logo search
ОЗЗ

Вопрос №87. Современные проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики.

Врачебная этика- часть общей этики, которая изучает общественные обязанности врача, специфическую сущность, закономерности развития и формирования врачебной морали, отношение врача к общим принципам морали и общества. Выполняет регулирующую роль в обществе, тесно взаимодействует с политическими и правовыми формами управления.

Особенности врачебной этики:

1) рассматривает отношение врача к человеку с нарушенным состоянием здоровья или риском возникновения нарушений

2) изучает особенности развития, зависимость врачебной морали от условий практической деятельности врача

3) охватывает не только вопросы, касающиеся отношений врач-больной, но и определяет норму поведения врача в быту, его высокую культуру, физическую и моральную чистоплотность

Медицинская деонтология– совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составляющих понятие врачебного долга. Регламентируется директивами и должностными инструкциями.

Основные требования и проблемы медицинской этики и врачебной деонтологии:

  1. врач должен обладать определенными качествами:

    1. гуманизм – любовь к людям;

    2. высокая нравственная культура;

    3. эйпатия – умение сопереживать психологическому состоянию другого;

    4. интеллигентность, образованность;

    5. милосердие;

    6. долг, честь, совесть;

    7. чувство врачебного такта

  2. врач в своей профессии взаимодействует с самими различными областями социальной жизни (врач-общество, врач-государство, врач-право, врач-закон, врач-больной, врач-врач, врач-микросоциальная среда больного, врач и его отношение к самому себе), что, несомненно, накладывает определенный отпечаток на его профессию.

  3. жизнь больного зависит от врача, поэтому врач должен стремиться не делать ошибок (диагностических, прогностических, лечебных, деонтологических и т. д.)

  4. современная медицинская этика и деонтология имеет ряд неразрешенных вопросов: коллегиальность в работе врача; безнадежно больные люди и эвтаназия; продление жизни больных новорожденных; проблемы аборта; успехи современной биомедицины (генная инженерия); проблема трансплантации человеческих органов.

Основы медицинской деонтологии были заложены еще в медицине древнего мира, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы медицинской деонтологии имели характерные особенности. Но общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, заключающиеся в стремлении облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались неизменными.

Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящийся к 18 в. до н.э. свод законов Хаммурапи, принятый в Вавилоне. Некоторые вопросы медицинской деонтологии нашли отражение и в древнейших памятниках индийской литературы: в своде законов Ману (около 2 в. до н.э. — 1 в. н.э.) и в Аюрведе (Науке жизни; 9—3 вв. до н.э.). В одной из книг Аюрведы говорится, каким должен быть врач, как следует ему себя вести, как и что говорить больному. Сегодня выделяют следующие модели медицинской деонтологии:

  1. модель Гиппократа («не навреди»), где сформулированы принципы врачевания и обязанности врача перед пациентом;

  2. модель Парацельса («делай добро»), где основное значение приобретает патернализм (от лат. pater - отец) - эмоциональный и духов­ный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс;

  3. деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»), в основе которой лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»), строжайшее выполнение пред­писаний морального порядка, соблюдение установленного медицинским сообществом и социумом набора правил;

  4. биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»), где остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдения прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) в связи с развитием современной медицины, биомеди­цинских технологий прогнозирования и управления наследственностью, контроля функций че­ловеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне;

  5. модель информированного согласия, в которой первостепенное значение имеет право пациента на информацию, необходимую для согласия в условиях современной медицины, насыщенной разнообраз­ной аппаратурой и повышенной уязвимостью пациента, когда благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента считается недопустимым. Причём под информированным согласием понимается добровольное принятие па­циентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента о характере и целях предлагаемого ему лечения; о связанном с ним существенном риске; о возможных альтернативах данному виду лечения и т.д.

В настоящее время новейшие достижения медицинской науки и техники заставляют несколько с другой точки зрения рассматривать традиционные нормы медицинской деонтологии. Принцип «врач-больной» заменяется принципом «врач—прибор—больной», а потребность больного в чутком и внимательном отношении медицинского работника, в его добром слове, не уменьшилась, а еще более увеличилась.

Современное введение принципа информированного согласия в сферу охраны здоровья вызвано необходимостью для врача совместно с пациентом решать возникающие моральные дилеммы в области медицины. В процессе дифференциации и специализации медицины, формирования ее новых областей, возникают и другие, не менее сложные, деонтологические проблемы. Среди них можно выделить следующие:

  1. взаимоотношения хирурга, анестезиолога и реаниматолога в процессе лечения больного;

  2. проблема «врач-больной-прибор»;

  3. наука как коллективный труд;

  4. сложные морально-этические вопросы, связанные с актуальными острыми научными проблемами.

Помимо общемедицинских правил и положений деонтологии, в каждой специальности существуют и специфические деонтологические аспекты. Это объясняется тем, что в каждом конкретном случае возникающие в процессе работы врача ситуации должны решаться индивидуально. Так, например, успехи реаниматологии, возросшие возможности длительного поддержания функций ряда органов и систем при необратимом прекращении функции головного мозга,потребности трансплантации органов вынесли на повестку дня целый ряд серьезных морально-этических проблем, связанных поведением врача, в частности, при определении достоверных критериев наступления смерти.

В связи с появлением сложных медицинских систем требования к медицинскому персоналу существенно возросли. Каждый медработник должен в совершенстве владеть медицинскими навыками и уметь обращаться с современным медицинским оборудованием. В современных условиях глобализации культуры и распространения рыночных отношений на медицину и сферу науки, подвергаются трансформации и социальные ориентации, часто становится крайне трудным моральный выбор. Президент Всемирной ассоциации неврологов Р.Маслоу пишет по этому поводу: «Этика нашей профессии все более становится непосильным, изматывающим душу бременем». Религия, философия, биоэтика, юриспруденция и все другие науки, положенные в основу деонтологии, провоцируют конфликты этического порядка и неоднозначность сопутствующего им морального выбора. Каждый человек в силу своих человеческих и религиозных утверждений принимает тот или иной этический довод, и с развитием медицины проблемы деонтологии будут порождать все новые и новые споры.