50.Табакокурение-вредная привычка. Факторы, способствующие ее возникновению и распространению в дошкольном и школьном возрасте. Вредные компоненты табачного дыма и их влияние на организм.
Табакокурение — очень сложная и противоречивая проблема современной жизни. С одной стороны, давно известно, что курение табака вызывает ряд серьезных заболеваний, многие из которых являются смертельными. Но при этом табак находится в свободной продаже и является одним из самых доступных товаров: купить его может даже ребенок. Табак — это единственный легальный продукт, который убивает потребителя при использовании по прямому назначению. Начав курить в молодом возрасте, часто за компанию, человек в определенный момент начинает понимать, что эта привычка уже отнюдь не баловство, а действительно серьезная зависимость, от которой не так просто избавиться.
Факторы, способствующие ее возникновению и распространению в дошкольном и школьном возрасте:
1.Психологические факторы: любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, “досрочно” взрослым.
2.Социальные факторы: окружение, пример родителей, старших братьев и сестер, давление сверстников, пример значимых лиц (преподавателей, актеров и пр.)
3.Физиологические факторы: эффект никотина оксида углерода, длительность фазы экспериментирования.
Табачный дым содержит более 4 тыс. химических веществ. Многие из них являются токсичными (бензол, толуол, окиси азота, формальдегид) и ядовитыми (анилин, синильная кислота). Кроме того, в состав табака входят радиоактивные вещества (полоний 210). Некоторые соединения, содержащиеся в табаке, известны как канцерогенные вещества (например, бензен, 4-(метилнитрозамино)-1-(3-пиридил) — 1-бутанон) и вызывают развитие различных раковых заболеваний. Во время курения табачный дым конденсируется в коричневое липкое вещество с неприятным запахом, которое называется «смола». Температура на горящем конце сигареты достигает значений 500—700°С. В результате некоторые вещества преобразуются в свободные радикалы, попадание которых в организм вызывает развитие оксидативного стресса с последующим развитием воспалительных процессов. В результате употребления табачных изделий развиваются заболевания практически всех органов и систем человека. Наиболее распространенные последствия табакокурения:
1.болезни сердца и сосудов
2.болезни дыхательной системы
3.болезни пищеварительной системы
4.болезни эндокринной системы (сахарный диабет);
5.остеопороз;
6.катаракта;
7.офтальмопатия;
8.нарушение слуха
Именно курением обусловлен высокий риск развития рака легкого, а также практически всех органов человека, включая систему кроветворения (развитие лейкемии). Курение также увеличивает вероятность возникновения и других видов злокачественных опухолей. В их число входят злокачественные опухоли полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, желудка, толстой кишки, почки, мочевого пузыря, печени, простаты. Сильное негативное воздействие курение оказывает на репродуктивную систему как женщин, так и мужчин.
51.Психофизиологические особенности формирования табачной зависимости. Никотинизм-хроническое заболевание. Методы и способы лечения. Профилактика курения в современном обществе. Роль учителя в предупреждении курения среди детей подростков.
Одна из характерных черт нашего времени – широчайшая распространенность разнообразных веществ, способных дать человеку ощущение эйфории. К сожалению, все большая часть современного человечества предпочитает кратковременное легкое удовольствие более трудным и более честным способам радоваться жизни. Наркомания – это такое состояние жизни, когда человек вместо того, чтобы интересоваться миром, начинает интересоваться только наркотиком, необходимостью его употреблять, своей тягой к нему, ощущениями, которые он рождает. Привязанность к наркотику, к одной-единственной крошечной частичке нашего огромного мира, постепенно выстраивает стену между человеком и всем миром. Эта изолирующая привязанность является смертельным заболеванием, имеющим социальные, физиологические и генетические предпосылки.
НИКОТИНИЗМ — хроническое отравление никотином (у злостных курильщиков табака): раздражительность, снижение работоспособности, кашель с мокротой и др.
В лечении никотинизма одно из важнейших мест занимают методы , оказывающие воздействие на психику человека, его эмоции, взаимоотношение с окружающей средой. 1.Пожалуй, самым распространенным методом борьбы с никотинизмом является гипнопсихотерапия.
2.Определенное значение имеет так называемая рассудочная психотерапия – сознательное самовнушение, повторение определенной словесной формулы.
3. Ряд специалистов применили для лечения никотинизма так называемую целевую психотерапию. Метод целевой психотерапии сводится к тому, что внимание больного обращается на то реальное улучшение здоровья, которое дает психотерапия, в чем больной убеждается на собственном опыте.
4. Все большую популярность приобретает групповая (коллективная) психотерапия, которая, по мнению ряда специалистов, наиболее рациональна.( При этом используется взаимное положительное влияние курящих, желающих бросить курить.)
Говоря о формировании здорового образа жизни молодого поколения вообще и профилактике курения в частности, нельзя не сказать о школе. Ведь именно в школе в течение многих лет молодежь не только учится, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Поэтому именно школа должна взять на себя задачу такого воспитания.
Проведение мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения курения в детском и подростковом возрасте, является важной частью формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и здоровья нации в целом. Однако проводимые в настоящее время профилактические мероприятия не являются систематическими и научно обоснованными. Даже если школа располагает специалистами (учителями, школьными психологами, социальными работниками, врачами, волонтерами из числа родителей и т.д.), которые готовы взять на себя задачу проведения профилактики, нет общей информационной базы, которая позволила бы выбрать правильное направление работы со школьниками.
Что же нужно делать, чтобы успешно бороться с эпидемией курения среди детей и подростков? Для этого необходимо решить следующие задачи:
• предотвратить начало курения (первичная профилактика);
• способствовать прекращению курения среди тех школьников, кто уже курит (вторичная профилактика).
- 1.Определение здоровья человека. Современные концепции категории здоровья. Понятие о промежуточных состояниях, болезни.
- 2.Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Изменение здоровья детей во время обучения в школе. Факторы риска.
- 4.Здоровье человека и окружающая среда
- 5.Понятие о популяционном здоровье, критерии оценки. Общая характеристика состояния здоровья населения рф и Тульской области. Роль учителя в сохранении здоровья детей и подростков.
- 6.Понятие и определение зож. Основные принципы формирования зож. Роль учителя в формировании зож у школьников.
- 7.Понятие о стрессе. Виды стресса. Общий адаптационный синдром. Методы профилактики и реабилитации стрессовых состояний у взрослых и детей.
- 8.Неврастения. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 9.Невроз навязчивых состояний. Факторы, способствующие возникновению неврозов. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 10.Истерия. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 12.Понятие об инфекционных заболеваниях. Классификация. Инфекционный процесс: характеристика, периоды течения инфекционного заболевания. Понятие о симптомокомплексе.
- 13. Иммунитет. Виды, классификация иммунитета. Факторы, оказывающие влияние на иммунитет.
- 14. Понятие об иммунопрепаратах. Виды, показания к применению. Профилактические прививки. Роль учителя в повышении невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.
- 15. Понятие о противоэпидемических мероприятиях: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Виды, методы и способы. Особенности применения в зависимости от конкретных условий.
- 16.Болезни, передающиеся половым путем- общая характеристика. Факторы и группы риска заражения. Основные пути заражения. Принципы лечения и профилактики.
- 17.Сифилис. Основные пути передачи. Стадии и особенности течения. Основные принципы лечения и меры профилактики.
- 18.Гонорея. Основные пути заражения. Особенности течения острой хронической гонореи. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 19.Вирус иммунодефицита человека- возбудитель опасного инфекционного заболевания. Гипотезы проявления вич. Воздействие на организм человека. Факторы и группы риска заражения вич-инфекцией.
- 21. Социальные болезни. Туберкулез. Факторы, способствующие возникновению и распространению заболевания. Основные симптомы. Принципы лечения и профилактики.
- 22.Основные группы инфекционных заболеваний. Факторы риска их развития. Принципы профилактики среди детей и подростков.
- 23.Корь. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 24. Ветряная оспа. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 25. Скарлатина. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 26.Коклюш. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 27.Дифтерия. Общая характеристика, формы заболевания. Пути передачи, Основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 28.Дизентерия. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 29.Сальмонеллез. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, профилактика.
- 30.Гепатит а. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактика.
- 31. Гепатит в. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, специфическая и не специфическая профилактика.
- 32.Ботулизм. Характеристика, способы заражения, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 33. Аскаридоз у детей. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и нетрадиционные методы лечения и профилактики.
- 34. Энтеробиоз. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и не традиционные методы лечения профилактики.
- 35. Чесотка. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Лечение профилактика.
- 36.Педикулез, виды, пути и факторы риска заражения. Основные симптомы, принципы лечения и профилактики.
- 37. Грибковые заболевания. Классификация. Источник и пути заражения. Общая характеристика, основные симптомы. Принципы лечения. Профилактика.
- 38. Понятие о репродуктивном здоровье человека. Основные категории: пол, секс, половая функция. Факторы оказывающие влияние на репродуктивное здоровье человека.
- 39. Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещение детей дошкольного и школьного возраста. Этапы формирования и развития половой культуры подрастающего поколения.
- 40. Понятие о контрацепции, ее сущность, цель и задачи. Виды, механизмы действия. Роль школы в вопросах сохранения здоровья и планирования семьи.
- 41. Гормональная контрацепция. Механизмы действия. Показания и противопоказания к применению. Достоинства и недостатки метода.
- 42. Механические методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 43. Химическая методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 44. Физиологическая контрацепция. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 45.Аборт,сущность,виды. Медико-социальные проблемы абортов. Роль учителя в профилактике в молодёжной среде.
- 47.Влияние алкоголя на организм. Характеристика алкогольного опьянения. Особенности алкоголизации молодёжи. Роль школы в профилактике алкоголизма.
- 49. Алкоголизм - хроническое заболевание. Стадии,признаки,характер течения.Принципы лечения.Профилактика алкоголизма в современном российском обществе.
- 50.Табакокурение-вредная привычка. Факторы, способствующие ее возникновению и распространению в дошкольном и школьном возрасте. Вредные компоненты табачного дыма и их влияние на организм.
- 52.Психофизиологические особенности формирования наркотической зависимости. Основные группы наркотических веществ, их влияние на организм.
- 53.Наркомания-хроническое заболевание. Факторы, способствующие распространению наркомании среди молодежи. Общая характеристика, стадии и особенности течения. Принципы лечения и профилактики.
- 54.Факторы и особенности возникновения и распространения токсикоманических пристрастий в подростковой среде. Токсикоманические вещества, их влияние на растущий организм.
- 55.Токсикомания-хроническое заболевание, особенности течения. Принципы лечения и профилактики. Роль учителя в профилактике токсикоманической зависимости у детей и подростков.
- 56.Бани и сауны- метод оздоровления организма детей разного возраста. Методики. Показания и противопоказания. Наблюдение за дыханием.
- 57.Массаж и его разновидности. Основные приёмы массажа. Показания и противопоказания.
- 58.Рациональное питание. Лечебное питание, его разновидности. Вегетарианство. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков.