logo
otvety

3. Особенности организации работы стационара детской больницы. Показатели деятельности.

Стационар детской больницы - МО, обеспечивающие квалифицированную стационарную и поликлиническую помощь детям от рождения до 18-летнего возраста.

По системе организации работы они могут быть объединёнными с поликлиниками или не объединёнными.

По объёму работы — многопрофильными (с отделениями для лечения детей с различными заболеваниями) или специализированными (лечебная помощь оказывается детям с какими-то определёнными заболеваниями, например хирургического профиля, с заболеваниями периода новорождённости, инфекционными болезнями и т. д.).

Организация работы детской больницы имеет много общего с работой стационара для взрослых однако есть и свои отличия, которые определяют специфику работы среднего медицинского персонала.

Больные дети, как и взрослые, поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, станций СМП, детских учреждений, «самотеком». Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику.

Структура детского стационара включает в себя приемное отделение, лечебные отделения (педиатрические и специализированные: хирургическое, инфекционное и т.д.), отделения лабораторной и функциональной диагностики и другие.

Приемное отделение стационара детской больницы должно быть боксировано (боксы составляют 3-5% от общего числа коек стационара). Наиболее удобны для работы индивидуальные боксы Мельцера-Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2-3 изолированных смотровых кабинетов и 1-2 санпропускников.

В случае поступления детей без ведома родителей последние немедленно извещаются об этом работниками приемного отделения. При отсутствии такой возможности сведения о ребенке заносятся в специальную книгу и сообщаются в милицию.

Отделения (палаты) стационара формируются по возрасту, полу, характеру и тяжести заболеваний, сроку поступления. В зависимости от возраста выделяют отделения (палаты) для недоношенных, новорожденных, детей грудного, младшего, старшего возрастов. По характеру заболеваний отделения (палаты) могут быть: педиатрические общие, хирургические, инфекционные и т.д. Палаты целесообразно иметь небольшие - на 2-4 койки, что дает возможность заполнять их с учетом возраста детей и заболевания. Целесообразно иметь застекленные перегородки между палатами для того, чтобы персонал мог наблюдать за состоянием детей и их поведением. Необходимо предусмотреть возможность пребывания в стационаре вместе с ребенком матери.

Основные задачи детской больницы:

- Восстановительное лечение, которое включает диагностику заболевания, лечение, неотложную терапию и реабилитацию.

- Апробация и внедрение в практику здравоохранения современных методов лечения, диагностики и профилактики, основанных на достижениях медицинской науки и техники.

- Создание лечебно-охранительного режима.

- Проведение противоэпидемических мероприятий и профилактика внутрибольничной инфекции.

- Проведение санитарно-просветительной работы.

- Повышение качества лечебно-профилактической помощи.

Показатели деятельности стационара:

1. Обеспеченность детского населения больничными койками:

Число больничных коек / среднегодовая численность детского населения х 1000.

2. Частота госпитализации (госпитализированная заболеваемость) детского населения:

Число госпитализированных за год больных детей / среднегодовая численность детского населения х 1000.

3. Структура нозологических форм, по поводу которых дети лечились в стационаре:

Число детей, пролеченных в стационаре по поводу данного заболевания / число всех пролеченных в стационаре детей х 100.

4. Распределение пролеченных в стационаре детей по результатам лечения: с выздоровлением, с улучшением, без перемен, с ухудшением, умерших:

Число выписанных детей с выздоровлением (….) / число всех выписанных детей х 100.

5. Больничная летальность детского населения:

Число умерших детей в стационаре / число всех выписанных + умерших в стационаре детей х 100.

6. Больничная летальность среди детей первого года жизни по отдельным заболеваниям:

Число умерших детей 1-го года жизни от данного заболевания / число всех выписанных + умерших в стационаре детей до 1-го года жизни от данного заболевания х 100.

7. Оборот койки:

Число выписанных из стационара + число умерших / среднегодовое число коек.

8. Среднегодовая занятость койки:

Число проведенный больным койко-дней / среднегодовое число коек.

9. Средняя продолжительность пребывания больных в стационаре:

Число проведенных больным койко-дней в стационаре / число выписанных + число умерших в стационаре больных.

4. Медицинское обслуживание детей дошкольного возраста. Диспансеризация.

Дошкольные учреждения — детские ясли, ясли-сады, детские сады — государственные учреждения охраны младенчества и детства открытого типа, лечебно-профилактического, оздоровительного и воспитательного характера для детей в возрасте от 1.5 до 7 лет.

Ориентировочное нормативы численности детей:

В яслях 180 -200 детей

В деском саду -600 детей

В школах- 2000 на 1 педиатра

Диспансеризация:

-здоровые дети (диспансеризация в декретированные сроки)

-младенческий возраст (до 1 года):

ранний неонатальный 1 месяц - первые три дня после выписки 2 раза в месяц

поздний неонатальный

постнеонатальный 1 раз в месяц.

-с 1 года до 3х лет - раннее детство

- на втором году - 1 раз в пол месяца

- на 3ем - 1 раз в полгода

-3-7 лет - дошкольный 1 раз в год

особый акцент в 6 лет, мл школьный возраст (препубертат)

до 15 лет - пубертат

15-18 лет – подростковый

Диспансеризация детей дошкольного возраста:

Детей до 1 года педиатр осматривает ежемесячно. В 1 месяц обязателен осмотр невропатолога, проведение аудиометрии, УЗИ тазобедренных суставов.

В 1 год кроме педиатра в осмотре детей участвуют: хирург, ортопед, невропатолог, отоларинголог, окулист, стоматолог, логопед.

Детям раннего возраста (до 3-х лет) профилактические осмотры педиатром проводятся:

1 раз в квартал – детям в возрасте от 1 до 2-х лет;

1 раз в 6 месяцев – детям в возрасте от 2-х до 3-х лет.

С составлением этапных эпикризов в 1 г. 6 мес.; в 2 г. 6 мес. и диспансерного эпикриза 1 раз в год (2, 3, 4, 5 лет).

В 2 года кроме педиатра осматривают детей отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог.

В 3 года – хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, логопед.

Сведения о профилактических осмотрах в декретированные сроки заносятся в форму 026/у-2000, разделы 6.1; 6.2; 6.3.

Согласно приказу МЗ и МО РФ № 186/272 от 30.06.1992 г., определены декретированные

сроки осмотра детей дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет):

- в 3 года, перед поступлением в ДДОУ

- в 5-6 лет, за год до поступления в школу

- в 6-7 лет, в год поступления в школу (весна-лето).

С обязательным осмотром всех специалистов (педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, невропатолог, окулист, стоматолог). Логопед, психиатр, психолог – по показаниям.

Основным учреждением для детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) являются ясли-сад (в настоящее время в ряде случаев ясли и детский сад существуют раздельно).

Детская поликлиника несет ответственность за лечебно-профилактическую работу соблюдение санитарно-гигиенического режима в дошкольных детских учреждениях района. Перед поступлением в ясли-сад, детям проводят всестороннее обследование. В ясли-сад принимают только здоровых детей. Для детей с физическими и психическими дефектами развития, для больных с хроническими заболеваниями организуют специализированные ясли-сады. В яслях ребенок находится от 10 до 14 ч в сутки. Для детей, родители которых работают в ночных и вечерних сменах, для детей одиноких и многодетных матерей организуют круглосуточные пятидневные ясли-сады, из которых родители, забирают детей только на выходные дни.

Врач и медицинская сестра проводят систематическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей, за проведением прививок, выполнением санитарно-гигиенического режима. Детям от 1 года до 3 лет систематически 1 раз в 3 мес проводят медицинский осмотр и один раз в год — профилактический осмотр, дегельминтизацию, санацию полости рта. Результаты наблюдения за ребенком и данные осмотров заносят в индивидуальную карту ребенка.

Особое место врач и медицинская сестра детских дошкольных учреждений отводят борьбе с инфекционными заболеваниями. Каждый ребенок, приходящий из дома, ежедневно при поступлении в детское учреждение тщательно осматривается медицинской сестрой и в случае подозрения у него инфекционного заболевания помещается в изолятор.

Регистрация посещений детьми детских учреждений проводится ежедневно медицинской сестрой или сестрой-воспитательницей. Ежегодно проводится анализ физического развития детей, заболеваемости, смертности и сроков использования детьми каждого места в году (плановая занятость — 300 дней).

Медицинские работники дошкольных учреждений систематически информируют воспитателей и детскую поликлинику о физическом и нервно-психическом развитии детей.

Детские дошкольные учреждения:

Ясли – 120-180 детей, сад –600 детей для одного педиатра,

1. Дошкольные учреждения общего типа

2. Центр дошкольного воспитания

3. Комплекс дошкольного воспитания

4. Учебно-воспитательный комплекс

5. Дошкольное учреждение с первыми классами

6. Малые дошкольные учреждения

7. Дошкольное учреждение, объединенное с жильем для персонала

8. Семейный детский сад

9. Прогулочные группы

10. Круглосуточная дежурная группа кратковременного присмотра.