Половое воспитание
Здоровый образ жизни и охрана здоровья детей тесно связаны с характером полового воспитания молодежи в семье и учебном учреждении.
О наступлении полового созревания свидетельствует появление так называемых вторичных половых признаков: рост волос на лобке и подмышечных впадинах, увеличение и уплотнение молочных желез у мальчиков и девочек, изменение голоса. Выражением наступившей половой зрелости является появление менструации у девочек и поллюций у мальчиков. У девочек оно чаще начинается с 11—12 лет, а у мальчиков на 1—2 года позднее. Полная зрелость наступает к 18 годам у девочек и к 19—20 годам у мальчиков.
В подростковом возрасте многие физиологические и психические процессы неустойчивы. Раздражительность, напускная грубость, негативизм, а иногда застенчивость, растерянность и плаксивость являются характерными чертами подростков. Неустойчивость вегетативной нервной системы проявляется повышенной потливостью, неадекватными покраснениями кожи, обмороками, сердцебиениями, повышенная деятельность сальных желез кожи способствует образованию угрей.
Все эти явления временные и в большинстве случаев бесследно пройдут без особого лечения, кроме обязательного обеспечения гигиены кожи лица, тела, половых органов. Половое воспитание Должно обязательно включать привитие гигиенических навыков личной гигиены, создание правильных санитарно-гигиенических Условий труда и быта. Особенно важны в подростковом возрасте рациональные режимы труда и отдыха, питание, полноценный сон, Умеренные спортивные нагрузки, свежий воздух, удобная и отвечающая требованиям гигиены одежда и обувь.
Половое влечение, забота о потомстве — одна из основных биологических потребностей человека. Молодежь должна быть образованна в вопросах гигиены половой жизни, беременности и ухода За ребенком. Юношам и девушкам необходимо сознавать свою ответственность в случае возникновения беременности и тем более
109
рождения ребенка. Половое воспитание приобретает общегосударственное значение, ибо в мире Россия занимает одно из первых мест по количеству абортов и детской смертности.
Необходимо при создании семьи вести здоровый образ жизни и бережно относиться к генофонду нации.
Одной из особенностей подросткового возраста является осознание собственной индивидуальности, т. е. собственного «Я». Многие озабочены тем, что о них думают другие, проявляют тревожную мнительность по поводу своей внешности или строения тела. Появляется сексуальность, т. е. четкое представление подростка о принадлежности к определенному полу. Она является естественной и неотъемлемой частью натуры человека. Проявления сексуальности обусловлены анатомо-физиологическими различиями Девочек и мальчиков, их гормональными особенностями, половыми ролями, которые формируются в течение всей жизни (любовь, зачатие, рождение и воспитание детей, отношения в семье и т. д.). Биологический аспект сексуальности связан с раздельностью человека по полу. Дифференцировка пола зависит от набора хромосом. Мужские половые клетки (сперматозоиды) содержат или Х-хромосому, или У-хромосому, женские (яйцеклетки) только Х-хромосому. За пол ребенка как бы «отвечает» мужчина. Так, при оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, образуется набор половых хромосом XX и формируется женский пол, а при оплодотворении сперматозоидом У-хромосомы образуется набор половых хромосом ХУ и формируется мужской пол.
Половое сознание формируется в течение всей жизни. Понимание собственной половой принадлежности развивается к 3—6 годам, когда проявляется половое любопытство, т. е. желание разглядывать и ощущать свои половые органы.
В подростковом возрасте проявляется истинное половое любопытство, связанное с пониманием детородной функции. Развитие полового самосознания связано с формированием либидо, т. е. стремлением к половой близости.
В наше время половое чувство у подростков может проявляться раньше, они достигают брачного возраста. Можно думать, что именно поэтому подростки часто прибегают к мастурбации (онанизму). Мастурбация — искусственное раздражение эрогенных зон (чаще — это половые органы) с целью получения сексуального удовлетворения. Считается, что мастурбация является естественным проявлением развивающейся сексуальности подростков, которая носит характер саморегуляции половой функции.
Большое значение в формировании сексуального поведения подростка имеет семья, в которой воспитывается ребенок. Вырастить детей как будущих отцов и матерей — это значит воспитать в них честность, порядочность, доброту, уважение к человеку другого пола, чистое и благородное восприятие любви, непримиримость к пошлости, половой распущенности. К семейной жизни молодых людей необходимо готовить также целенаправленно и продуманно, как к труду. Любовь, сексуальная жизнь современного человека — сложный комплекс чувств и переживаний — неразрывно связаны с внутренним миром и многообразием духовной культуры общества. Любовные чувства подростков, физиологической основой которых является усиление секреции половых желез, индивидуальны и многообразны.
В обществе существуют понятия эротика и порнография, граница между ними трудно различима. Эротика — это природой заложенная потребность продолжения рода, облагороженная поэтизированным влечением души. Порнография — вульгарно-натуралистическое изображение (картина, слово) полового акта, цель которого вызвать сексуальное возбуждение.
Половое воспитание должно быть постепенным и последовательным, направленным и непрерывным, в процессе которого учащиеся должны получить знания:
об анатомии, половых органов;
изменениях в организме в период полового созревания;
предупреждении нежелательной беременности (контрацепция);
заболеваниях, передающихся половым путем;
семье (рождение и воспитание детей).
- 1. Понятие здоровья. Группы здоровья. Показатели здоровья. Роль учителя в формировании здорового образа жизни.
- Показатели индивидуального здоровья:
- Сохранение, поддержание здоровья обусловлено:
- 3. Сосудистые нарушения (обморок, коллапс). Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи.
- 4. Кома: диабетическая, гипогликемическая. Причины. Меры неотложной помощи.
- 5. Гипертонический криз. Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи.
- 6. Бронхиальная астма. Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи.
- 7. Пути введения лекарственных веществ. Подготовка и техника инъекции.
- Компрессы.
- 10.Острый гастрит. Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи. Техника промывания желудка.
- 15. Неотложная помощь при укусах змей и насекомых, синдроме укачивания.
- 16. Эпилепсия. Причины, симптомы, неотложная помощь.
- 17. Понятие о травмах. Виды травм.
- 18.Переломы. Виды. Меры неотложной помощи.
- 19. Кровотечения. Виды. Способы остановки кровотечения.
- Остановка кровотечения из носа; после удаления зуба; из наружного слухового прохода.
- 20. Раны, их виды. Меры оказания неотложной помощи.
- 21. Понятия о группах крови и резус факторе. Донорство. Реанимация. Неотложная помощь при утоплении, повешении, электрошоке и т.Д.
- Реанимация (оживление)
- 22. Электротравмы. Причины. Признаки. Оказание неотложной помощи.
- 23.Хирургическая инфекция. Асептика и антисептика.
- 24. Правила наложения жгута, жгут-закрутки.
- Стадии развития шока:
- 26.Ожоги. Виды. Меры неотложной помощи.
- 27.Правила наложения повязок.
- 28.Воздействие низких температур. Симптомы. Неотложная помощь.
- 33.Кишечные инфекции (дизентерия, холера, вирусный гепатит). Источник заражения. Симптомы. Профилактика.
- 34.Дыхательные инфекции. Туберкулез; причины, симптомы, профилактика.
- 35.Детские инфекции (корь, коклюш, скарлатина, дифтерия, эпидемический паротит, ветряная оспа, полиомиелит, краснуха). Причины. Признаки. Меры неотложной помощи и профилактики.
- 38.Пищевые токсикоинфекции. Ботулизм. Причины, признаки, меры оказания неотложной помощи.
- 39.Орви. Грипп. Причины. Признаки. Профилактика. Гигиенические требования к воздушной среде помещений.
- Острые респираторные заболевания (орз)
- 40. Паразитарные заболевания (аскаридоз, энтеробиоз, педикулез, часотка). Причины. Признаки. Меры профилактики.
- Аскаридоз
- Энтеробиоз
- Чесотка
- 41.Кожные и грибковые заболевания (стригущий лешай, микоз стоп). Причины, Признаки, меры профилактики.
- 42.Невротические состояния у детей (неврозы, психопатии). Причины, профилактика.
- 43.Токсикомании, наркомании. Последствия. Профилактика.
- 45.Педагогические и медицинские проблемы полового воспитания.
- Половое воспитание
- 46.Контрацепция. Виды. Последствия абортов.
- Аборт и его последствия
- 47.Курение. Последствия. Профилактика.