logo search
otvety

11. Платные медицинские услуги и методика расчета их стоимости.

При формировании стоимости медицинской услуги следует руководствоваться следующими нормативными документами:

- Гражданским кодексом;

- Налоговым кодексом;

- Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 21.12.2004);

- Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";

- Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 "Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость";

- Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временной), утвержденной Министерством здравоохранения № 01-23/4-10 и Российской академией медицинских наук № 01-02/41 от 10.11.1999 и (далее - Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг);

- Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики от 06.12.1995 № СИ-484/7-982;

- Приказами Минздравсоцразвития России от 10.04.2001 № 113 "О введении в действие Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" и от 16.07.2001 № 268 "О введении в действие Отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги".

В субъектах, как правило, разрабатываются свои нормативные акты, устанавливающие порядок формирования цен на платные услуги.

В основу расчета цены на медицинскую услугу заложены фактические расходы, плановые или нормативные (при наличии установленных в законодательном порядке нормативов) затраты медицинских учреждений и их структурных подразделений.

Для расчета цены услуги необходимы данные бухгалтерской и статистической отчетности:

а) обо всех видах затрат учреждения в целом;

б) обо всех видах затрат структурных подразделений;

в) о численности персонала по категориям, структурным подразделениям и учреждению в целом;

г) о фонде рабочего времени медицинского персонала;

д) о количестве пролеченных больных по учреждению в целом и в профильных отделениях стационара;

е) плановые и фактические показатели о числе пролеченных больных по учреждению, по отделениям стационара и отдельным нозологическим формам заболеваний.

В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию цен стоимость платной медицинской услуги (Ц) определяется по формуле:

Ц = Рс + Пр + Н,

где Рс - себестоимость услуги; Пр - прибыль; Н - налоги на услугу (НДС, который определяется в соответствии с действующим законодательством РФ).

Расчет себестоимости платной медицинской услуги осуществляется по формуле:

Рс = Рпр + Ркосв,

где Рпр - прямые расходы; Ркосв - косвенные расходы.

К прямым расходам относятся затраты, технологически связанные с осуществлением услуги и потребляемые в процессе ее оказания:

- оплата труда основного персонала;

- начисления на оплату труда основного персонала;

- медикаменты, перевязочные средства, одноразовые медицинские принадлежности;

- износ мягкого инвентаря по основным подразделениям;

- амортизация оборудования, используемого непосредственно при оказании медицинской услуги

Амортизация оборудования, числящегося в составе основных средств, в расчете на медицинскую услугу учитывается пропорционально времени ее оказания.

К косвенным расходам по формированию цен относятся затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения,

но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги:

- оплата труда общеучрежденческого персонала;

- начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;

- хозяйственные расходы (расходные материалы и предметы снабжения, оплата услуг связи, коммунальных услуг, текущего ремонта и т.д.);

- износ мягкого инвентаря в общеучрежденческих подразделениях, обслуживающих лечебно-диагностический процесс, но не участвующих непосредственно в оказании медицинских услуг;

- амортизация зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг.

В себестоимость j-ой медицинской услуги косвенные расходы включаются пропорционально прямым расходам через расчетный коэффициент косвенных расходов:

Ркосвj = Рпрj x Ккрj,

где Ркосвj - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость конкретной j-ой медицинской услуги;

Рпрj - величина прямых расходов, включаемых в себестоимость j-ой медицинской услуги;

Ккрj - коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость медицинской услуги, рассчитывается на весь объем оказываемых медицинских услуг в соответствии с планом работы на будущий год либо по данным предшествующего периода.

Стоимость сложной медицинской услуги рассчитывается путем суммирования стоимостей простых медицинских услуг, входящих в ее состав.

12. Современный подход к планированию здравоохранения в период перехода к рыночным отношениям + 13. Планирование здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины.

Одной из важных и сложных проблем здравоохранения является планирование МП населению.

План здравоохранения - составная часть государственного плана экономического и социального развития страны. Он направлен на наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов здравоохранения как важнейшей отрасли народного хозяйства.

Безусловно, в условиях перехода к рыночной экономике планирование теряет некоторые императивные, прежде всего, централизованные функции и приобретает рекомендательный характер.

Планирование - предопределение будущего, построение модели желаемого и намеченного будущего состояния системы при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечный рубеж планируемых действий.

В основе современного подхода - разграничение между планом и программой.

Программа - перечень действий субъектов системы, необходимых для достижения цели. Она должна всегда быть ориентирована на достижение конкретных целей.

"Планирование в условиях ограниченных ресурсов - любое общественно-полезное производство сдерживается ограниченными ресурсами.

Программы по целям: стратегические (достижение за 5 лет), тактические (1-5 лет), оперативные (текущие)(до года)

Виды: простые, сложные

Планы являются заданиями вышестоящего уровня управления - нижестоящему. Они обеспечивают выполнение отдельных мероприятий, текущих программ.

Народнохозяйственные планы подразделяют на территориальные и отраслевые. Планы здравоохранения являются, прежде всего, отраслевыми.

По срокам исполнения планы делятся на текущие и перспективные.

Текущие планы рассчитаны на 1 год и являются составной частью перспективных планов.

Перспективные планы в последние годы разрабатываются в форме концепции развития здравоохранения на 5—10 лет.

Основными принципами планирования здравоохранения в РФ являются:

- направленность здравоохранения на достижение конкретных результатов в улучшении здоровья граждан;

- адекватность финансовых ресурсов здравоохранения государственным гарантиям предоставления населению медико-социальной и лекарственной помощи;

- обеспечение социальной справедливости и доступности помощи при реализации государственных гарантий вне зависимости от социального статуса, уровня дохода и места жительства граждан;

- высокая эффективность использования ресурсов при реализации государственных гарантий за счет оптимизации структуры объема и технологий медицинской помощи;

- политическая приемлемость принципов организации системы здравоохранения;

- приемлемый уровень административных расходов;

- обеспечение высокой эффективности внедрения современных медицинских технологий.

В планировании здравоохранения применяют различные методы:

1. Аналитический метод используется для оценки исходного и достигнутого уровней при составлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода определяется обеспеченность населения медицинским персоналом, больничными койками, исчисляются объемы медицинской помощи (процент госпитализации, среднее число амбулаторных посещений на одного жителя и т.д.).

2. Сравнительный метод — составная часть аналитического, дает возможность определить направление процессов развития, например, заболеваемости, смертности и т.д.

3. Балансовый метод — позволяет вскрыть намечающиеся диспропорции во время выполнения плана, например, балансы подготовки кадров и роста сети лечебно-профилактических учреждений.

4. Нормативный метод применяется при составлении любого плана, основанного на использовании балансового метода. Так, при планировании здравоохранения используются нормативы потребности населения в медицинской помощи, нормы нагрузки врачей и среднего медицинского персонала.

5. Экономико-математические методы применяются при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана.

План здравоохранения состоит из следующих основных разделов: а) сеть медицинских учреждений; б) потребность в подготовке кадров для учреждений здравоохранения; в) капитальное строительство; г) материально-техническое обеспечение

учреждений здравоохранения; д) бюджет здравоохранения.

14. Источники финансирования здравоохранения + 15. Финансирование в новых экономических условиях.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.

Финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным медицинским организациям

Финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным медицинским организациям, включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Финансовое обеспечение оказания гражданам паллиативной медицинской помощи осуществляется за счет:

1) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Источники финансирования здравоохранения:

-ОМС и ДМС

-спонсорские средства

-благотворительные средства

-личные средства граждан

-бюджеты всех уровней

-от предпринимательской деятельности.

По сравнению с существовавшей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же остаточному принципу, система медицинского страхования позволит использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.

Договор о финансировании - между территориальным фондом ОМС и СМО. По нему СМО обязана оплачивать МП застрахованным лицам в рамках тер программы. Территориальный фонд ОМС финансирует СМО.

Одноканальное финансирование.

При одноканальной системе:

-финансирование учреждения по смете заменяется финансированием за непосредственные результаты деятельности (за объемы оказанных услуг);

-появляется возможность размещения государственного (муниципального) заказа в любых учреждениях здравоохранения (муниципальных и государственных) для решения проблем межрайонных центров или медицинских округов, независимо от территориального расположения учреждений;

-руководителю дается большая свобода в расходовании средств (отсутствие казначейского исполнения), но одновременно появляется большая ответственность;

-контроль качества со стороны страховых организаций приобретает действенные формы, так как контролируются все аспекты, влияющие на качество;

-появляется возможность точного учета финансирования в разрезе конкретных классов болезней и отдельных диагнозов.