58.Рациональное питание. Лечебное питание, его разновидности. Вегетарианство. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков.
Рациональное питание - одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость. Значение рационального питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки.
Питание больного имеет большое значение для восстановления происходящих потерь в организме и для поддержания сил, действенное лечебное средство. При любом заболевании пищевой рацион оказывает определенное воздействие, а иногда имеет решающее влияние на течение и исход болезни.
Лечебное питание предписывается в виде пищевых рационов, которые состоят из определенных продуктов, подвергаемых соответствующей кулинарной обработке. Лечебный пищевой рацион называется "лечебным столом", или "диетой". Некоторые диеты должны не только содержать определенные продукты, но и дневной рацион в целом должен иметь строго установленный химический состав.
Больной должен соблюдать определенное меню, и каждое блюдо нужно приготовлять точно по предусмотренным нормам.
Применять лечебное питание в домашних условиях можно только по назначению врача. Лечебное питание, проводимое без совета врача и его указаний, может вместо пользы принести больному вред.
Вегетарианство, система питания, исключающая из пищи продукты животного происхождения, в том числе рыбу и птицу. С лечебной целью применяют при некоторых заболеваниях (гипертоническая болезнь, атеросклероз, болезни сердца и сосудов, острые и хронические заболевания почек, мочекислый диатез, подагра и др.). В этих случаях к растительной пище полезно добавлять молоко и яйца. Временный перевод на вегетарианское питание осуществляют постепенно, так как быстрый переход может вызвать резкую слабость и угнетённое состояние.
Роль питания в современных условиях повышается в связи с ускорением физического развития и ранним половым созреванием. Огромная информация, которая систематически поступает детям в школе и по другим, создает большую нагрузку на нервную систему. Снять эту нагрузку помогает правильно организованное питание. Большое значение имеет правильный режим питания. Наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим четырех- или пятиразового питания. Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4 - 5 раз в день. Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет не только время приема пищи, но и калорийный объем каждого приема пищи. Режим питания будет разным для детей, которые обучаются в первую и вторую смены. Промежуток между ужином и завтраком следующего дня не должен превышать 12 часов. Домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона. Регулярный прием пищи является основой рационального детского питания. Питание школьника должно быть сбалансированным, т.е. включающим все пищевые вещества в оптимальных соотношениях. У школьников, в связи с интенсивным ростом и большой учебной нагрузкой, потребность в витаминах повышена, особенно в витаминах А, Д и С. Удовлетворение потребности в этих витаминах достигается путем ежедневного использования молока, сыра, творога, сметаны, сливочного масла, яиц, мяса, рыбы, т.е. продуктов животного происхождения.
- 1.Определение здоровья человека. Современные концепции категории здоровья. Понятие о промежуточных состояниях, болезни.
- 2.Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Изменение здоровья детей во время обучения в школе. Факторы риска.
- 4.Здоровье человека и окружающая среда
- 5.Понятие о популяционном здоровье, критерии оценки. Общая характеристика состояния здоровья населения рф и Тульской области. Роль учителя в сохранении здоровья детей и подростков.
- 6.Понятие и определение зож. Основные принципы формирования зож. Роль учителя в формировании зож у школьников.
- 7.Понятие о стрессе. Виды стресса. Общий адаптационный синдром. Методы профилактики и реабилитации стрессовых состояний у взрослых и детей.
- 8.Неврастения. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 9.Невроз навязчивых состояний. Факторы, способствующие возникновению неврозов. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 10.Истерия. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 12.Понятие об инфекционных заболеваниях. Классификация. Инфекционный процесс: характеристика, периоды течения инфекционного заболевания. Понятие о симптомокомплексе.
- 13. Иммунитет. Виды, классификация иммунитета. Факторы, оказывающие влияние на иммунитет.
- 14. Понятие об иммунопрепаратах. Виды, показания к применению. Профилактические прививки. Роль учителя в повышении невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.
- 15. Понятие о противоэпидемических мероприятиях: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Виды, методы и способы. Особенности применения в зависимости от конкретных условий.
- 16.Болезни, передающиеся половым путем- общая характеристика. Факторы и группы риска заражения. Основные пути заражения. Принципы лечения и профилактики.
- 17.Сифилис. Основные пути передачи. Стадии и особенности течения. Основные принципы лечения и меры профилактики.
- 18.Гонорея. Основные пути заражения. Особенности течения острой хронической гонореи. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 19.Вирус иммунодефицита человека- возбудитель опасного инфекционного заболевания. Гипотезы проявления вич. Воздействие на организм человека. Факторы и группы риска заражения вич-инфекцией.
- 21. Социальные болезни. Туберкулез. Факторы, способствующие возникновению и распространению заболевания. Основные симптомы. Принципы лечения и профилактики.
- 22.Основные группы инфекционных заболеваний. Факторы риска их развития. Принципы профилактики среди детей и подростков.
- 23.Корь. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 24. Ветряная оспа. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 25. Скарлатина. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 26.Коклюш. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 27.Дифтерия. Общая характеристика, формы заболевания. Пути передачи, Основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 28.Дизентерия. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 29.Сальмонеллез. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, профилактика.
- 30.Гепатит а. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактика.
- 31. Гепатит в. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, специфическая и не специфическая профилактика.
- 32.Ботулизм. Характеристика, способы заражения, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 33. Аскаридоз у детей. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и нетрадиционные методы лечения и профилактики.
- 34. Энтеробиоз. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и не традиционные методы лечения профилактики.
- 35. Чесотка. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Лечение профилактика.
- 36.Педикулез, виды, пути и факторы риска заражения. Основные симптомы, принципы лечения и профилактики.
- 37. Грибковые заболевания. Классификация. Источник и пути заражения. Общая характеристика, основные симптомы. Принципы лечения. Профилактика.
- 38. Понятие о репродуктивном здоровье человека. Основные категории: пол, секс, половая функция. Факторы оказывающие влияние на репродуктивное здоровье человека.
- 39. Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещение детей дошкольного и школьного возраста. Этапы формирования и развития половой культуры подрастающего поколения.
- 40. Понятие о контрацепции, ее сущность, цель и задачи. Виды, механизмы действия. Роль школы в вопросах сохранения здоровья и планирования семьи.
- 41. Гормональная контрацепция. Механизмы действия. Показания и противопоказания к применению. Достоинства и недостатки метода.
- 42. Механические методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 43. Химическая методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 44. Физиологическая контрацепция. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 45.Аборт,сущность,виды. Медико-социальные проблемы абортов. Роль учителя в профилактике в молодёжной среде.
- 47.Влияние алкоголя на организм. Характеристика алкогольного опьянения. Особенности алкоголизации молодёжи. Роль школы в профилактике алкоголизма.
- 49. Алкоголизм - хроническое заболевание. Стадии,признаки,характер течения.Принципы лечения.Профилактика алкоголизма в современном российском обществе.
- 50.Табакокурение-вредная привычка. Факторы, способствующие ее возникновению и распространению в дошкольном и школьном возрасте. Вредные компоненты табачного дыма и их влияние на организм.
- 52.Психофизиологические особенности формирования наркотической зависимости. Основные группы наркотических веществ, их влияние на организм.
- 53.Наркомания-хроническое заболевание. Факторы, способствующие распространению наркомании среди молодежи. Общая характеристика, стадии и особенности течения. Принципы лечения и профилактики.
- 54.Факторы и особенности возникновения и распространения токсикоманических пристрастий в подростковой среде. Токсикоманические вещества, их влияние на растущий организм.
- 55.Токсикомания-хроническое заболевание, особенности течения. Принципы лечения и профилактики. Роль учителя в профилактике токсикоманической зависимости у детей и подростков.
- 56.Бани и сауны- метод оздоровления организма детей разного возраста. Методики. Показания и противопоказания. Наблюдение за дыханием.
- 57.Массаж и его разновидности. Основные приёмы массажа. Показания и противопоказания.
- 58.Рациональное питание. Лечебное питание, его разновидности. Вегетарианство. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков.