2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
|
|
3. Проанализируйте графические, ситуационные, клинико-фармаколо-гические задачи, отражающие механизмы и особенности действия изучаемых лекарственных средств, показания к их клиническому применению, побочные эффекты:
Задача 1. Укажите локализацию действия (1-6) празозина, фентоламина, анаприлина, метопролола и лабеталола.
Задача 2. На схеме эфферентной иннервации укажите локализацию действия (1-6): а) адреноблокаторов; б) симпатолитиков.
Задача 3. Отметить эффекты адреноблокаторов и симпатолитиков1.
Органы и системы | Параметры | -АБ2 | -АБ | , -АБ | Симпато- литики | ||
1-АБ | 1, 2-АБ | 1-АБ | 1,2-АБ | ||||
Сердце | ЧСС |
|
|
|
|
|
|
ССС |
|
|
|
|
|
| |
АV-проводимость |
|
|
|
|
|
| |
Автоматизм |
|
|
|
|
|
| |
Сосуды | Тонус |
|
|
|
|
|
|
Бронхи | Тонус |
|
|
|
|
|
|
1Соответствующие эффекты отметить стрелками: ↑ - увеличение, ↓ - уменьшение; рефлекторные изменения – дополнительно буквой «Р».
2АБ – адреноблокаторы
Задача 4. Определить адреноблокирующие средства А и Б (празозин, фентоламин).
Задача 5. Определить средства А-В.
Задача 6. Определить группы веществ, к которым относятся препараты А-В.
Показания
Вещество | А | Б | В |
Гипертоническая болезнь (купирование криза) |
| + |
|
Гипертоническая болезнь (систематическое лечение) | + |
| + |
Спазм периферических сосудов |
| + |
|
Феохромоцитома |
| + | + |
Стенокардия |
|
| + |
Сердечные тахиаритмии, экстрасистолии |
|
| + |
Задача 7. Определить -адреноблокирующие средства А-В.
Показания
Вещество | Спазмы перифери-ческих сосудов | Отек легких | Феохромо- цитома | Гипертен-зивный криз | Гипертонии-ческая болезнь (системати-ческое лечение) | Доброкачест-венная гиперплазия предстатель-ной железы |
А | + | + | + | + |
|
|
Б | + |
|
|
| + | + |
В |
|
|
|
|
| + |
Задача 8. Решите задачи. Дайте прогноз следующим ситуациям:
больному бронхиальной астмой был назначен Метопролол;
больному сахарным диабетом был назначен Пропранолол;
беременная женщина принимает Пиндолол;
больной, длительно принимавший Атенолол для лечения ИБС, прекратил прием препарата;
водитель автобуса длительно принимает Анаприлин.
Задача 9. Проанализируйте задачу.
Врач стоит перед выбором лекарственного средства (доксазозин, тамсулозин, пропранолол) для лечения больного артериальной гипертензией с сопутствующей доброкачественной гиперплазией предстательной железы и предрасположенностью к бронхоспазму. Какое лекарственное средство из перечисленных рационально назначить?
Задача 10. Проанализируйте задачу.
Создатель нового класса лекарственных средств английский фармаколог лауреат Нобелевской премии Джеймс Уайт Блэк экспериментально установил, что изучаемое вещество уменьшало тахикардию, вызываемую эпинефрином, но усиливало его гипертензивный эффект, снижало в крови содержание глюкозы и свободных жирных кислот. Какой класс лекарственных средств открыл Блэк? Какое значение они имеют в современной кардиологии?
Задача 11. Проанализируйте задачу.
Беременной женщине, страдающей артериальной гипертензией, было назначено лекарственное средство. Спустя месяц регулярного приема артериальное давление нормализовалось. Однако при очередном обследовании у женщины выявлены повышенный тонус матки, а также гипотрофия плода вследствие плацентарной недостаточности. Какое лекарственное средство было назначено, в чем причина осложнений?
- Руководство
- Содержание
- Нейротропные средства, влияющие
- Классификация лекарственных средств, влияющих на периферический отдел нервной системы
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 5. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- 6. Дайте сравнительную характеристику местным анестетикам.
- Занятие 2
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 3
- Классификация лекарственных средств, угнетающих холинергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 4
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреномиметики:
- Классификация лекарственных средств, стимулирующих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- I. Животное с сохраненной иннервацией сердца
- I. Животное с пересеченными симпатическими нервами сердца (постганглионарная денервация)
- Занятие 5
- Лекарственные средства,
- Влияющие на эфферентную иннервацию
- Адреноблокаторы:
- Классификация лекарственных средств, угнетающих адренергическую иннервацию
- 1. Вопросы самоконтроля по теме занятия.
- 2. Объяснить следующие фармакологические термины (см. «Словарь фармакологических терминов»):
- 4. Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам.
- Занятие 6
- Заключительное занятие по теме
- «Лекарственные средства, влияющие
- На периферическую нервную систему»
- 1) Отметить ответы (а-и), соответствующие вопросам (1-8)
- 2) Отметить ответы (а-з), соответствующие вопросам (1-7)
- 3) Отметить ответы (а-ж), соответствующие вопросам (1-6)
- 4) Отметить ответы (а-р), соответствующие вопросам (1-8)
- 5) Укажите правильный ответ
- 6) Оценить правильность утверждений и их логическую связь
- 7) Как изменяется эффект вещества I на фоне действия вещества II*5?
- Особенности применения средств, влияющих
- Основная литература:
- Дополнительная литература: