39. Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещение детей дошкольного и школьного возраста. Этапы формирования и развития половой культуры подрастающего поколения.
Половое воспитание, система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодёжи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Полноценное половое воспитание предусматривает его начало задолго до вступления детей в период полового созревания. Половое воспитание следует отличать от полового просвещения, которое заключается в ознакомлении подростков с физиологическими, сексологическими, санитарно-гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни и начинается примерно с 8-го класса. В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учётом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности — единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение.
В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определённому полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола (см. Половое сознание). Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся "тайной" их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, как "я тебя родила в роддоме" или "ты вырос у меня в животике". В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребёнка к теме, заставляет искать ответ у более "осведомлённых" старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям.
В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия. Нередко у детей младшего школьного возраста может возникать чувство симпатии, достигающее степени влюблённости и обычно направленное на старшего, как правило, красивого и сильного человека. При этом дети стараются быть ближе к этому человеку, ласкаются, ухаживают за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание ребёнка на его чувствах, поскольку такая влюблённость со временем проходит сама собой.
- 1.Определение здоровья человека. Современные концепции категории здоровья. Понятие о промежуточных состояниях, болезни.
- 2.Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Изменение здоровья детей во время обучения в школе. Факторы риска.
- 4.Здоровье человека и окружающая среда
- 5.Понятие о популяционном здоровье, критерии оценки. Общая характеристика состояния здоровья населения рф и Тульской области. Роль учителя в сохранении здоровья детей и подростков.
- 6.Понятие и определение зож. Основные принципы формирования зож. Роль учителя в формировании зож у школьников.
- 7.Понятие о стрессе. Виды стресса. Общий адаптационный синдром. Методы профилактики и реабилитации стрессовых состояний у взрослых и детей.
- 8.Неврастения. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 9.Невроз навязчивых состояний. Факторы, способствующие возникновению неврозов. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 10.Истерия. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 12.Понятие об инфекционных заболеваниях. Классификация. Инфекционный процесс: характеристика, периоды течения инфекционного заболевания. Понятие о симптомокомплексе.
- 13. Иммунитет. Виды, классификация иммунитета. Факторы, оказывающие влияние на иммунитет.
- 14. Понятие об иммунопрепаратах. Виды, показания к применению. Профилактические прививки. Роль учителя в повышении невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.
- 15. Понятие о противоэпидемических мероприятиях: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Виды, методы и способы. Особенности применения в зависимости от конкретных условий.
- 16.Болезни, передающиеся половым путем- общая характеристика. Факторы и группы риска заражения. Основные пути заражения. Принципы лечения и профилактики.
- 17.Сифилис. Основные пути передачи. Стадии и особенности течения. Основные принципы лечения и меры профилактики.
- 18.Гонорея. Основные пути заражения. Особенности течения острой хронической гонореи. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 19.Вирус иммунодефицита человека- возбудитель опасного инфекционного заболевания. Гипотезы проявления вич. Воздействие на организм человека. Факторы и группы риска заражения вич-инфекцией.
- 21. Социальные болезни. Туберкулез. Факторы, способствующие возникновению и распространению заболевания. Основные симптомы. Принципы лечения и профилактики.
- 22.Основные группы инфекционных заболеваний. Факторы риска их развития. Принципы профилактики среди детей и подростков.
- 23.Корь. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 24. Ветряная оспа. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 25. Скарлатина. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 26.Коклюш. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 27.Дифтерия. Общая характеристика, формы заболевания. Пути передачи, Основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 28.Дизентерия. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 29.Сальмонеллез. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, профилактика.
- 30.Гепатит а. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактика.
- 31. Гепатит в. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, специфическая и не специфическая профилактика.
- 32.Ботулизм. Характеристика, способы заражения, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 33. Аскаридоз у детей. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и нетрадиционные методы лечения и профилактики.
- 34. Энтеробиоз. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и не традиционные методы лечения профилактики.
- 35. Чесотка. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Лечение профилактика.
- 36.Педикулез, виды, пути и факторы риска заражения. Основные симптомы, принципы лечения и профилактики.
- 37. Грибковые заболевания. Классификация. Источник и пути заражения. Общая характеристика, основные симптомы. Принципы лечения. Профилактика.
- 38. Понятие о репродуктивном здоровье человека. Основные категории: пол, секс, половая функция. Факторы оказывающие влияние на репродуктивное здоровье человека.
- 39. Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещение детей дошкольного и школьного возраста. Этапы формирования и развития половой культуры подрастающего поколения.
- 40. Понятие о контрацепции, ее сущность, цель и задачи. Виды, механизмы действия. Роль школы в вопросах сохранения здоровья и планирования семьи.
- 41. Гормональная контрацепция. Механизмы действия. Показания и противопоказания к применению. Достоинства и недостатки метода.
- 42. Механические методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 43. Химическая методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 44. Физиологическая контрацепция. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 45.Аборт,сущность,виды. Медико-социальные проблемы абортов. Роль учителя в профилактике в молодёжной среде.
- 47.Влияние алкоголя на организм. Характеристика алкогольного опьянения. Особенности алкоголизации молодёжи. Роль школы в профилактике алкоголизма.
- 49. Алкоголизм - хроническое заболевание. Стадии,признаки,характер течения.Принципы лечения.Профилактика алкоголизма в современном российском обществе.
- 50.Табакокурение-вредная привычка. Факторы, способствующие ее возникновению и распространению в дошкольном и школьном возрасте. Вредные компоненты табачного дыма и их влияние на организм.
- 52.Психофизиологические особенности формирования наркотической зависимости. Основные группы наркотических веществ, их влияние на организм.
- 53.Наркомания-хроническое заболевание. Факторы, способствующие распространению наркомании среди молодежи. Общая характеристика, стадии и особенности течения. Принципы лечения и профилактики.
- 54.Факторы и особенности возникновения и распространения токсикоманических пристрастий в подростковой среде. Токсикоманические вещества, их влияние на растущий организм.
- 55.Токсикомания-хроническое заболевание, особенности течения. Принципы лечения и профилактики. Роль учителя в профилактике токсикоманической зависимости у детей и подростков.
- 56.Бани и сауны- метод оздоровления организма детей разного возраста. Методики. Показания и противопоказания. Наблюдение за дыханием.
- 57.Массаж и его разновидности. Основные приёмы массажа. Показания и противопоказания.
- 58.Рациональное питание. Лечебное питание, его разновидности. Вегетарианство. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков.