Острые респираторные заболевания (орз)
Вместе с гриппом составляют группу острых распространенных вирусных инфекций (ОРВИ).
Симптомы: преобладают явления воспаления слизистых оболочек верхних дыхательных путей — насморк, першение в горле и осиплость голоса, боли в горле при глотании; подъем температуры и общее недомогание не столь значительны.
Мероприятия: изоляция больного в отдельной комнате или за ширмой, использование окружающими марлевой повязки, выделение отдельной посуды, проветривание и влажная уборка помещения дважды в день. Больному показано обильное витаминизированное питье (соки, морсы, компоты) и дробное питание молочно-растительной пищей.
Грипп
Источник заражения — больные, особенно в первые 5 дней болезни. Заражение происходит воздушно-капельным путем.
Симптомы: слабость, головная боль, головокружение, тошнота, ломота в теле, подъем температуры до 38—39° С.
Мероприятия: соблюдение мер по изоляции, постельный режим, уход за слизистыми рта, носа, глотки, обильное С-витаминизированное питье.
Специфическая профилактика заключается в применении противогриппозных вакцин, интерферона, оксолиновой мази, природных фитонцидов (лук, чеснок).
Воздушная среда
Температура воздуха для классных комнат наиболее благоприятна в пределах 20—21° С, а в мастерских и спортивных залах — 17—18° С. Относительная влажность учебных помещений должна быть в пределах 40—60 %.
В помещениях с высокой относительной влажностью окружающего воздуха в сочетании с высокой температурой и малой его подвижностью уменьшаются процессы испарения, затрудняются процессы отдачи тепла и наступает перегревание организма. Это ведет к резкому снижению трудоспособности ребенка. Сочетание высокой относительной влажности с низкой температурой воздуха усиливают теплоотдачу с поверхности тела и возникает неприятное ощущение холода.
Повышенная влажность воздуха способствует быстрому распространению инфекций воздушно-капельным путем, а при пониженной — отмечается сухость слизистых оболочек носа, рта и гортани, способствующих увеличению ларингитов и заболеваний верхних дыхательных путей.
Движение воздуха. При движении воздуха увеличивается отдача тепла с поверхности тела (образующийся вокруг тела слой теплого воздуха постоянно смещается и вызывает снижение его температуры). Движение воздуха внутри помещения вызывается неравномерным нагреванием воздушных масс в пространстве и может создавать сквозняки, сильно охлаждающие помещение и вызывающие неприятное ощущение холода.
Ионизация. Содержание положительных и отрицательных ионов в атмосфере оказывает существенное влияние на самочувствие ребенка. Наиболее благоприятен для человека воздух лесных массивов и лугов, содержащий от 700 до 1500 отрицательных ионов в 1 куб. см. В жилых же помещениях число ионов падает до 25 в 1 куб. см. Увеличение содержания в воздухе положительных ионов вызывает чувство вялости, тяжести, усталости, снижает работоспособность. Увеличение содержания отрицательных ионов в воздухе снижает утомление, улучшает самочувствие, повышает работоспособность, улучшает состав крови, успокаивает дыхание, повышает обмен веществ.
Запыленность. Пыль представляет собой взвесь мелких частиц твердого вещества (пылинок), способных вследствие своих малых размеров находиться более или менее длительное время в воздухе. Запыленность воздуха оценивается числом пылевых частиц в единице объема (1 куб см). В воздухе закрытых помещений всегда содержится то или иное количество пыли. Пыль проникает в воздухоносные пути, вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек, а при длительном воздействии сухость и атрофию слизистых верхних дыхательных путей. Атрофия слизистых способствует проникновению пыли в глубокие отделы воздухоносных путей и легкие.
Бактериальная обсемененность является важным показателем санитарного состояния воздуха в помещении (количество микробов в воздухе). Количество микробов увеличивается в запыленном воздухе и легче переносится им. Среди микробов встречаются и патогенные микроорганизмы, которые попадают в воздушную среду с выделениями больных и бациллоносителей. Большая роль принадлежит воздуху в передаче таких инфекций, как туберкулез, грипп и детские инфекции (дифтерия, корь, коклюш, скарлатина).
- 1. Понятие здоровья. Группы здоровья. Показатели здоровья. Роль учителя в формировании здорового образа жизни.
- Показатели индивидуального здоровья:
- Сохранение, поддержание здоровья обусловлено:
- 3. Сосудистые нарушения (обморок, коллапс). Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи.
- 4. Кома: диабетическая, гипогликемическая. Причины. Меры неотложной помощи.
- 5. Гипертонический криз. Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи.
- 6. Бронхиальная астма. Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи.
- 7. Пути введения лекарственных веществ. Подготовка и техника инъекции.
- Компрессы.
- 10.Острый гастрит. Причины. Симптомы. Меры неотложной помощи. Техника промывания желудка.
- 15. Неотложная помощь при укусах змей и насекомых, синдроме укачивания.
- 16. Эпилепсия. Причины, симптомы, неотложная помощь.
- 17. Понятие о травмах. Виды травм.
- 18.Переломы. Виды. Меры неотложной помощи.
- 19. Кровотечения. Виды. Способы остановки кровотечения.
- Остановка кровотечения из носа; после удаления зуба; из наружного слухового прохода.
- 20. Раны, их виды. Меры оказания неотложной помощи.
- 21. Понятия о группах крови и резус факторе. Донорство. Реанимация. Неотложная помощь при утоплении, повешении, электрошоке и т.Д.
- Реанимация (оживление)
- 22. Электротравмы. Причины. Признаки. Оказание неотложной помощи.
- 23.Хирургическая инфекция. Асептика и антисептика.
- 24. Правила наложения жгута, жгут-закрутки.
- Стадии развития шока:
- 26.Ожоги. Виды. Меры неотложной помощи.
- 27.Правила наложения повязок.
- 28.Воздействие низких температур. Симптомы. Неотложная помощь.
- 33.Кишечные инфекции (дизентерия, холера, вирусный гепатит). Источник заражения. Симптомы. Профилактика.
- 34.Дыхательные инфекции. Туберкулез; причины, симптомы, профилактика.
- 35.Детские инфекции (корь, коклюш, скарлатина, дифтерия, эпидемический паротит, ветряная оспа, полиомиелит, краснуха). Причины. Признаки. Меры неотложной помощи и профилактики.
- 38.Пищевые токсикоинфекции. Ботулизм. Причины, признаки, меры оказания неотложной помощи.
- 39.Орви. Грипп. Причины. Признаки. Профилактика. Гигиенические требования к воздушной среде помещений.
- Острые респираторные заболевания (орз)
- 40. Паразитарные заболевания (аскаридоз, энтеробиоз, педикулез, часотка). Причины. Признаки. Меры профилактики.
- Аскаридоз
- Энтеробиоз
- Чесотка
- 41.Кожные и грибковые заболевания (стригущий лешай, микоз стоп). Причины, Признаки, меры профилактики.
- 42.Невротические состояния у детей (неврозы, психопатии). Причины, профилактика.
- 43.Токсикомании, наркомании. Последствия. Профилактика.
- 45.Педагогические и медицинские проблемы полового воспитания.
- Половое воспитание
- 46.Контрацепция. Виды. Последствия абортов.
- Аборт и его последствия
- 47.Курение. Последствия. Профилактика.