Физиология сенсорных систем (анализаторов)
1-е практическое занятие. Общая физиология сенсорных систем. Зрительный анализатор.
Рецепторный отдел анализаторов. Классификация рецепторов, их функциональные свойства. Особенности возникновения возбуждения в первичночувствующих и вторичночувствующих рецепторах. Рецепторный и генераторный потенциалы. Зависимость между силой раздражения и интенсивностью ощущения (Законы Вебера и Вебера-Фехнера).
Зрительный анализатор, его функции. Оптическая система глаза. Физиологические механизмы аккомодации и зрачковых рефлексов. Рецепторный отдел. Фотохимические процессы в рецепторах сетчатки глаза. Цветное зрение. Роль правого и левого полушарий мозга в зрительном восприятии. Движения глаз и их роль для зрительного восприятия.
Вопросы программированного контроля по теме занятия.
1. Какие факторы характеризуют общие свойства анализаторов?
2. В чём проявляется адаптация анализаторов? На каких уровнях она возможна?
3. Где происходит обнаружение и различение сигналов? Детектирование признаков сенсорных
сигналов? Опознание образов?
4. Что характерно для кодирования сенсорной информации в анализаторах?
5. Какие варианты и принципы кодирования возможны в анализаторах?
6. Каковы основные функции рецепторов? Классификация рецепторов?
7. Какие рецепторы обладают адаптацией, в чём она проявляется?
8. Каковы особенности первичночувствующих и вторичночувствующих рецепторов?
9. Что характерно для рецепторного, генераторного потенциалов?
10. Где возникают разряды афферентных импульсов?
11. Какая зависимость между силой раздражения и величиной рецепторного потенциала? Между
величиной рецепторного потенциала и частотой импульсов в афферентном нерве?
12. Что такое аккомодация глаза?
13. В каких случаях увеличивается (уменьшается) кривизна хрусталика?
14. Чему равна (в диоптриях) преломляющая сила оптической системы глаза при рассматривании
далёких, близких предметов?
15. Как называются аномалии рефракции глаза, при которых главный фокус находится позади
сетчатки, перед сетчаткой?
16. Как называется быстронаступающее утомление глаз во время зрительной работы, особенно
при малом расстоянии от глаз до объекта?
17. В какой зависимости находится диаметр зрачка от освещённости, симпатических влияний,
парасимпатических влияний?
18. Что такое острота зрения, от каких факторов она зависит?
19. Какой отдел сетчатки обеспечивает максимальную остроту зрения?
20. Какие рецепторы принимают участие в центральном зрении, периферическом, при плохой
освещённости, при хорошей?
21. Каковы закономерности расположения палочек и колбочек в сетчатке?
22. Что такое жёлтое пятно, центральная ямка, слепое пятно?
23. Какие зрительные пигменты колбочек поглощают лучи зелёной части цветового спектра, какие
красной, какие фиолетовой?
24. Что характерно для протанопии, дейтеранопии, тританопии?
25. Что такое поле зрения? От каких факторов зависит?
26. Для какого цвета поле зрения максимально, минимально и почему?
27. Каково значение непрерывных, малозаметных движений глазных яблок в процессе
зрительного восприятия?
28. Где находятся подкорковые, корковые центры зрительного анализатора?
29. Что означают термины: миоз, мидриаз, астенопия, астигматизм, ахроматопсия, ахроматизм,
ахроматопия, монохромазия, пресбипия, гиперметропия, анизометропия, аккомодация,
аберрация глаза?
- Пособие для практических занятий по нормальной физиологии
- Физиология возбудимых тканей
- Практическая работа.
- Практические работы.
- 1. Приготовление нервно-мышечного препарата и препарата изолированной икроножной мышцы лягушки.
- 2. Сравнение возбудимости нерва и скелетной мышцы.
- 3. Зависимость амплитуды мышечных сокращений от силы раздражения.
- Практические работы.
- 1. Тетанус и его разновидности.
- Работы на комплексе biopac. Электромиография
- Электромиография 1
- Электромиография II
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений сердца лягушки по Энгельману.
- 2. Лигатуры Станниуса.
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений икроножной мышцы лягушки до и после блокады нервно-мышечного синапса.
- 2. Определение скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.
- Физиология центральной нервной системы (цнс)
- Практическая работа на комплексе biopac. Время реакции
- Практические работы.
- 1. Исследование сухожильных рефлексов.
- 2. Координационные пробы.
- Работы на комплексе biopac. Электроэнцефалография Типовые частоты и амплитуды ээг
- Электроэнцефалография 1
- Измерения амплитуд ээг
- Частота (Герц) ритмов
- Электроэнцефалография 2
- Практические работы.
- 1. Определение вегетативного индекса Кердо.
- 2. Определение минутного объёма (мо) крови непрямым способом Лилье - Штрандера и Цандера.
- 3. Коэффициент Хильдебранта.
- 4. Проба Даньини-Ашнера (глазосердечный рефлекс).
- 5. Клиностатическая и ортостатическая пробы.
- 6. Пробы Ортнера и Геринга.
- 7. Исследование дермографизма.
- Работы на комплексе biopac. Кожно-гальваническая реакция, полиграфия
- Биологическая обратная связь
- Физиология сенсорных систем (анализаторов)
- Практические работы.
- 1. Исследование остроты зрения.
- 2. Определение границ полей зрения.
- 3. Опыт с разделителем полей зрения.
- 4. Аккомодация глаза.
- 5. Слепое пятно (опыт Мариотта).
- 6. Исследование цветового зрения.
- 7. Исследование бинокулярного зрения и определение ведущего глаза.
- 8. Исследование зрачкового рефлекса у человека.
- Работа на комплексе biopac.
- Практические работы.
- 5. Динамометрия (определение остроты мышечного чувства).
- 6. Исследование тактильной чувствительности (эстезиометрия).
- Физиология высшей нервной деятельности (внд)
- Практические работы.
- 1. Исследование силы и подвижности нервных процессов у человека (исследование переключения внимания).
- 2. Роль динамического стереотипа в поведенческих реакциях человека (Опыт с зеркалом).
- 3. Исследование процессов концентрации внимания по тесту «Перепутанные линии»».
- 4. Исследование индивидуально- психологических свойств личности.
- 5. Определение степени соотношения у человека 1 и 2 сигнальных систем.
- 6. Исследование логического мышления.
- 7. Исследование зависимости характера человека от межполушарных взаимоотношений (тест – шутка).
- Практические работы.
- 1. Организация материала для запоминания (Примеры логической памяти)
- 2. Исследование механической кратковременной памяти
- 3. Определение эмоциональной направленности личности (тест Додонова)
- Физиология крови
- Практические работы.
- 1. Взятие капиллярной крови для исследования.
- 2. Определение гематокритного показателя с помощью центрифуги Шкляра.
- 3. Определение плотности (удельного веса) крови.
- 4. Определение скорости оседания эритроцитов (соэ) методом т.В.Панченкова.
- 5. Гемолиз.
- 6. Определение осмотической устойчивости эритроцитов.
- Практические работы.
- 1. Подсчёт эритроцитов в камере Горяева.
- 2. Определение содержания гемоглобина методом Сали.
- 3. Расчёт цветового показателя.
- 4. Подсчёт лейкоцитов в камере Горяева.
- Практические работы.
- 1. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 перекрёстным методом - стандартных сывороток и стандартных эритроцитов.
- 2. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 методом цоликлонов.
- 3.Определение резус-принадлежности крови методом стандартных цоликлонов.
- 4. Определение индивидуальной совместимости крови донора и реципиента по системе ав0.
- 5. Проведение биологической пробы.
- 6. Определение времени остановки кровотечения.
- 7. Определение времени свертывания крови.
- 8. Определение протромбинового времени.
- 9. Тромбоэластография.
- Физиология кровообращения
- Практические работы на комплексе biopac. Электрокардиограмма (экг) I
- Практическая работа на комплексе biopac. Тоны сердца
- Практическая работа на комплексе biopac. Кровяное давление
- Практическая работа на комплексе biopac. Экг и пульс.
- Физиология дыхания и основной обмен
- Практические работы. Опыт с задержкой дыхания.
- Работа на комплексе biopac. Респираторный цикл
- Практические работы.
- Работы на комплексе biopac. Лёгочная деятельность I
- Лёгочная деятельность II
- Практическая работа на комплексе biopac. Физиология аэробных упражнений
- Практические работы.
- 1. Расчет должного основного обмена по таблицам Гаррис-Бенедикта.
- 2. Определение отклонения от должного основного обмена по формуле Рида.
- 3. Решение задач по расчету основного и рабочего обмена.
- 4. Определение суточных энерготрат хронометражно-табличным способом.
- 5. Оценка состояния обмена веществ и энергии по индексу массы тела человека.
- Физиология пищеварения
- Практические работы.
- 2. Определение скорости слюноотделения.
- 3. Изучение свойств слюны.
- 4. Знакомство с основными принципами метода желудочного зондирования.
- 5. Электрогастрография у человека.
- Практическая работа.