logo search
ОМЗ все лекции

Острые респираторные заболевания (орз)

Вместе с гриппом составляют группу острых распространенных вирусных инфекций (ОРВИ).

Симптомы: преобладают явления воспаления слизистых оболочек верхних дыхательных путей — насморк, першение в горле и осиплость голоса, боли в горле при глотании; подъем температуры и общее недомогание не столь значительны.

Мероприятия: изоляция больного в отдельной комнате или за ширмой, использование окружающими марлевой повязки, выделение отдельной посуды, проветривание и влажная уборка помещения дважды в день. Больному показано обильное витами­низированное питье (соки, морсы, компоты) и дробное питание молочно-растительной пищей.

Грипп

Источник заражения — больные, особенно в первые 5 дней болезни. Заражение происходит воздушно-капельным путем.

Симптомы: слабость, головная боль, головокружение, тош­нота, ломота в теле, подъем температуры до 38—39° С.

Мероприятия: соблюдение мер по изоляции, постельный режим, уход за слизистыми рта, носа, глотки, обильное С-витаминизированное питье.

Специфическая профилактика заключается в применении про­тивогриппозных вакцин, интерферона, оксолиновой мази, природ­ных фитонцидов (лук, чеснок).

Воздушная среда

Температура воздуха для классных комнат наиболее благоприятна в пределах 20—21° С, а в мастерских и спортивных залах — 17—18° С. Относительная влажность учебных помещений должна быть в пре­делах 40—60 %.

В помещениях с высокой относительной влажностью окружаю­щего воздуха в сочетании с высокой температурой и малой его подвижностью уменьшаются процессы испарения, затрудняются процессы отдачи тепла и наступает перегревание организма. Это ведет к резкому снижению трудоспособности ребенка. Сочетание высокой относительной влажности с низкой темпе­ратурой воздуха усиливают теплоотдачу с поверхности тела и воз­никает неприятное ощущение холода.

Повышенная влажность воздуха способствует быстрому распро­странению инфекций воздушно-капельным путем, а при понижен­ной — отмечается сухость слизистых оболочек носа, рта и гортани, способствующих увеличению ларингитов и заболеваний верхних дыхательных путей.

Движение воздуха. При движении воздуха увеличивается отдача тепла с поверхности тела (образующийся вокруг тела слой теплого воздуха постоянно смещается и вызывает снижение его температу­ры). Движение воздуха внутри помещения вызывается неравномер­ным нагреванием воздушных масс в пространстве и может создавать сквозняки, сильно охлаждающие помещение и вызывающие непри­ятное ощущение холода.

Ионизация. Содержание положительных и отрицательных ионов в атмосфере оказывает существенное влияние на самочувствие ребенка. Наиболее благоприятен для человека воздух лесных массивов и лугов, содержащий от 700 до 1500 отрицательных ионов в 1 куб. см. В жилых же помещениях число ионов падает до 25 в 1 куб. см. Увеличение содержания в воздухе положительных ионов вызы­вает чувство вялости, тяжести, усталости, снижает работоспособ­ность. Увеличение содержания отрицательных ионов в воздухе снижает утомление, улучшает самочувствие, повышает работоспособность, улучшает состав крови, успокаивает дыхание, повышает обмен веществ.

Запыленность. Пыль представляет собой взвесь мелких частиц твердого вещества (пылинок), способных вследствие своих малых размеров находиться более или менее длительное время в воздухе. Запыленность воздуха оценивается числом пылевых частиц в еди­нице объема (1 куб см). В воздухе закрытых помещений всегда содержится то или иное количество пыли. Пыль проникает в воздухоносные пути, вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек, а при длительном воздействии сухость и атрофию слизи­стых верхних дыхательных путей. Атрофия слизистых способствует проникновению пыли в глубокие отделы воздухоносных путей и легкие.

Бактериальная обсемененность является важным показателем санитарного состояния воздуха в помещении (количество микробов в воздухе). Количество микробов увеличивается в запыленном воздухе и легче переносится им. Среди микробов встречаются и патогенные микроорганизмы, которые попадают в воздушную среду с выделениями больных и бациллоносителей. Большая роль при­надлежит воздуху в передаче таких инфекций, как туберкулез, грипп и детские инфекции (дифтерия, корь, коклюш, скарлатина).