязчивых со­стояний: двигательные навязчивости (нервные тики, шмыганье носом); конкретные чувственные навязчивости (воспоминания, страхи, желания, влечения, ритуалы, воспроизведения мелодии, слов, счет); отвлеченные абстрактные навязчивости (мысли по типу: «а что было бы, если бы...», бесплодное мудрствование, «умственная жвачка»).

Общим признаком для всех состояний.является постоянство симптомов, их повторяемость, невозможность освободиться от них усилием воли. Невроз сопровождается вегетативными нарушения­ми: потеря аппетита, расстройство сна, изменение настроения, повышенная раздражительность, снижение работоспособности.

Истерия связана с патологическим преобладанием первой сиг­нальной системы над второй, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы. Развивается у людей со слабым типом ВНД и психопатическими чертами личности под влиянием психической травмы или как результат неправильного воспитания (вседозволенность). К истерии склонны люди с повы­шенной внушаемостью и самовнушаемостью, эгоцентристы, име­ющие желание и привычку быть в центре внимания.

Проявления истерии многообразны и изменчивы. Для нее ха­рактерны: яркость, театральность, наигранность поведения, неглу­бокие поверхностные чувства, противоречивое поведение. Истерические припадки разнообразны, но возникают при наличии аудитории и зрителей, а продолжительность их зависит от реакции

91

последних. Сознание всегда сохранено. При истерии возможны двигательные нарушения (параличи, контрактуры), речевые (заика­ние, мутизм, афония), приступы гнева, злости, случаи слепоты и глухоты и т. д. Эти люди склонны к лживости, могут играть роль и героя, и жертвы. Во всех своих неудачах винят окружающих и только ради оригинальности могут высказывать необычные мысли.

Психастения характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому такие дети отличаются бедностью влечений и эмоций и склонностью к бессмысленному мудрствованию.

Описанные виды неврозов характерны для юношеского и под­росткового возрастов, а у детей обычно наблюдаются различные невротические реакции:

• психомоторные расстройства (двигательное беспокойство или скованность);

• явления страха;

• вегетативные расстройства: пищеварения, сосудистые наруше­ния (обмороки, головокружения), недержание мочи и кала.

Особенно часто невротические расстройства и различные пси­хические заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в период полового созревания (12—15 лет). Чем старше ребенок, тем невротические симптомы становятся более стойкими, обретая качества, типичные для неврозов зрелого возраста. Указан­ные возрастные периоды называют кризисными или критическими и требуют осторожного проведения учебно-воспитательной работы, так как неадекватное отношение к детям и подросткам в этом возрасте может провоцировать развитие психического заболевания.

Высокий уровень адаптации организма к природным факторам среды, а также социальная сущность, значимость человека и воз­можность его существования в обществе обусловлена возможностью формирования у него в процессе жизни индивидуальных условных рефлексов, их многообразием, прочностью и подвижностью.

Человек, живущий в сообществе, является по своей природе существом социальным, для которого обязательным условием жиз­ни является взаимодействие с социальными факторами, т. е. пра­вилами поведения, нормами жизни и законами общества (социальные константы).

Следует подчеркнуть, что именно XX столетие характеризуется большой изменчивостью факторов внешней среды как природных, так и социальных. Технический прогресс привнес в природную среду обитания человека огромное количество факторов, ранее не имевших место: появились новые виды энергии, источники радио-электромагнитных волн, мощные источники шума, света, огромное количество новых химических веществ и их соединений и т. д. 92

Весьма изменчивой и предъявляющей человеку все более высо­кие требования является сегодня и социальная среда. Современный человек, независимо от своих индивидуальных и возрастных осо­бенностей, практически с самого рождения и до смерти должен включаться в общий ритм жизни. Чтобы обеспечить себе достойное существование в обществе, ему необходимо владеть обширным и постоянно меняющимся объемом современных знаний, умений, навыков, а также усвоить и жить по изменяющимся законам общества.

Скорость изменений как природной, так и социальной сред в несколько раз превышает возможную скорость адаптации челове­ческого организма, что может приводить к срыву механизмов адаптации и возникновению ряда болезней, которых или не было ранее, или они были весьма редкими. К таким заболеваниям, прежде всего, относятся болезни сердечно-сосудистой и иммуноэндокрин-ной систем (злокачественные новообразования, болезни аллергиче­ской природы) и т. д.

Если с позиций физиологии высшей нервной деятельности рассмотреть проблемы человека, связанные с его здоровьем (посто­янство биологических или социальных констант), то все они сво­дятся к приобретенному опыту индивидуума (набору условных рефлексов той или иной степени сложности), который направлен на оказание положительного влияния на его биологическое и социальное существование.

Неправильно сформированные и малоподвижные положитель­ные условные рефлексы наших знаний, умений и навыков профес­сиональной, семейной и других сторон социальной жизни человека часто приводят к конфликтам в семье, на работе, а также к отсутствию семьи, работы и т. д. С другой стороны, человек, обладающий способностями своей высшей нервной деятельности к быстрому формированию новых и замене старых условных ре­флексов, т. е. запоминать новую и забывать старую информацию, обладает значительно более широкими возможностями адаптации к внешней среде, что обеспечивает его успешную карьеру, отсутст­вие конфликтов с отдельными людьми и государством, покой и взаимопонимание в семье и школе.

Условные рефлексы, образованные у человека в процессе его жизни под влиянием воспитания семьи, школы, общества, само­воспитания, могут быть управляемыми, т. е. могут быть направлены не на удовлетворение, а на временное подавление безусловных рефлексов (хочется, но нельзя), т. е. на подавление естественных биологических потребностей человека, что формирует в организме систему приспособительных реакций (тормозных условных рефлек­сов), направленных на адаптацию к условиям жизни, когда удов-

• 93

летворение в полной мере биологических потребностей (пищевых, половых, оборонительных и т. д.) является временно невозможным.

Однако невозможность достижения полезного результата может вести к возникновению ряда заболеваний физического, психиче­ского или социального характера.

Такое понимание проблем современного человека показывает, насколько велика роль личности в формировании здоровья. Умение управлять своими рефлексами как положительными, так и отрица­тельными через те или иные поведенческие реакции, определяемые акцептором результата поведения, лежит в основе возможности научить человека управлять своим здоровьем. Познать себя и уве­личить продолжительность активного долголетия является задачей современного человека, заключенного в тиски все возрастающей зависимости от других людей и многочисленных факторов и условий среды его обитания.

Формирование той или иной поведенческой реакции человека осуществляется по определенной схеме, которая учитывает инди­видуальные и возрастные особенности, окружающую обстановку, реально существующие потребности и достигнутый результат. Ин­дивидуальные особенности поведенческих реакций, направленных на удовлетворение той или иной биологической или социальной потребности, характеризуют личность данного человека, т. е. его высшую нервную деятельность.

Поведение человека (и населения в целом) в конечном итоге направлено на сохранение своего здоровья путем соблюдения здо­рового образа жизни.

Так, для сохранения своего здоровья (жизни) человек должен питаться, т. е. удовлетворять врожденную пищевую потребность; для сохранения вида (Homo sapiens) должен размножаться, т. е. удовлетворять врожденную половую потребность и потребность воспитать ребенка, для ориентирования во времени и пространстве должен учиться, т. е. удовлетворять врожденную познавательную потребность; для создания условий обитания и жизни (дом, одежда, обработка земли и т. д.) должен работать, т. е. удовлетворять социальную потребность, сочетающуюся с потребностью в мышеч­ном движении, и т. д.

Отсюда — здоровый образ жизни может определяться как ин­дивидуальная система поведения, направленная на рациональное удовлетворение врожденных биологических и социальных потреб­ностей, вызывающих при этом положительные эмоции и способст­вующих профилактике болезней и несчастных случаев.