57.Массаж и его разновидности. Основные приёмы массажа. Показания и противопоказания.
Массаж – это специальная процедура, которая применяется прежде всего для укрепления здоровья, повышения работоспособности, восстановления сил после любых нагрузок – физических или умственных улучшения самочувствия, а также при заболеваниях и травмах.
В зависимости от цели, с которой применяется массаж, он подразделяется на следующие виды:
1. Лечебный массаж.
Применяется при лечении заболеваний и травм. Этот массаж проводят специально подготовленные специалисты-медики, преимущественно врачи или работники восстановительных отделений учреждений здравоохранения, занимающихся амбулаторным лечением, в санаторных учреждениях, в восстановительных центрах. Лечебный массаж здесь предоставляется бесплатно по назначению врача.
2. Косметический массаж
Его проводят специалисты-косметологи с целью устранения косметических дефектов, улучшения состояния кожи, предупреждения старения.
3. Гигиенический массаж
Используется для сохранения работоспособности, быстрого снятия утомления, профилактики заболеваний. Его проводят подготовленные массажисты по желанию клиентов в виде оплачиваемых услуг в общественных плавательных бассейнах, саунах, банях и т.д.
4. Спортивный массаж.
Существуют различные виды спортивного массажа. Самым эффективным является массаж, направленный на подготовку спортсмена к наивысшим спортивным достижениям (подготовительный).
Различают пять основных приемов массажа:
1.Поглаживание. Этот прием выполняется ладонями обеих рук, он оказывает благотворное влияние на периферические окончания нервов, действую тем самым как успокаивающее средство, его наиболее часто выполняют, когда делают домашний массаж.
2.Растирание (массирование). Растирание также производится ладонями, движения должны быть зигзагообразные, плотные, и быстрые, направленные снизу вверх. Этот прием массажа наиболее часто применяется для массажа спины и поясницы.
3.Разминание. Разминание оказывает благотворное влияние на весь организм, а особенно на мышцы разминаемой части тела.
4.Поколачивание (похлопывание). Это прием заключается в ударах массируемой части тела локтевым краем кисти и тыльной поверхностью пальцев.
5.Вибрация. Это передача части тела равномерных но очень быстрых следующих друг за другом сотрясений.
Показания (В первую очередь массаж нужен здоровым людям для поддержания хорошего самочувствия и профилактики различных заболеваний):Боли в спине, пояснице, шее; Головные боли. Остеохондроз. Ушибы, растяжения мышц, сухожилий и связок. Переломы на всех стадиях заживления. Функциональные расстройства после перелома и вывиха (тугоподвижность суставов, мышечные изменения, рубцовые сращения тканей). Артриты в подострой и хронической стадии. Невралгии и невриты. Радикулиты. Параличи. Хроническая недостаточность сердечной мышцы. Стенокардия. Гипертоническая болезнь. Артериальная гипотония Реабилитационный
период после инфаркта миокарда. Хронический гастрит.Бронхит. Бронхиальная астма.
Противопоказания:При острых лихорадочных состояниях и высокой температуре.
Кровотечения и наклонность к ним. Болезни крови.
Различные заболевания кожи, ногтей, волос. При любых острых воспалениях кровеносных и лимфатических сосудов, тромбозах, выраженном варикозном расширении вен. Атеросклероз переферических сосудов и сосудов головного мозга.
Аневризма аорты и сердца. Аллергические заболевания с накожными высыпаниями.
Заболевания органов брюшной полости с наклонностью к кровотечениям.
Опухоли. Психические заболевания с чрезмерным возбуждением.
Недостаточность кровообращения 3-й степени. В период гипер- и гипотонических кризов.
Острая ишемия миокарда. Выраженный склероз сосудов головного мозга. При расстройстве кишечных функций (тошнота, рвота, жидкий стул). Лёгочно-сердечная недостаточность 3-й степени.
- 1.Определение здоровья человека. Современные концепции категории здоровья. Понятие о промежуточных состояниях, болезни.
- 2.Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Изменение здоровья детей во время обучения в школе. Факторы риска.
- 4.Здоровье человека и окружающая среда
- 5.Понятие о популяционном здоровье, критерии оценки. Общая характеристика состояния здоровья населения рф и Тульской области. Роль учителя в сохранении здоровья детей и подростков.
- 6.Понятие и определение зож. Основные принципы формирования зож. Роль учителя в формировании зож у школьников.
- 7.Понятие о стрессе. Виды стресса. Общий адаптационный синдром. Методы профилактики и реабилитации стрессовых состояний у взрослых и детей.
- 8.Неврастения. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 9.Невроз навязчивых состояний. Факторы, способствующие возникновению неврозов. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 10.Истерия. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 12.Понятие об инфекционных заболеваниях. Классификация. Инфекционный процесс: характеристика, периоды течения инфекционного заболевания. Понятие о симптомокомплексе.
- 13. Иммунитет. Виды, классификация иммунитета. Факторы, оказывающие влияние на иммунитет.
- 14. Понятие об иммунопрепаратах. Виды, показания к применению. Профилактические прививки. Роль учителя в повышении невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.
- 15. Понятие о противоэпидемических мероприятиях: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Виды, методы и способы. Особенности применения в зависимости от конкретных условий.
- 16.Болезни, передающиеся половым путем- общая характеристика. Факторы и группы риска заражения. Основные пути заражения. Принципы лечения и профилактики.
- 17.Сифилис. Основные пути передачи. Стадии и особенности течения. Основные принципы лечения и меры профилактики.
- 18.Гонорея. Основные пути заражения. Особенности течения острой хронической гонореи. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 19.Вирус иммунодефицита человека- возбудитель опасного инфекционного заболевания. Гипотезы проявления вич. Воздействие на организм человека. Факторы и группы риска заражения вич-инфекцией.
- 21. Социальные болезни. Туберкулез. Факторы, способствующие возникновению и распространению заболевания. Основные симптомы. Принципы лечения и профилактики.
- 22.Основные группы инфекционных заболеваний. Факторы риска их развития. Принципы профилактики среди детей и подростков.
- 23.Корь. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 24. Ветряная оспа. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 25. Скарлатина. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 26.Коклюш. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 27.Дифтерия. Общая характеристика, формы заболевания. Пути передачи, Основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 28.Дизентерия. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 29.Сальмонеллез. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, профилактика.
- 30.Гепатит а. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактика.
- 31. Гепатит в. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, специфическая и не специфическая профилактика.
- 32.Ботулизм. Характеристика, способы заражения, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 33. Аскаридоз у детей. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и нетрадиционные методы лечения и профилактики.
- 34. Энтеробиоз. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и не традиционные методы лечения профилактики.
- 35. Чесотка. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Лечение профилактика.
- 36.Педикулез, виды, пути и факторы риска заражения. Основные симптомы, принципы лечения и профилактики.
- 37. Грибковые заболевания. Классификация. Источник и пути заражения. Общая характеристика, основные симптомы. Принципы лечения. Профилактика.
- 38. Понятие о репродуктивном здоровье человека. Основные категории: пол, секс, половая функция. Факторы оказывающие влияние на репродуктивное здоровье человека.
- 39. Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещение детей дошкольного и школьного возраста. Этапы формирования и развития половой культуры подрастающего поколения.
- 40. Понятие о контрацепции, ее сущность, цель и задачи. Виды, механизмы действия. Роль школы в вопросах сохранения здоровья и планирования семьи.
- 41. Гормональная контрацепция. Механизмы действия. Показания и противопоказания к применению. Достоинства и недостатки метода.
- 42. Механические методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 43. Химическая методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 44. Физиологическая контрацепция. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 45.Аборт,сущность,виды. Медико-социальные проблемы абортов. Роль учителя в профилактике в молодёжной среде.
- 47.Влияние алкоголя на организм. Характеристика алкогольного опьянения. Особенности алкоголизации молодёжи. Роль школы в профилактике алкоголизма.
- 49. Алкоголизм - хроническое заболевание. Стадии,признаки,характер течения.Принципы лечения.Профилактика алкоголизма в современном российском обществе.
- 50.Табакокурение-вредная привычка. Факторы, способствующие ее возникновению и распространению в дошкольном и школьном возрасте. Вредные компоненты табачного дыма и их влияние на организм.
- 52.Психофизиологические особенности формирования наркотической зависимости. Основные группы наркотических веществ, их влияние на организм.
- 53.Наркомания-хроническое заболевание. Факторы, способствующие распространению наркомании среди молодежи. Общая характеристика, стадии и особенности течения. Принципы лечения и профилактики.
- 54.Факторы и особенности возникновения и распространения токсикоманических пристрастий в подростковой среде. Токсикоманические вещества, их влияние на растущий организм.
- 55.Токсикомания-хроническое заболевание, особенности течения. Принципы лечения и профилактики. Роль учителя в профилактике токсикоманической зависимости у детей и подростков.
- 56.Бани и сауны- метод оздоровления организма детей разного возраста. Методики. Показания и противопоказания. Наблюдение за дыханием.
- 57.Массаж и его разновидности. Основные приёмы массажа. Показания и противопоказания.
- 58.Рациональное питание. Лечебное питание, его разновидности. Вегетарианство. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков.