logo search
Рождаемость населения

105. Заболеваемость по данным о пpичинах смеpти.

Источником изучения заболеваемости по данным о причинах смерти является врачебное свидетельство о смерти ( учетная форма №106/у)

Во врачебном свидетельстве о смерти врач должен правильно и точно заполнить особенно важные и нередко трудно определяе­мые пункты, связанные с уточнением, причины смерти и дифференциацией основных, заболеваний (основной причины смерти), сопут­ствующих болезней и осложнений. Пункт 8 врачебного свидетельст­ва о смерти относится к определению причин смерти. При этом врач должен:

а) назвать непосредственную причину смерти;

б) указать заболевание вызвавшее или обусловившее непосредственную причину т. е. основное заболевание. Кроме того, в данном пунк­те, если это отвечает конкретному случаю, необходимо перечислить другие важные заболевания, способствовавшие смертельному ис­ходу, но не связанные с заболеванием или его осложнением, послу­жившим непосредственной причиной смерти.

Таким образом, от врача требуется высокая профессиональная компетенция и хорошее знание патологии больного.

Разработка данных, содержащихся во врачебных свидетельствах о смерти, существенно дополняет сведения об общей заболеваемо­сти. Исследование этой части заболеваемости позволяет выяснить, какие формы заболеваний явились причиной летальных исходов, наметить задачи и направления лечебно-профилактической работы по снижению смертности и увеличению долголетия. Сравнение сведений о летальных исходах с данными о соответствующих формах болезни (общая заболеваемость) позволяет определить размеры летальности, которая является одним из важнейших показателей качества медицинского обслуживания населения.

106 Общие принципы организации работы поликлиники.

Основными принципами работы поликлиники и амбулаторно-поликлинических подразделений медицинской организации (врачебная амбулатория, фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты школ и детских садов) являются:

 - общедоступность медицинской помощи на поликлиническом этапе;

- территориальный принцип обслуживания населения (за исключением здравпунктов школ и детских садов);

-диспансерный метод работы.

    Основными задачами поликлиники и амбулаторно-поликлинических подразделений медицинской организации являются:

-оказание первичной (доврачебной, врачебной), специализированной медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

-проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний и факторов риска;

-проведение диспансеризации населения;

-диагностика и лечение различных заболеваний и состояний;

-восстановительное лечение и реабилитация;

-клинико-экспертная деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий;

-экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и продление листков нетрудоспособности и направление граждан на медико-социальную экспертизу;

-диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, функциональными расстройствами, иными состояниями, с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;

-организация дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям граждан;

-установление медицинских показаний и направление в медицинские организации для получения специализированных видов медицинской помощи;

-организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;

-проведение всех видов медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические);

-установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе в отношении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

-проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, выявление больных инфекционными заболеваниями, динамическое наблюдение за лицами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями, по месту жительства, учебы, работы и за реконвалесцентами, а также передача в установленномпорядке информации о выявленных случаях инфекционных заболеваний;

-осуществление врачебных консультаций;

-осуществление медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе;

-организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включая вопросы рационального питания, увеличения двигательной активности, предупреждения потребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических веществ;

-выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также лиц с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;

-оказание медицинской помощи по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;

-организация информирования населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактике, а также консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья;

-проведение оздоровительных мероприятий, медикаментозной и немедикаментозной коррекции факторов риска, обеспечение памятками, диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту;

-повышение квалификации врачей и работников со средним медицинским образованием;

-ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;

-осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, иными организациями по вопросам оказания первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи.

     Руководство поликлиникой и амбулаторно-поликлинических подразделений медицинской организации осуществляет заместитель главного врача по поликлинической работе, на должность которого назначаются специалисты, соответствующие квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н, а также приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н.

 

     Заместитель главного врача по поликлинической работе несет ответственность за лечебно-профилактическую, организационную деятельность в поликлинике и амбулаторно-поликлинических подразделениях медицинской организации; принимает участие в подборе и укомплектовании поликлиники медицинским персоналом; планирует работу поликлиники.

     При обращении за медицинской помощью и при ее получении в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, пациент имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача), с учетом согласия этого врача, а также на выбор лечебно-профилактического учреждения (не чаще одного раза в течение календарного года) в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования и с учетом соблюдения установленных сроков оказания медицинской помощи, установленных территориальной Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

107. Структура и задачи поликлиники.

Структура городской поликлиники. · Регистратура. · Отделение профилактики (в крупных поликлиниках). · Отделение восстановительного лечения (в крупных поликлиниках). · Лечебно-профилактическое отделение: кабинеты участковых терапевтов; подростковый кабинет; специальные кабинеты – неврологический, лор и др.Количество специальностей определяется категорией. · Вспомогательно-диагностическое отделение: рентген-кабинет, лаборатория, кабинет функциональной диагностики, эндоскопический кабинет. · Управление поликлиникой: кабинет главного врача, заместителей главного врача, кабинет мед. статистики, АХЧ. Руководит поликлиникой – главный врач поликлиники. Если поликлиника объединена со стационаром, то руководит зам. главного врача по поликлинике. Задачи поликлиники: 1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому. 2. Проведение комплексных профилактических мероприятий на территории обслуживания. 3. Организация диспансерного наблюдения населения – подростки, рабочие, онкобольные, Сердечно-Сосудистые-больные. 4. Организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения населения, пропаганда здорового образа жизни. 5. Изучение причин заболеваемости населения, причин инвалидности, смертности. Работа в поликлинике организуется по участковому принципу. На одного участкового терапевта – 1700 человек взрослого населения. Преимущества участкового принципа: наблюдение в динамике, своевременная диагностика, адекватное лечение, знание социальных условий проживания населения.

108. Организация работы терапевтического отделения поликлиники.

Основным принципом организации работы поликлиники является участковый принцип оказания медицинской помощи, который заключается в том, что территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на территориальные участки, исходя из численности населения на участке в 1700 человек (до 2000 человек). К каждому участку прикрепляются определенный врач-терапевт и медицинская сестра, которые призваны оказывать лечебно-профилактическую помощь жителям своего участка

Работа каждого отделения-бригады организуется таким образом, что все ее члены работают в одни и те же часы. Врачи более «узких» специаль ностей, равно как и участковые терапевты отделения, оказывают медицинскую помощь населению прикрепленных участков как в поликлинике, так и на дому.

Работа участкового врача-терапевта осуществляется по графику, утвержденному заведующим отделением иди руководителем учреждения.

Важный разделом работы участкового терапевта является прием пациентов в поликлинике. Каждое посещение больным врача необходимо в пределах существующих возможностей сделать исчерпывающим и законченным. Повторные назначения на прием должны исходить исключительно из медицинских показаний.

Большое место в деятельности врача — участкового терапевта занимает медицинское обслуживание больных на дому. В среднем затраты времени участкового врача при оказании помощи на дому должны составлять 30—40 мин на одно посещение.

Участковый врач обязан обеспечить раннее выявление заболеваний и своевременное оказание квалифицированной лечебной помощи населению участка как в поликлинике, так и на дому; посещать больных на дому в день поступления вызова, обеспечить систематическое, динамическое наблюдение, активное лечение больных до их выздоровления или госпитализации. Организация повторных посещений больного при одном и том же заболевании является важным моментом, в известной мере характеризующим качество медицинской помощи на дому. Повторный визит должен осуществляться без повторного вызова. Повторные (активные) посещения, выполняемые по инициативе лечащего врача — признак правильно организованной медицинской помощи на дому.

Важным помощником участкового врача-терапевта является участковая медицинская сестра. На каждую должность участкового терапевта устанавливается 1,5 должности участковой медицинской сестры.

Медицинская сестра должна приходить на работу на 20—30 мин раньше врача. За это время ей необходимо подготовить рабочее место, проверить поступление медицинских карт из регистратуры, наличие всей необходимой документации, выявить нуждающихся в первоочередном приеме, измерить у больных температуру, артериальное, давление (если это не было сделано в кабинете доврачебного приема) и т.д. Все эти мероприятия необходимо провести для того, чтобы врач, не теряя времени, сразу же начал прием.

Ответственным разделом работы врача поликлиники любой специальности, особенно участкового врача-терапевта, является направление и подготовка больного к госпитализации. В этом случае участковый врач обязан назначить больному лабораторные, рентгенологические и другие исследования, а также провести соответствующее подготовительное лечение, проконсультировать больного у заведующего терапевтическим отделением, а если необходимо, то и у врачей других специальностей. Результаты анализов должны быть переданы в стационар вместе с «Медицинской картой амбулаторного больного» или выписке из нее.

Важным вопросом в деятельности участкового терапевта, как и других врачей поликлиники, является отбор и направление больных на санаторно-курортное лечение.

Кабинет инфекционных заболеваний является лечебно-диагнос-тическим и косультативно-методическим центром поликлиники по вопросам борьбы с инфекционной заболеваемостью. Он является первым специализированным звеном инфекционной службы в пашей стране. В задачи кабинета инфекционных заболеваний входит: обеспечение своевременного и раннего выявления инфекционных больных; проведение организационно-методической работы и обеспечение квалифицированной консультативной помощи по диагностике и лечению больных инфекционными и паразитарными заболеваниями в амбулаторно-поликлинических учреждениях: изучение и анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности, разработка и осуществление мероприятий по повышению качества и эффективности диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний.